Формы проявления урбанизации

Урбанизация имеет следующие основные формы проявления:

-   развитие сети городов и увеличение численности городского населения;

-   развитие групповых форм городского расселения, образование городских агломераций (Нижний Новгород, Дзержинск, Бор, Кстово) и возникновение мегаполисов (Москва);

-   усложнение функций городов;

-   развитие сложной городской инфраструктуры.

 

Задание 7. Ответьте на вопрос: «В каких основных формах проявляется урбанизация?». Изложите свой взгляд на поставленный вопрос и приведите собственные представления о формах проявления урбанизации.

 

Студенты предлагают свои ответы на поставленный вопрос. Варианты ответов записывают на доске, экране монитора, или экране медиа проектора, через компьютер. На данном этапе осуществляется индивидуальная работа студента.

Предложенные каждым обучающимся индивидуальные ответы обсуждаются обучающимися в форме свободной дискуссии (работа обучающихся в команде). При этом выявляются их (ответов на вопрос) сильные и слабые стороны, даются предложения по детализации, повышению адресности, информативности и усовершенствованию каждого из предложенных ответов.

На следующем этапе осуществляется работа обучающихся в команде и проводится обсуждение индивидуальных версий (редакций) ответов, выявляются их (ответов) сильные и слабые стороны, определяются варианты и способы усовершенствования обобщенного текста. На завершающем этапе текст «ответов» вносится в портфолио и записывается в индивидуальном файле на рабочем месте каждого из обучающихся.

 

 

Позитивные моменты урбанизации

Города являются центрами духовной и культурной жизни, в них сосредоточены новейшие достижения науки и техники, памятники культуры, сконцентрированы практически все проявления человеческого бытия. В них сфокусировано действие передовых сил общества и современных технологий, что в совокупности определяет города как двигатель прогресса человеческой цивилизации. Жизнь в городе имеет ряд бесспорных преимуществ: комфортное жилье с комплексом санитарно-гигиенических услуг; широкие возможности образования, получения специальности и выбора работы, культурного развития; большая доступность медицинской помощи – от первой врачебной до специализированной. Именно города на современном этапе их развития выступают местами концентрации транспортных путей и логистическими центрами (логистическими хабами) Они служат драйверами развития транспорта как такового в самом широком смысле этого слова (автомобили, железнодорожный транспорт, авиация, морской и речной флот и др.). Города являются центрами развития многочисленных средств коммуникации и передачи информации. Приведите свои примеры «позитива» от урбанизации.

 

Кроме того, в самой концентрации производства и населения заложены мощные экономические рычаги, позволяющие осуществить комплекс инженерных, технологических и гигиенических мероприятий по охране воды, воздуха, почвенно-растительного покрова в наиболее уязвимых для биосферы урбанизированных зонах. Более того, нередко урбанизация и индустриализация ведут к значительному улучшению экологической обстановки, например, при создании оазисов в аридных зонах (ОАЭ и др.).

Процесс урбанизации способствует также сохранению обширных природных ландшафтов за пределами зон концентрации городов. Правда, с другой стороны, известно, что города порождают проблемы отдыха в природе, а отдых в природе, обусловленный потребностями современного человека в комфорте, делает в свою очередь необходимой урбанизацию зон отдыха.

Растущий уровень автомобилизации, увеличивающаяся мобильность населения все более расширяют зоны доступности человеком природных ландшафтов, но, с другой стороны, эти процессы способствуют строительству автомобильных дорог и более равномерному распределению рекреационных нагрузок на природную среду.

 

 

Задание 8. Приведите собственные примеры и аргументы в обоснование позитивных для человека моментов урбанизации.

 

Обучающиеся формулируют индивидуальное обоснование существования позитивных моментов в урбанизации. Для повышения результативности своей работы, обучающиеся используют собственный жизненный опыт и доступные им ресурсы сети Интернет, ресурсы печатных изданий различной формы публикации материала (библиотеки, сведения из справочников, учебников, монографий, научных статей). Обоснование наличия позитивных моментов урбанизации формируется с введением рубрик (при необходимости) и ссылками на соответствующий источник информации либо на свой жизненный опыт. На этом этапе осуществляется индивидуальная работа обучающихся.

На следующем этапе осуществляется работа обучающихся в команде и проводится обсуждение в форме круглого стола индивидуальных версий (редакций) обоснования, выявляются их (версий обоснования) сильные и слабые стороны, определяются варианты и способы усовершенствования текста.

 

Проблемы урбанизации

К сожалению, жизнь в городе имеет и отрицательные стороны. К ним, например, относится необходимость длительных перемещений в городском транспорте и связанная с ней специфическая транспортная усталость.

 

Ускоренный ритм жизни в сочетании с отчетливо выраженной малоподвижностью (гиподинамией); оторванность горожан от естественной природной среды и, соответственно, большее время пребывания в антропогенно измененной среде. Самой отрицательной стороной городской жизни является низкое качество природной среды (воды, воздуха, растительного покрова), насыщение ее физическими, химическими и биологическими загрязнителями. Все эти факторы формируют негативные, абиологические тенденции в образе жизни и здоровье горожан, вызывают «болезни цивилизации».

Наверняка, каждый из вас хотя бы раз сталкивался с такими проблемами.

 

Задание 9. Приведите собственные примеры проблем, порожденных урбанизацией. Классифицируйте эти проблемы; укажите основную причину их возникновения и главный фактор, порождающих их.

 

Обучающиеся формулируют индивидуальное обоснование существования проблем, связанных с процессом урбанизации и с урбанизацией как явлением. Для повышения результативности своей индивидуальной работы, обучающиеся используют собственный жизненный опыт и доступные им ресурсы сети Интернет, ресурсы печатных изданий различной формы публикации материала (библиотеки, сведения из справочников, учебников, монографий, научных статей). Обоснование наличия проблем, связанных с урбанизацией, формируется с введением рубрик и нумерованных списков (при необходимости) и ссылками на соответствующий источник информации либо на свой жизненный опыт. На этом этапе осуществляется индивидуальная работа обучающихся.

На следующем этапе осуществляется работа обучающихся в команде и проводится обсуждение в форме круглого стола индивидуальных версий (редакций) предложенного каждым из них обоснования, выявляются их (версий обоснования) сильные и слабые стороны, определяются варианты и способы усовершенствования текста, формируется обобщенный список зафиксированных проблем.

На завершающем этапе осуществляется работа обучающихся в команде в форме мозгового штурма. Обучающиеся выбирают из своего числа лидера группы (руководителя), который организует её работу. Каждый из обучающихся должен выступить в качестве лидера. Группа выполняет классификацию проблем, отмеченных в составленном её общем списке. Классификация осуществляется по критериям (признакам и индикаторам), которые устанавливаются группой в процессе мозгового штурма. Для этого обучающиеся используют существующие классификации, доступ к которым осуществляется через сети Интернет, библиотечные фонды, включая учебники, рекомендации, методические указания и т.п. Установленные критерии, достигнутый с их помощью результат классификации (таблица или табулированный список), комментарии по каждой позиции с обозначением причин и факторов, с отражением корректных ссылок на печатные издания и сайты электронных публикаций заносятся в соответствующий файл в виде текста, после чего загружаются в индивидуальные портфолио обучающихся.

 

Отрицательные сдвиги в состоянии здоровья различных групп населения, проживающего в городах, весьма значительны. В первую очередь это относится к заболеваниям сердечнососудистой системы.

Другой неблагоприятный сдвиг – рост злокачественных новообразований, преимущественно за счет рака легких и дыхательных путей. Эти заболевания чаще всего поражают городских жителей, в особенности курящих. Существует прямая корреляционная связь между величиной города (количеством жителей) и частотой заболеваний раком легких.

Еще одним неблагоприятным сдвигом в состоянии здоровья следует считать рост числа аллергических заболеваний, и снова, главным образом, среди городского населения. Безусловно, отрицательным моментом является рост травматизма, который занимает третье место среди причин смерти (после болезней сердечнососудистой системы и злокачественных заболеваний) среди всего населения и второе место применительно к населению трудоспособного возраста.

Социально-экономические, экологические и биологические факторы большого города, влияющие на здоровье, весьма многочисленны и многообразны. Однако среди них на первое место следует поставить именно абиологические, то есть противоречащие биологическим потребностям организма, тенденции в современном образе жизни.

Абиологические тенденции в условиях жизни городских жителей связаны в основном с загрязнением природной среды ксенобиотиками (чужеродными для биосферы химическими веществами), физическим и биологическим загрязнениями.

Абиологические тенденции в жизнедеятельности также весьма многочисленны. Применительно к труду в промышленности, например, это связано с процессами автоматизации и механизации. Труд по своему содержанию становится, с одной стороны, более операторским, а с другой – все более «круглосуточным» для обеспечения эффективности использования сложного оборудования. Современной особенностью трудового процесса является уменьшение доли физического труда в бюджете рабочего времени, что способствует развитию гипокинезии и приводит к нервно-эмоциональному утомлению и увеличению коэффициента сменности, вследствие чего происходит перестройка суточных биоритмов.

Применительно к свободному времени абиологические тенденции связаны в первую очередь с увеличением пребывания человека во «второй природе» и, соответственно, с уменьшением времени общения с естественной природной средой.

Однако урбанизация среды обитания, безостановочная перестройка реальной среды жизни в сторону ее усложнения и рост искусственных компонентов не может быть оптимальным для человека. Современные ученые отмечают следующие особенности городской среды.

- В городе, и особенно крупном городе, человек подвергается многочисленным и умножающимся в количественном плане неблагоприятным воздействиям. Городская среда отчуждает человека от природы, а искусственная среда в избыточном количестве – сама по себе фактор постоянного стресса, вызывающего непреодолимую нагрузку на адаптационные механизмы человеческого организма. При этом необходимо учитывать, что современный город – среда, к которой человек как вид эволюционно не адаптирован.

- Городская среда отчуждает человека не только от природы, она отделяет человека от человека. В крупном городе формируется отчуждение и разъединение людей «за границей» рабочего дня и за рамками трудового коллектива. Городская среда рождает анонимный образ жизни, поскольку в городе имеется пространственный разрыв места приложения труда и места жительства в отличие от сельской среды или среды малого городского поселения. В настоящее время процесс отчуждения человека от общения усиливается персональными компьютерами, современными средствами коммуникации, делающими возможной массовую трудовую деятельность в собственном доме. Массовая коммуникация вытесняет человеческое общение, формирует виртуальный компьютерный мир.

При анализе проблем взаимодействия человека и окружающей его природной среды в современном крупном городе можно выделить три группы проблем.

Первая группа – проблемы, связанные с воздействием антропогенно измененной окружающей среды на городское население.

Вторая группа – проблемы, возникающие при воздействии загрязненной окружающей среды городов на природные системы, как в самих городах, так и на прилегающих к ним территориях.

Третья группа – проблемы, являющиеся следствием воздействия загрязненной окружающей среды городов на их материально-технические объекты.

 

Из указанных выше проблем наиболее важной представляется первая.

 

Представляя собой процесс усиления роли городов, урбанизация отражает распространение специфической городской культуры и образа жизни в развитии человечества. Урбанизация – это, прежде всего многогранный и многоуровневый процесс, который индуцирует и включает в себя географические, социально-экономические, демографические и культурные изменения.

В более узком понимании, традиционно употребляющемся в статистической демографии, урбанизация — это рост городов, особенно больших (свыше 1 миллиона жителей), повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире (урбанизация населения).

Термин «урбанизация» появился впервые в 1867 в Испании. Урбанизация в социально-философском значении представляет собой перехода от традиционного общества к качественно новому типу – индустриальному и постиндустриальному. Рост городского населения осуществляется за счет образования городов, миграции и преобразования сельских поселений в городские. В некоторых странах крупнейшие города действуют как «магниты», которые притягивают не только население сельской местности (традиционный источник), но и мигрантов из других городов и стран, в том числе нелегальных. Характерна также маятниковая миграция, когда население пригородов и окрестностей ежедневно ездит в крупные города на работу. Прирост населения в больших городах всегда ниже, чем в среднем в стране (некоторые демографы даже называют мегаполисы «черными дырами»). Образ жизни в больших городах сходен во всех странах мира, поэтому урбанизация является важным звеном глобализации.

 

Задание 10. Составьте собственное определение понятия «урбанизация».

 

Обучающиеся разрабатывают несколько версий (редакций) собственного определения понятия «урбанизация», используя доступные им ресурсы сети Интернет, существующие и доступные на данный момент определения. На этом этапе осуществляется индивидуальная работа обучающихся.

Предложенные индивидуальные версии (редакционные формы) определений обсуждаются обучающимися (работа обучающихся в команде). При этом выявляются их (определений) сильные и слабые стороны, даются рекомендации по усовершенствованию каждого из предложенных определений отдельно (каждое определение «имеет право на жизнь»).

На следующем этапе работы обучающихся в команде проводится мозговой штурм и вырабатывается единое (общее для всех) определение понятия «урбанизация».

 

 

Составим и по данному вопросу рассматриваемой темы глоссарий – словарь специальных терминов, понятий и определений.

Задание 11. Составьте собственный глоссарий теме «Урбанизация и урбанизированные экологические системы».

 

Обучающиеся составляют индивидуальную версию (редакцию) глоссария по заданной теме, используя доступные им ресурсы сети Интернет, ресурсы библиотеки, сведения из справочников, учебников, монографий, научных статей. Глоссарий формируется в алфавитном порядке, с введением рубрик (при необходимости) и ссылками на соответствующий источник. На этом этапе осуществляется индивидуальная работа обучающихся.

На следующем этапе работы обучающихся в команде проводится обобщение индивидуальных версий и вырабатывается единая (общее для всех) редакция глоссария по теме «урбанизация и урбанизированные системы».

 

Широкий спектр задач экологии человека как биологического и одновременно социального существа, понимание этого научного направления как обширной ассоциации научных и практических дисциплин объективно способствовали появлению частных антропо-экологических ветвей знаний, связанных с деятельностью человека (в том числе влиянием его на окружающую природную среду) в определенных социально-экономических и ландшафтно-географических условиях. В последние десятилетия получила развитие и экология города (называемая еще и градостроительной экологией), которую, учитывая многообразные проявления процесса урбанизации, более предпочтительно называть урбоэкологией.

 

Теперь у нас возникла возможность более детально рассмотреть понятие «урбоэкология».

Широкий спектр задач экологии человека как биологического и одновременно социального существа, понимание этого научного направления как обширной ассоциации научных и практических дисциплин объективно способствовали появлению частных антропо-экологических ветвей знаний, связанных с деятельностью человека (в том числе влиянием его на окружающую природную среду) в определенных социально-экономических и ландшафтно-географических условиях. В последние десятилетия получила развитие и экология города (называемая еще и градостроительной экологией), которую, учитывая многообразные проявления процесса урбанизации, более предпочтительно называть урбоэкологией. Она формируется на стыке многих областей знаний, важнейшими из которых в настоящее время признаются экология и градостроительство.

Ведущие отечественные (С.С. Шварц, Н.Ф Реймерс) и зарубежные (Ч. Бойден, Б. Коммонер, Ф Фестер) экологи рассматривали город как особую экосистему. На текущий момент известно немало определений этого понятия. В частности, одно из них имеет следующий вид.

 

Урбоэкология – это комплекс градостроительных, медико-биологических, географических, экономических и технических наук, в рамках экологии человека изучают взаимодействие производственной и непроизводственной деятельности человека с окружающей средой на территории населенных мест и их систем.

 

Вместе с тем урбоэкология, или экология города, — это наука о взаимосвязи и взаимодействии во времени и пространстве двух систем — городской (её социальной, технической, энергетической, информационной, административной подсистем) и естественной. Как наука урбоэкология является разделом экологии.

 

Урбоэкология – это прикладная наука, которая изучает экологические проблемы городов и формирует оптимальные пути их решения.

 

 

Урбоэкосистема – это природно-территориальный комплекс (геокомплекс) со всей его иерархической структурой – от ландшафта до фации, который находится под непосредственным влиянием (прошлым, настоящим, будущим) города.

 

Будучи одним из конструктивных направлений в экологии человека, урбоэкология является одновременно специфическим направлением и в градостроительной науке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: