Психолого-педагогическая характеристика учащегося

Общие данные

Имя и фамилия, дата рождения, возраст во время исследования.

Место жительства ребенка.

Школа, класс и год обучения.

Внешняя картина личности

       Внешние проявления личности:

1. Физическая внешность: особенности телосложения, внешнего вида черт лица, бросающиеся в глаза признаки; чистота одежды, аккуратность прически.

2. Проявление вербальной коммуникации: умение слушать собеседника, грамотность, образность, выразительность и логичность речи, уровень культуры общения (как это проявляется в коммуникации).

3. Проявление видов невербальных средств общения:

- особенность мимики (взгляда, улыбки) и пантомимики (дви­жений тела, осанки, походки, поз, жестов);

- речевые паузы, кашель, плач, смех, громкость, тембр, ритм, высота звука;

- прикосновения в процессе общения (руко­пожатия, дотрагивания);

- расположение в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное простран­ство и т.п.).

Особенности познавательной сферы личности

  1. Особенности восприятия (ширина, глубина, объективность, схватывание).
  2. Особенности внимания (активность, объем, сосредоточенность, распределение, переключение).
  3. Особенности памяти (запечатление, точность, готовность; механическая - логическая).
  4. Особенности воображения (живость, активность, творческий характер).
  5. Особенности мышления (быстрота, понятливость, ширина, критичность; уровень сформированности умений сравнивать, анализировать, синтезировать и т.п.).

 

4.     Особенности эмоционально - волевой сферы

       1. Эмоциональность в переживании личности своего отношения к окру­жающей действительности и к самому себе:

       - сдержанность в проявлении чувств;

       - преобладающее настроение (какие люди больше нравятся: веселые или серьезные; как обычно себя ведет, если что-то не получается);

       - сила влияния эмоционального состояния на деятельность (стенические, астенические эмоции);

       - степень проявления нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств во взаимоотношениях.

       2. Особенности волевых качеств:

       - степень сознательного регулирования своего поведения и деятельности (сдержанность, самообладание, терпение);

       - умение преодолевать внутренние и внешние трудности.

 

Особенности темперамента и характера

1. Динамическая характеристика психической деятельности личности: преобладающий тип темперамента, проявляющиеся в деятельности его особенности, связанный с типом высшей нервной деятельности, свойствами темперамента (реактивность и активность, пластичность и ригидность, экстраверсия и интроверсия).

2. Неповторимое, индивидуальное сочетание особенностей лич­ности, проявляющееся в следу­ющих чертах: отношение к себе, другим людям, миру вещей, к делу и своему труду. Выраженные акцентуации характера.

  1. Отношение к учебе, мотивация учения

1. Индивидуально-психологические особенно­сти личности, проявляющиеся в деятельности:

- уровень развития общих способностей (общее интел­лектуальное развитие, трудоспособность, интересы в общественной жизни общеобразовательной школы);

- уровень развития специальных способностей (художественные, музыкальные, хореографические и др.), являются ли они проявлением талантливости личности на данном этапе ее развития.

2. Отношение личности к своей деятельности:

- мнение по поводу учебы, успеваемости (для чего вообще и ему лично нужна учеба, почему успеваемость такая, а не другая);

- планы на будущее, их причины (планирует ли учиться по данному профилю после окончания художественной школы, кем хочет стать?).

  1. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Анализ умений устанавливать и развивать отношения сотрудничества со взрослыми (преподавателями и персоналом школы, родителями), ровесниками (одноклассниками, друзьями):

- рейтинг в межличностных отношениях со сверстниками, степень коммуникативной деятельности;

- преобладающий тип межличностного общения (диалогический, императивный, манипулятивный;

- познание и понимание окружающих в процессе общения (проявляющиеся психологические механизмы восприятия);

- интерактивная сторона общения личности, умение организовывать взаимодействие с окружающими людьми (способы поведения в русле трансактного анализа, ориентация на контроль или на понимание в общении);

- степень конфликтности, умение решать конфликтные ситуации, стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Общие психолого-педагогические выводы

1. Основные достоинства и недостатки, проблемы формирующейся личности учащегося; причины (внутренние и внешние) имеющихся проблем (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы, неправильные педагогические воздействия и т.д.).

2. Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем (пути дальнейшей работы с данным учеником).

3. Рекомендации родителям и самому ученику по развитию личности и устранению недостатков.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: