Общие данные
Имя и фамилия, дата рождения, возраст во время исследования.
Место жительства ребенка.
Школа, класс и год обучения.
Внешняя картина личности
Внешние проявления личности:
1. Физическая внешность: особенности телосложения, внешнего вида черт лица, бросающиеся в глаза признаки; чистота одежды, аккуратность прически.
2. Проявление вербальной коммуникации: умение слушать собеседника, грамотность, образность, выразительность и логичность речи, уровень культуры общения (как это проявляется в коммуникации).
3. Проявление видов невербальных средств общения:
- особенность мимики (взгляда, улыбки) и пантомимики (движений тела, осанки, походки, поз, жестов);
- речевые паузы, кашель, плач, смех, громкость, тембр, ритм, высота звука;
- прикосновения в процессе общения (рукопожатия, дотрагивания);
- расположение в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное пространство и т.п.).
Особенности познавательной сферы личности
- Особенности восприятия (ширина, глубина, объективность, схватывание).
- Особенности внимания (активность, объем, сосредоточенность, распределение, переключение).
- Особенности памяти (запечатление, точность, готовность; механическая - логическая).
- Особенности воображения (живость, активность, творческий характер).
- Особенности мышления (быстрота, понятливость, ширина, критичность; уровень сформированности умений сравнивать, анализировать, синтезировать и т.п.).
|
|
4. Особенности эмоционально - волевой сферы
1. Эмоциональность в переживании личности своего отношения к окружающей действительности и к самому себе:
- сдержанность в проявлении чувств;
- преобладающее настроение (какие люди больше нравятся: веселые или серьезные; как обычно себя ведет, если что-то не получается);
- сила влияния эмоционального состояния на деятельность (стенические, астенические эмоции);
- степень проявления нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств во взаимоотношениях.
2. Особенности волевых качеств:
- степень сознательного регулирования своего поведения и деятельности (сдержанность, самообладание, терпение);
- умение преодолевать внутренние и внешние трудности.
Особенности темперамента и характера
1. Динамическая характеристика психической деятельности личности: преобладающий тип темперамента, проявляющиеся в деятельности его особенности, связанный с типом высшей нервной деятельности, свойствами темперамента (реактивность и активность, пластичность и ригидность, экстраверсия и интроверсия).
|
|
2. Неповторимое, индивидуальное сочетание особенностей личности, проявляющееся в следующих чертах: отношение к себе, другим людям, миру вещей, к делу и своему труду. Выраженные акцентуации характера.
- Отношение к учебе, мотивация учения
1. Индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в деятельности:
- уровень развития общих способностей (общее интеллектуальное развитие, трудоспособность, интересы в общественной жизни общеобразовательной школы);
- уровень развития специальных способностей (художественные, музыкальные, хореографические и др.), являются ли они проявлением талантливости личности на данном этапе ее развития.
2. Отношение личности к своей деятельности:
- мнение по поводу учебы, успеваемости (для чего вообще и ему лично нужна учеба, почему успеваемость такая, а не другая);
- планы на будущее, их причины (планирует ли учиться по данному профилю после окончания художественной школы, кем хочет стать?).
- Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Анализ умений устанавливать и развивать отношения сотрудничества со взрослыми (преподавателями и персоналом школы, родителями), ровесниками (одноклассниками, друзьями):
- рейтинг в межличностных отношениях со сверстниками, степень коммуникативной деятельности;
- преобладающий тип межличностного общения (диалогический, императивный, манипулятивный;
- познание и понимание окружающих в процессе общения (проявляющиеся психологические механизмы восприятия);
- интерактивная сторона общения личности, умение организовывать взаимодействие с окружающими людьми (способы поведения в русле трансактного анализа, ориентация на контроль или на понимание в общении);
- степень конфликтности, умение решать конфликтные ситуации, стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Общие психолого-педагогические выводы
1. Основные достоинства и недостатки, проблемы формирующейся личности учащегося; причины (внутренние и внешние) имеющихся проблем (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы, неправильные педагогические воздействия и т.д.).
2. Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем (пути дальнейшей работы с данным учеником).
3. Рекомендации родителям и самому ученику по развитию личности и устранению недостатков.