Формы воспитательной работы и характер педагогического общения

    Форма воспитательной работы характеризует организационную структуру педагогического действия ил мероприятия, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Понятие формы воспитания позволяет ответить на вопросы о том, кто, где, как, когда и при каких условиях проводит воспитательную работу. Формы воспитания имеют творческий характер, отличаясь значительным разнообразием и даже невозможностью полного их повторения. В связи с таким обилием форм в педагогической науке наблюдается значительное разнообразие классификаций форм воспитательной деятельности по различным основаниям.

    По месту проведения:

– аудиторные (использование воспитательного потенциала учебных дисциплин и педагогического общения);

– внеаудиторные (мероприятия, посвященные каким-либо событиям, в различной степени связанные с учебным процессом);

– семейные (охватывают все множество взаимодействий мира и человека – о культуры поведения и общения до приобщения к труду и организации досуга).

    По количеству участников:

– индивидуальные (беседы);

– групповые (организация коллективной деятельности);

– массовые (шествия, демонстрации).

По методу воспитательного воздействия:

– словесные (собрания, конференции);

– наглядные (стенды, стенгазеты);

– практические (походы, олимпиады, субботники).

По виду деятельности:

– познавательные;

– трудовые;

– общественно-полезные;

– эстетические;

– физкультурно-оздоровительные;

– ценностно-ориентационные.

При этом в одном мероприятии могут сочетаться различные виды деятельности. Например, субботник одновременно является и трудовой, и физкультурно-оздоровительной, и общественно-полезной формой. Поэтому более четкой будет классификация по воспитательной задаче и преимущественному виду деятельности.

По воспитательной задаче:

– формы управления и самоуправления жизнью учебно-воспитательного учреждения (различные виды собраний);

– познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали);

– развлекательные формы (капустники, творческие вечера, концерты).

По преимущественному компоненту воспитательного воздействия:

– словесно-логические (обмен информацией, обсуждение проблем: собрания, дискуссии);

– образно-художественные (сопереживание эстетическое и нравственно: концерты, спектакли);

– трудовые (приобщение к труду: организация совместной работы и трудовой деятельности);

– игровые (организация досуга: отдых, спорт, развлечения);

– психологические формы (личностное развите, преодоление трудностей, становление коммуникативной культуры: тренинги, консультации).

Ни она из классификаций не является исчерпывающей, однако систематизация форма проведения воспитательной деятельности необходима – прежде всего для того, чтобы организовать разумное их сочетание и не упустить из виду различные направления воспитательной деятельности. Важно понимать системный характер воспитательных процессов, позволяющий связать различные формы в звенья единой цепи.

Воспитание проходит в рамках учебного процесса, и здесь нужно отметить особенности различных учебных дисциплин, формирующие определённые качества личности, а также воспитывающий характер педагогического общения, распространяющийся на классную и внеклассную формы работы. Однако основой воспитательной работы правомерно признают внеаудиторные, досуговые формы работы. При этом важно понимать, что досуг – это не обязательно развлечение и ничегонеделание. Под досуговой работой понимается организации времени обучающихся, свободного от решения учебных задач, призванная сформировать определенные качества личности или задать ценностные установки.

Вопросы педагогического общения, особенно в зарубежной литературе, поднимаются примерно с 1930-х гг. К. Левин пришел к мнению, что от стиля поведения учителя зависит поведение учащегося. Более того, учитель программирует учащегося не определенное поведение бессознательно строит общение таким образом, чтобы его первоначальная установка оправдала себя. Так возникает ситуация, которую в социальной психологии называют самоисполняющимся пророчеством.

Классификаций педагогического общения существует достаточно много. Опираясь на классификацию Д. С Смирнова, выделим четыре стиля педагогического общения.

Свободно-либеральный. Характеризуется попустительством, фамильярностью и анархией. Это наиболее вредный и разрушительный стиль. Он порождает неопределённость (безнормность) у обучающихся и вызывает у них напряженности и тревогу. В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания граждан России» построение воспитательного пространства в первую очередь опирается на нравственный пример педагога. Если у педагога нет нравственной позиции или он не желает ее транслировать, дети попадают в сложные условия, в которых страдает прежде всего воспитание.

Подобную ситуацию рассматривал А. С, Пушкин. В «Путешествии из Москвы в Петербург» он писал: «Где нет этикета там придворные в поминутном опасении сделать что-нибудь неприличное. Нехорошо прослыть невежею; неприятно казаться и подслужливым выскочкою».

Либеральный. Этот стиль уподобляют плывущему плоту: преподаватель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, фактически самоустраняется о ответственности за происходящее, являясь простым урокодателем. Об авторитете преподавателя здесь не может быть и речи.

Такой стиль может быть реализован вследствие неправильного педагогического мировоззрения. Иногда учителя думают, что детям нужно предлагать альтернативы, полагаясь на их разумный выбор. Но, для тог чтобы выбор стал действительно разумным, помимо альтернативы нужен еще и авторитетный пример.

Авторитарный. Преподаватель, практикующий такой стиль, отличается лаконичностью. Он говорит начальственным тоном, не терпит возражений. Даже похвала звучит иногда как команда или порицание («Сегодня ты хорошо ответил, даже удивительно».) Этот стиль чаще всего реализуется на практике, он наименее энергозатратен и способствует поддержанию дисциплины. Его центральным звеном является предполагаемое желание ученика удивить преподавателя, доказать, что он чего-то стоит. Однако не все обучаемые ориентированы на такую «игру на выживание», да и преодоление барьеров общении отнимает драгоценное время и силы. Кроме того, авторитарный стиль насаждает в сознании учеников сомнительное убеждение в том, что побеждает сильнейший и победа превыше всего.

Демократический. Здесь преподаватель опирается на мнение коллектива. Он развивает у учащихся навыки самоуправления, учитывая их индивидуальные способности. Это истинная педагогика сотрудничества, способная разбивать барьеры и облегчать и общение, и обучение.

Демократическое общение не подразумевает панибратства, а предполагает комфортное общение, позволяющее каждому его участнику максимально раскрыть свой потенциал. Это наиболее благоприятный стиль, когда по выражению В. А. Сухомлинского, «авторитет власти сменяется на власть авторитета».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: