Обновление научно-методического обеспечения (внедрение новшеств, адаптация к непрерывным изменениям), создание школьных кафедр, их функции

Задания для самостоятельного изучения на период

С «13» апреля по «19» апреля 2020 г.

Задание 1

Изучите теоретический материал по теме лекции.

Лекция (2 ч.)

Тема: НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК АСПЕКТ ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

План:

1. Методическая служба школы.

2. Обновление научно-методического обеспечения (внедрение новшеств, адаптация к непрерывным изменениям), создание школьных кафедр, их функции.

3. Повышение квалификации и самообразования учителей.

Методическая служба школы

Важным условием реализации дифференцированного подхода в методической работе являются программно-целевое планирование и организация. Они предполагают необходимость конкретизировать задачи повышения квалификации, решаемые в процессе методической работы, разработать оптимальные варианты, способы организации занятий (проблемные семинары, консультации, творческие отчеты, педагогические чтения, конференции и т. д.), обеспечить преемственность между внутришкольными службами (методическим советом, методическими объединениями, творческими группами и т. д.), их работу в едином режиме.

Структура методической службы школы. Дифференцированная методическая работа требует изменения структуры методической службы школы. Необходимо включить в нее, кроме традиционных предметных, цикловых МО, школы молодого учителя и т. д., новые формы — группу диагностики, временные объединения учителей, сформированные на основе изучения их затруднений. Вот как может выглядеть организационная структура методической службы школы (см. схему 3).

Основные направления деятельности структурных подразделений методической службы школы. Методический совет школы состоит из руководителей предметных методических объединений, групп диагностики, руководителей других подразделений (школа молодого учителя, школа передового опыта). Координатором деятельности методического совета является один из заместителей директора по учебно-воспитательной или научной работе. В его составе могут быть и наиболее опытные учителя, а также научные работники или работники методкабинета, сотрудничающие со школой.

Функции методического совета

1. Организационно-педагогическая. Определение целей, методов работы, руководство работой предметных (цикловых) методических объединений, временных групп, сформированных для ликвидации педагогических затруднений, группой диагностики. Рассмотрение планов, программ, проектов подразделений методической службы, их утверждение, представление на педсовет. Заслушивание информации руководителей подразделений. Организация согласованной деятельности по вопросам методической работы с другими подразделениями системы дополнительного профессионального образования кустовым методи-ческим объединением, районным методическим кабинетом, Институтом повышения квалификации.

Инструктивно-методическая. Инструктаж и консультации учителей по выполнению нормативных документов, организации учебно-воспитательной работы, оперативное информирование о новинках педагогической литературы, об опыте.

2. Поисково-исследовательская. Включение учителей в исследовательскую, поисковую деятельность, в работу над педагогической проблемой.

3. Изучение, обобщение и распространение передового опыта.

4. Адаптивная. Сокращение сроков адаптации молодых специалистов.

5. Организация самообразования учителей.

3. Группы диагностики.

Эта группа формируется из наиболее опытных учителей школы. При необходимости в ее состав могут быть включены руководители или наиболее компетентные преподаватели районного, кустового методического объединения. Координирует деятельность группы заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Основные направления деятельности:

•   Контроль и анализ обученности и воспитанности учащихся.

•   Контроль, анализ и прогнозирование качества профессиональной подготовки учителей, качества учебно-воспитательного процесса.

•   Формирование банка данных о состоянии учебно-воспитательного процесса, методической работы, исполнение решений педсоветов, методических советов.

•   Формирование банка данных о передовом опыте, о новых исследованиях в области педагогики, психологии, научно-методического материала о состоянии работы в школе. Определение ближайших и перспективных целей по развитию содержания, форм, методов, средств учебно-воспитательной деятельности, по развитию научно-методической деятельности коллектива и отдельных учителей.

•   Подготовка рекомендаций для методического совета по планированию, организации, содержанию научно-методической работы.

4. Предметные (цикловые) методические объединения. Деятельность предметных методических объединений (цикловых МО) включает следующий круг вопросов:

•   Разработка и осуществление мер повышения уровня образовательного процесса, выбор активных форм и методов обучения, обсуждение методики преподавания отдельных тем и разделов учебной программы.

•   Изучение и анализ учебно-программной документации, обсуждение перспективно-тематических и других планов.

•   Ознакомление с новинками педагогической, методической, научной литературы.

•   Изучение, отбор и внедрение в практику достижений науки, передового опыта.

•   Анализ результатов образовательного процесса, подготовка единых контрольных и проверочных работ, материалов к экзаменационным билетам.

•   Проведение предметных недель, конкурсов и олимпиад по общеобразовательным предметам.

•   Организация педагогического наставничества.

•   Посещение и обсуждение открытых уроков.

Обновление научно-методического обеспечения (внедрение новшеств, адаптация к непрерывным изменениям), создание школьных кафедр, их функции

 

Стало очевидным, что традиционная форма организационной структуры управления методической работы – методическое объединение учителей – уже не справляется с обеспечением должного научно-методического, творческого уровня деятельности, так как современный учитель испытывает сегодня много трудностей субъективного и объективного характера. В условиях расширения экспериментальной работы самыми большими трудностями в работе учителя являются: соединение теоретических положений с эмпирическим опытом, односторонняя ориентация на логический компонент мышления и т.д. Характеризуя новые стадии развития школы, необходимо отметить появление нового структурного образования в инновационной подсистеме школы –школьной кафедры. Кафедры взяли на себя руководство научно-исследовательской, творческой работой учителя, анализ и корректирование новых учебных программ и курсов, их экспертную оценку, рецензирование, внешкольные связи с вузами, НИИ, культурными центрами и т.п. На заведование кафедрами приглашаются научные работники НИИ, а также преподаватели – специалисты вузов. Кафедры предопределяют изменения в самих основаниях управленческого процесса. Они расширяют содержательную сторону организации инноваций в совершенствовании областей знаний, сфер культуры, практического освоения опыта. С введением кафедр происходит повышение наукоемкости педагогической деятельности. Появляются новые функции и новые области организаторской деятельности: исследование, разработка, эксперимент, рецензия, прогнозирование, диагностика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: