Повышение квалификации и самообразования учителей

 

Сложившаяся система воспроизводства педагогических кадров сохраняет традиционную приверженность к «знаниевой» парадигме педагогического образования. Между тем природа современной профессиональной деятельности требует от учителя способности свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, готовность не только обслуживать инновационные процессы, но и процессы творчества в широком смысле. Обновление системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров должно предусматривать:

– рост социального статуса учителя, ориентацию на личность учителя, его субъектное развитие и саморазвитие, его способности к общему и профессиональному самообразованию;

– необходимость взаимосвязи, координации различных этапов профессионального становления – от допрофессиональной подготовки до переподготовки и повышения квалификации.

Повышение квалификации и самообразования учителей – одно из важных направлений деятельности школы. В системе переподготовки, повышения квалификации и самообразования широко распространены следующие формы: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам повышения квалификации относятся:

– курсы институтов повышения квалификации;

– городские (районные) методические объединения (по предмету, проблеме и т.д.);

– лектории;

– семинары-практикумы.

К индивидуальным формам самообразования можно отнести следующие виды деятельности:

– подготовка и участие в работе практикумов (школьного или районного масштаба);

– изучение новых программ и учебников, уяснение их особенностей и требований;

– изучение дополнительного материала по определенной проблеме;

– проведение самостоятельной работы по решению задач;

– организация лабораторных, практических работ, опытов и упражнений;

– освоение современных технических средств обучения;

– выработка собственной технологии дифференцированного обучения, мыслительной деятельности учащихся;

– установление связи урочных и внеурочных занятий по своему предмету;

– изучение передового педагогического опыта и внедрение его в свою практику.

Представляется целесообразным введение дополнительных специальностей и элективных (избирательных) курсов, обогащающих профессиональную компетентность учителя. Возникает необходимость подготовки специалистов в области управления образовательными системами. Для осуществления дифференцированного обучения учитель должен быть вооружен методикой диагностики общего и психического развития детей. В существенном обновлении нуждается практика подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, которая должна выступать как система непрерывного педагогического образования. Одной из тенденций развития этой системы должно быть ее движение к более высокому уровню целостности, которая обеспечивает взаимодействие высших учебных заведений, школ, институтов повышения квалификации, других образовательных учреждений в совместной работе по профессиональной; ориентации, подготовке, переподготовке и повышению квалификации учительских кадров.

Функции повышения квалификации

Выделяются следующие основные функции повышения квалификации:

диагностическая – определение склонностей и способностей слушателей, выявление их уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей;

компенсаторная – ликвидация пробелов в образовании, связанных с недополучением психолого-педагогических знаний в процессе профессионального образования, с устарением ранее приобретенных знаний, с необходимостью более глубокого овладения предметно-профессиональными и педагогическими знаниями и умениями;

адаптационная – развитие информационной культуры, обучение самообразованию, основам педагогического менеджмента и умениям проектирования универсальных педагогических технологий и систем — с целью ориентации в деятельности при смене статуса образовательного учреждения, профиля подготовки, должности, места работы;

познавательная – удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей педагога;

прогностическая – раскрытие творческого потенциала слушателей, выявление их возможностей и готовности к профессионально-педагогической деятельности (М.П. Сибирская).

Учебно-тематические планы и образовательные программы повышения квалификации, как правило, строятся по блочно-модульному принципу и позволяют вариативно и гибко осуществить отбор содержания обучения в зависимости от целей повышения квалификации, потребностей слушателей, уровня их подготовленности и индивидуальных особенностей. Многообразие возможных вариантов образовательных программ и учебных планов определяет структуру повышения квалификации.

Методическая работа является органичной составляющей системы повышения квалификации педагогов.

Основные задачи методической работы состоят в углублении теоретической подготовки и профессионального мастерства учителей. Индивидуальная методическая работа является частью самообразования учителя. Коллективную методическую работу возглавляет педагогический или методический совет, завуча проводят методические объединения учителей по предметам и секция классных руководителей (или школьные кафедры).

В практике педагогических коллективов сложились такие формы методической работы, как посещение и анализ уроков, обсуждение новинок литературы, конференции, подготовка и обсуждение докладов, обмен опытом, коллективная и индивидуальная разработка тематических планов, рекомендаций. Методическая работа является одним из путей профессионального роста учителя, дает возможность творческой деятельности, научных исследований.

Повышение квалификации педагогов возможно и в системе послевузовского профессионального образования, которое может быть получено в аспирантуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Аспирантура – основная форма подготовки в России научных и научно-педагогических кадров при вузах, научных учреждениях или организациях. Аспиранты на конкурсной основе сдают вступительные экзамены в аспирантуру, кандидатский минимум и готовят диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук; обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать в очной форме трех лет, в заочной форме – четырех лет.

Докторантура – подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. Докторант готовит и публично защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора наук, которая обычно присваивается лишь тем, кто уже имеет степень кандидата наук.

Государство гарантирует гражданам бесплатность на конкурсной основе послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»). Государственные или муниципальные учреждения высшего профессионального образования или НИИ, при которых создана аспирантура, адъюнктура и (или) докторантура, обязаны предоставить гражданину такую возможность при соблюдении ряда четко оговоренных в правилах приема условий (например, наличия стажа работы по профессии, должности, успешной сдачи экзаменов, прохождения по конкурсу).

Задание 2

Письменно ответьте на вопросы по теме лекции.

1. Дайте характеристику научно-методической работе в школе в традиционном и обновленном варианте.

2. Выразите свою позицию на создание школьных кафедр и их функции.

3. Обоснуйте необходимость повышения квалификации и самообразования учителя в современных условиях.

Задание 3

Решите ситуационную задачу, письменно ответьте на вопросы, сформулированные к задаче.

Ситуационная задача. Почему вы не работаете, как Галина Ивановна? Мы два года внедряем ее опыт, а до вас он до сих пор не дошел! – говорит директор учительнице.

– А по-моему, можно иначе и.. лучше, тоньше! – чуть слышно произнесла учительница и настолько убежденно, что всякие сомнения о причине ее «невосприимчивости к передовому опыту» отпали. Это подтвердил и ее собственный урок, разительно отличающийся от внедряемого эталона.

Между тем директору не терпелось укрупнить слабости словесника.

– Вы не заметили, насколько она неуверенно чувствует себя в классе? А как она затянула начальную часть урока, и его компоненты утратили соразмерность. И эта свобода суждений! И споры, споры... – продолжал директор атаку. – Ералаш какой-то, а не урок! А ведь мы должны учить ребят.

1. «Внедрение передового опыта» - как вы это себе представляете?

2. Оцените позицию директора школы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: