Вставьте пропущенные буквы в корнях с чередующимися гласными

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА»

Модуль 1

Практическое занятие №1

Орфография как раздел науки о языке

I. Анализ контрольного диктанта, грамматических заданий. Выполнение работы над ошибками.

II. Вопросы

1. Понятия «орфография», «орфограмма».

2. Принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционно-исторический, дифференцирующий).

3. Репрезентация орфографических норм в словарях разных типов.

4. Употребление прописных букв.

III. Практические задания

Спишите. Объясните (устно) употребление прописных букв.

Плюшевый (М, м)ишка, земляника (П, п)обедитель, (А, а)нютины глазки. Проказница (М, м)артышка, (О, о)сел, (К, к)озел да (К, к)осолапый (М, м)ишка затеяли сыграть квартет. (З, з)мей (Г, г)орыныч, (К, к)расная (Ш, ш)апочка, (Д, д)алев словарь, (Н, н)екрасовское стихотворение, (П, п)рокрустово ложе, (Ш, ш)укшинские чтения, (С, с)еверная (А, а)мерика, мыс (Д, д)оброй (Н, н)адежды, (Р, р)еспублика (К, к)оми, (К, к)оми-(П, п)ермятский (А, а)втономный (О, о)круг, (О, о)льгин карандаш, (С, с)оюз государств Центральной Африки, (Е, е)вропейская (Р, р)оссия, (Т, т)уманность (А, а)ндромеды, (О, о)ктябрьская революция,
1-й (Б, б)елорусский фронт, (К, к)убок (М, м)ира по футболу, (В, в)еликая (О, о)течественная (В, в)ойна, (Н, н)овый (З, з)авет, (З, з)имний (Д, д)ворец, (К, к)нига (Р, р)екордов (Г, г)иннеса, (К, к)онституция (Р, р)оссийской (Ф, ф)едерации, (Ц, ц)арь-(К, к)олокол, (П, п)редседатель (П, п)равительства (Р, р)оссийской (Ф, ф)едерации, (Л, л)ауреат (Н, н)обелевской (П, п)ремии, (Ч, ч)резвычайный и (П, п)олномочный (П, п)осол, (Г, г)ерой (Р, р)оссийской (Ф, ф)едерации, (О, о)рден (М, м)ужества, комедия «(Д, д)венадцатая ночь, или (К, к)ак вам угодно», (Е, е)вропарламент, (В, в)уз, (З, з)агс.


Выполните разбор по составу.

лампочка, атеизм, семнадцать, уходить, беречь, тридцатка, прогулка, утром (как сущ. и наречие), вдвоем, сгибать, недовес.

Спишите, вставляя вместо точек нужные слова из скобок.

…телефонной сети (абонент, абонемент); библиотечный … (абонент, абонемент);…отойти в сторону (боязливо, боязно). В этом городе долго не проживешь: жизнь очень … (будняя, будничная). День обещал быть дождливым и … (ветреным, ветряным). И откуда этот крепкий … (ветряной, ветреный, ветровой) шквал? Бойцам было приказано … (надеть, одеть) погоны. Рыбаки … (наденут, оденут) червяка на крючок. Дарья Александровна за несколько дней вперед обдумала, как (одеть, надеть) всех детей. Холодная мгла …(надевала, одевала) землю.

Рекомендуемая литература

и учебно-методические материалы для подготовки к занятию:

1. Валгина, Н.С. Орфография и пунктуация [Текст]: Справочник. / Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева − М.: Высшая школа, 1993.

2. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2003.

3. Кайдалова, А.И. Современная русская орфография [Текст] / А.И. Кайдалова, И.К. Калинина. М.: Высшая школа, 1983.

4. Розенталь, Д.Э. Русский язык для школьников старших классов и поступающих в вузы [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Дрофа, 1999.

5. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Айрис-пресс, 1999.

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии, 2006. – 944 с.

7. Кузнецова, А.И. Словарь морфем русского языка: ок. 52 000 слов [Текст] / А.И. Кузнецова, Т.Ф. Ефремова. − М.: Русский язык, 1986.

 

 

Практическое занятие №2

Правописание гласных в корне слова. Гласные после ц и шипящих

I. Вопросы

1. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

2. Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

3. Чередование гласных и – е;а – о;им (ин) – а(я) в корне слова.

4. Гласные после шипящих:

- употребление букв ы, э, ю, я;

- буквы е (ё)/ о в корнях слов;

- буквы е (ё)/ о в суффиксах;

- буквы е (ё)/ о в окончаниях.

5. Гласные после ц:

- употребление букв э, ю, я;

- буквы и / ы после ц;

- буквы е / о после ц.

II. Практические задания

1. Домашние задания

Вставьте пропущенные буквы, проверив написание по орфографическому словарю.

Р_гламент, кр_терий, л_квидация, дил_тант, трансп_рант, н_тариус, экстр_вагантный, пров_кация, р_ферент, комп_стировать, д_зертир, прив_легия, п_р_ферия, вин_грет, ак_омп_н_мент, ст_пендия, экзам_натор, инв_нтарь, прив_редливый, эст_када, п_ролон, диф_рамб, д_рижер, див_денды, эксп_римент, в_стибюль, п_риметр, квал_фикация, мер_диан, н_тация, п_мпезный, аф_ризм, ант_гонизм, апл_дисменты, к_рифей, доск_нально, тр_пеция, пат_логия, рез_нанс, ан_нимный, кр_терий, ин_циалы, ж_нглер в ц_рке, привл_кательный п_лисадник, обл_чать пороки, пор_ждать полем_ку, ди_п_зон, к_мпл_мент, к_нт_нент.

2. Вставьте безударную гласную в корне, подобрав проверочное слово. Например: просв_щать – свет; запеч_тлеть – печать.

Обог_щать, посв_щать, просв_титель, прим_рять противников, прим_рять костюм, зап_здать, прив_дение, раздр_жать, вообр_жать, вып_лить из ружья, ст_рожил огород, ст_рожил города Тюмени, зак_лить здоровье, зап_вать водой, св_ла гнездо, подр_жать старшим, подр_жать от страха, св_тая простота, ст_сненый в средствах, см_тение, см_тенный в кучу мусор, разв_вающиеся флаги, разв_вающиеся страны, отв_рять окно, отв_рить макароны, спл_титься, обн_женный, ув_жение.

Вставьте пропущенные буквы, разберите слова по составу.

Стаж_р, ретуш_р, монтаж_р, дириж_р.

2. Аудиторные задания

Вставьте пропущенные буквы в корнях с чередующимися гласными.

Пог_релец, подг_ревший, несг_раемый, скл_нение, накл_ниться, покл_нение, затв_рять, сотв_рить, ск_чок, подск_кать, выск_чить, ск_кун, заск_чить, проск_кать, ск_чкообразный, пл_вец, пл_вчиха, пл_вучесть, з_ря, з_рница, оз_рение, к_сание, к_сательная, прик_саться, прик_сновение, к_саюсь, нач_нать, прин_мать, вн_мание, р_вные величины, выр_вненное поле, р_внина, р_весник, подр_вняться (при построении), выр_вняться в ряд, пор_внялся с лошадью, р_вняли с землей, м_кать сухарь в чай, обм_кнуть перо в чернильницу, непром_каемый плащ, пром_кательная бумага, отбл_ставший, бл_снуть, соб_рать, соб_ру.

2. Вставьте букву о или ё в корне слова, укажите проверочное слово.

Ж_лудь, ш_пот, ж_лчь, зач_с, пш_нник, беч_вка, ч_лка, саж_нки, щ_лочь, печ_нка, ж_рдочка, деш_вый, пч_лка, реш_тка, щ_голь, ш_лк, кош_лка, ж_сткий, ш_ры, ш_рох, ч_каться, крыж_вник, пиж_н, ш_в, ш_кировать, ч_рствый, ч_порный, дж_нка, ч_боты, ш_фер, ж_кей, ш_винизм, обж_ра, прож_рливый.

3. Спишите и определите, от каких слов образованы данные.

Ноч_вка, нож_вка, размеж_вка, залоч_ный, сгущ_нка, туш_нка, груш_вка, круч_ный, копч_ности, протяж_нность, мелоч_вка, хрыч_вка, взбеш_нность, ерш_вый, чесуч_вый, арапч_нок, девч_нки, старич_к, чащ_ба, трущ_ба, сюртуч_к, груш_вый, меланж_вый, галч_нок, порядоч_к, камыш_вый, овраж_к, деньж_нки.

4. Определите, какой частью речи являются слова с корнем - жег- (-жог-). Спишите, вставив пропущенные буквы.

Ож_г руку, ож_г руки, подж_г сарая, переж_г лампу, недож_г кирпича, прож_г костюм, сж_г бумагу, прож_г костюма, заж_г лучину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: