Допишите окончания и суффиксы слов

Басмач_м, кумач_м, общ_, стереж_т, теч_т, за рубеж_м, голыш_м, плющ_м, истолч_т, борщ_м, о горяч_м, свеж_, плеч_м.

Рекомендуемая литература
и учебно-методические материалы для подготовки к занятию:

1. Валгина, Н.С. Орфография и пунктуация [Текст]: Справочник. / Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева − М.: Высшая школа, 1993.

2. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2003.

3. Кайдалова, А.И. Современная русская орфография [Текст] / А.И. Кайдалова, И.К. Калинина. М.: Высшая школа, 1983.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Айрис-пресс, 2005.

5. Кузнецова, А.И. Словарь морфем русского языка: ок. 52 000 слов [Текст] / А.И. Кузнецова, Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 1986.

6. Орфографический словарь русского языка: 106 000 слов [Текст] / АН СССР. Институт русского языка / Под ред. С.Г. Бархударова и др. − М.: Русский язык, 1989.

 

 

Практическое занятие №3


Правописание согласных

I. Вопросы

1. Правописание согласных:

- парные и непарные звонкие и глухие согласные;

- парные и непарные твердые и мягкие согласные;

- озвончение и оглушение согласных.

2. Непроизносимые согласные.

3. Двойные согласные.

I. Практические задания

1. Домашние задания

К данным словам напишите проверочные, если у них есть непроизносимая согласная, подчеркните ее.

Агентство, бескорыстный, процентщица, прелестный, устный, чудесный, наперсник, целостный, окрестный, громоздкий, гигантский.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Прелес_ный, хлес_нуть, хрус_нуть, совес_но, опас_ный, радос_ный, ше_ствие, наез_ник, трос_ник, крепос_ной, грус_ный, влас_ный, поверхнос_ный, пристрас_ный, пас_бище, ус_ный, гиган_ский, лес_ница, учас_ник, поз_ний, инци_дент, ма_штаб, мя_кий, у_кий, про_ьба, ма_сив, ше_ский (концерт), ужас_но, безмол_ствовать.

2. Аудиторные задания

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Обширную те_риторию института окружали точно такие же кирпичные стены. Они направились к те_ра_се кафе и прошли мимо гру_пы туристов, беседовавших со своим гидом. Эта те_ритория должна дать месторождения многих драгоце_ных камней. Те_ритория выгл_дела порядком захл_мле_ной. Под стенами л_бораторных к_рпусов стояли пустые кислородные ба_лоны. Он искал коренную, главную тайну криста_лов, которая волновала и тревожила человечество тысячи лет. Люсин взял со стола несколько разноцветных криста_ликов, очень похожих на те, которые показывал ему д_ректор. Вода в ручье была криста_льно чистой. Ис_ку_ство страшно тем, что каждый смертный себя считает знатоком ис_ку_ства. Пусть нашим детям светит из туманов криста_льною надеждою Москва. У_кие и прямые кипарисы кажутся коло_нами, оставшимися от давно снесенных зданий. Она никогда не была пе_симисткой. Вид у про_фе_сора был строгий и сосредоточенный. Очки служили женщине дополнительным укр_шением, прид_вая ее лицу инте_л_гентный вид. Слев_ от лес_ницы, в небольшом хо_ле, были три двери в гостевые комнаты. За ма_сивным зданием Центрального почтам_та в_днелся зеленый сквер. В руках у него ок_залась т_желая, желтовато-бледная, гла_кая мета_лическая пластинка.

Спишите, вставляя пропущенные буквы

Извес_ный мес_ный садово_; учас_ник предвыборной к_мпании; доблес_ный труд; захолус_ный городишко; окрес_ности города; д_л_тантский подход; коло_сальное сооружение; блес_нуть на со_нце; досадный инц_дент; дост_жения, не имеющие пр_це_дента в практике; ярос_ный спор; сомкнуть рес_ницы; криста_лики росинок; слегка присвис_нуть; многочисленные я_ства; прекрас_ный а_петит; и_ску_ство танца; под а_комп_немент а_корд_она; эпигра_ма поэта; горес_ное вп_ч_тление; разг_релась д_ску_сия; филосо_ский вопрос; неснос_ный характер; злос_ная привычка; ше_ствовать в коло_не д_монстрантов; ка_лиграфический по_черк; беспристрас_ное суждение.

Рекомендуемая литература

и учебно-методические материалы для подготовки к занятию:

1. Валгина, Н.С. Орфография и пунктуация [Текст]: Справочник. / Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева − М.: Высшая школа, 1993.

2. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2002.

3. Кайдалова, А.И. Современная русская орфография [Текст] / А.И. Кайдалова, И.К. Калинина. М.: Высшая школа, 1983.

4. Розенталь, Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация: поступающих в вузы [Текст] / Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 384 с.

5. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Айрис-пресс, 2005.

Практическое занятие №4

Правописание приставок. Правописание на стыке приставки и корня.

Употребление ъ, ь

I. Вопросы

1. Приставки, изменяющиеся и не изменяющиеся на письме.

2. Конечные согласные приставок (приставки на –з-, -с-).

3. Приставки пре-, при-.

4. Гласные и – ы после приставок.

5. Употребление разделительных ъ, ь.

6. ь после шипящих.

II. Практические задания

1. Домашние задания

1. Выполните упр. 116, 121 по пособию В.Ф. Грекова и др.

2. Образуйте слова, вставьте, где нужно, ъ и ь разделительные знаки.

От (явленный, экзаменовать), пред (убеждение, явление, уведомление), из (ездить, яснить, обиловать), без (аварийный, язычный, ударный, облачный), раз (общить, ярить, ахаться, учить), сверх (ествественный, ехидный, аккуратный), транс (европейский, океанский, арктический), об (явить, яснить, ехать, учить), меж (ярусный, этажный, языковый), двух (осный, языкий, ярусный, аршинный).

2. Аудиторные задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: