Слепые (незрячие) – лица с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся цветоощущением, либо остаточным зрением.
Различают следующие потери зрения:
- абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (цветоощущение и цветоразличение);
- практическая слепота, при которой сохраняется цветоощущение на уровне различия света от темноты;
- остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук, расположенные возле лица обследуемого, различать контуры, силуэты и цвета предметов непосредственно перед глазами.
Большинство слепых имеют остаточное зрение.
По времени потери зрения слепых подразделяют на слепорожденных и рано ослепших, т.е. лишившихся зрения после трех лет жизни.
Слабовидящие – люди с остротой зрения от 0,05 до 0,4 диоптрий на лучше видящем глазу с коррекцией его обычными очками (0,1 диоптрия – каждый ряд таблицы на расстоянии 5 м, 10 строка – 1, 0 диоптрия).
Главное отличие слепых от слабовидящих: у слабовидящих зрение остается основным средством восприятия.
|
|
Особенности психического развития детей с нарушением зрения
Органические расстройства зрительного анализатора провоцируют возникновение у детей ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребенка со зрительной депривацией. Проявляются следующие негативные реакции: неуверенность, пассивность, самоизоляция; неадекватное поведение; агрессивность; эмоциональное напряжение.
Особенности внимания.
- из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений),
- низкий объем внимания, хаотичность, переход от одного вида деятельности к другому;
- заторможенность: инертность, низкий уровень переключаемости внимания;
- рассеянность (из-за переутомления вследствие длительного воздействия слуховых раздражителей).
Особенности памяти.
Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания.
У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти.
Запоминание у незрячих точных и простых движений требует 8-10 повторений, а у нормально видящих 6-8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия слепым и слабовидящим детям требуется большее количество повторений, т.к. при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа.
Особенности восприятия.
У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено, нарушена целостность восприятия. У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Поздно ослепшие дети имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки, благодаря этому они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал. Их движения выглядят более уверенными, точными.