С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ
Методические рекомендации
для студентов факультета физической культуры
Специальность – 032102 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
ВОЛОГДА
«РУСЬ»
2009
Печатается по решению УМС ВГПУ от …………
Составитель – доцент кафедры теоретических основ
физического воспитания и спортивных дисциплин,
к.п.н. Н.Н. Мелентьева
Ответственный за выпуск – профессор кафедры теоретических основ
физического воспитания и спортивных дисциплин,
к.п.н. Н.Л. Елагина
Рецензент – доцент кафедры теоретических основ
физического воспитания и спортивных дисциплин,
к.п.н. Н.В. Румянцева
В методических рекомендациях представлена психолого-педагогическая характеристика детей с различными нарушениями в состоянии здоровья. В соответствии с базовыми сведениями предложена методика адаптивного физического воспитания, изложены особенности проведения подвижных игр для различных нозологических групп детей, представлен примерный перечень подвижных игр для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Методические рекомендации составлены для студентов факультета физической культуры и учителей общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ.
|
|
ВГПУ, издательство «Русь», 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….5
I.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ…………………………………………………………6
1.1.Причины нарушения зрения……………………………………………………….6
1.2.Классификация детей с нарушениями зрения…………………………………...7
1.3.Особенности психического развития детей с нарушением зрения…………….7
1.4. Особенности физического развития детей с нарушением зрения……………..8
1.5.Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ) слепых и слабовидящих детей…………………………………………………………………...9
1.6.Особенности проведения подвижных игр для слепых и слабовидящих детей……………………………………………………………………………………12
1.7.Подвижные игры для слепых и слабовидящих детей………………………….14
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ …………………………………………………...17
2.1.Причины нарушения слуха………………………………………………………17
2.2. Классификация детей с нарушением слуха…………………………………….18
2.3.Особенности психофизического развития детей с нарушением слуха………19
|
|
2.4.Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ) глухих и слабослышащих детей………………………………………………………………..19
2.5. Особенности проведения подвижных игр для глухих и слабослышащих детей…………………………………………………………………………………..20
2.6.Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей……………………….21
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ……………………………………23
3.1. Основные виды и причины нарушений ОДА опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………………………..23
3.2. Специфика заболевания………………………………………………………….24
3.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом (ДЦП)……………………………………………………………………..24
3.4.Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ)детей с детским церебральным параличом………………………………………………….25
3.5.Особенности проведения подвижных игр для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………27
3.6. Подвижные игры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………………………..28
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА……………………………………………………………………….30
4.1. Виды нарушения интеллекта…………………………………………………….30
4.2.Характеристика здоровья детей с нарушением интеллекта…………………...31
4.3.Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ) детей с нарушением интеллекта………………………………………………………………32
4.4.Особенности проведения подвижных игр для детей с нарушением интеллекта……………………………………………………………………………..33
4.5.Подвижные игры для детей с нарушением интеллекта………………………..34
V. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ…………………………………………………………………………………38
5.1. Причины и классификация нарушений речи…………………………………38
5.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи……..39
5.3.Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ) детей с нарушением речи…………………………………………………………………….40
5.4.Особенности проведения подвижных игр для детей с нарушением речи……40
5.5.Подвижные игры для детей с нарушением речи………………………………41
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….44
ВВЕДЕНИЕ
Для формирования личности и устранения дефектов развития у детей, обучающихся в коррекционных вспомогательных школах, необходимы определенные условия. Как правило, дефекты психического и физического развития обусловлены органическим поражением центральной нервной системы. У таких детей снижение тонуса коры головного мозга приводит к неравномерному напряжению мышц, скованности в движениях.
Нередко у этих детей встречаются «стертые» двигательные нарушения. Они часто незаметны в бытовых условиях, но проявляются при физической нагрузке, особенно при выполнении сложных движений, хотя встречаются дети и с хорошо развитой моторикой, что обуславливает необходимость строго дифференцированного и индивидуального подхода.
У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. При гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечнососудистой системы, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки.
Также наблюдается ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности в суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности.
|
|
Учитель физической культуры, инструктор по физическому воспитанию специальной коррекционной школы обязан знать дефекты каждого ученика, располагать данными медицинских осмотров, постоянно консультироваться с врачом школы, учитывать состояние ребенка на каждом уроке, дифференцированно планировать физическую нагрузку, особенно это касается детей, вернувшихся после болезни.
Физическое воспитание должно сопутствовать всему учебному процессу и пронизывать жизнь и быт школы. Кроме уроков и работы по укреплению здоровья в режиме дня большое внимание следует уделять внеклассной и внешкольной работе, по возможности почти всех детей вовлекать в физкультурные секции и кружки. Желательно ежемесячно проводить дни здоровья, внутришкольные соревнования по различным видам спорта, спортивно-театрализованные праздники.
Мерами предупреждения отрицательных последствий гипокинезии является расширение двигательной активности, закаливание, применение подвижных игр.
Особое значение должно отводится игре. Игры снимают напряжение, возникающее в процессе учебных занятий. Они являются одним из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств развлечения, отдыха, физического и интеллектуального развития. Однако подбор игр и игровых элементов в коррекционной школе отличается от того, что практикуется в обычной школе.
Рекомендации при проведении подвижных игр:
- учитывать разный уровень физических возможностей детей (дети с большой подвижностью, средней и малоподвижные дети);
- регулировать нагрузку (ЧСС, сокращение длительности игры, введение перерывов для отдыха, изменение количества играющих, уменьшение поля игровой площадки, изменение правил, смена ролей играющих, переключение на другую игру),
- выделять этапы проведения игры: выбор игры, подготовка места для игры, подготовка инвентаря, разметка площадки, расстановка играющих, объяснение правил и хода игры, назначение водящих, распределение по командам, судейство, дозировка нагрузки, окончание игры, подведение итогов;
|
|
- начинающему педагогу записать игры на карточку;
- иногда педагог должен вступать в игру;
- игры должны быть всегда интересны детям и направлены на контакт с другими детьми.
При работе с такими детьми все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны.
Дети-инвалиды независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии.
I. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ СЛЕПЫХ И
СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
1.1. Причины нарушения зрения
Причины, вызывающие нарушение зрительной функции, бывают врожденные и приобретенные. Приобретенные аномалии зрения распространены больше, чем врожденные.
Причины врожденных нарушений:
- воздействия различных патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и другие инфекции, воспалительные процессы, нарушения обмена веществ);
- воздействие генетических факторов (микрофтальм – уменьшение размеров одного или обоих глаз, редко встречается анофтальм – безглазие, катаракта – помутнение хрусталика, пигментная дистрофия сетчатки – сужение поля зрения до полной его потери, астигматизм – аномалия рефракции).
Иногда встречаются нарушения зрения, обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями, сопровождаемые повышенной утомляемостью и головными болями.
Причины приобретенных аномалий:
- следствие перенесенных детских болезней (корь, скарлатина, дифтерия и др.);
- внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния;
- травмы головы вследствие осложненных родов;
- различные травматические повреждения мозга (ушибы или ранения головы) и глаз в послеродовой период;
- менингит, менингоэнцефалит, осложнения после гриппа.
Приобретенные аномалии: глаукома – повышения внутриглазного давления и изменения в тканях глаза, атрофия зрительного нерва – нарушение связи между сетчаткой и зрительными центрами.
Нарушения зрения делят на глубокие и неглубокие.
Глубокие нарушения зрения – связаны со значительным снижением таких важнейших функций, как острота, поле зрения.
Неглубокие нарушения зрения – нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм), нарушение цветоразличения (дальтонизм, дихромазия), нарушения характера зрения (нарушение бинокулярного зрения), гарушения остроты зрения (миопия, астигматизм, амблиопия).