Особенности проведения подвижных игр для

 слепых и слабовидящих детей

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов, врачей. С помощью медицинской диагностики следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а какие нет. Педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей.

Из-за потери зрения на основе органических нарушений:

- замедлено физическое формирование ребенка;

- затруднено подражание и овладение пространственными представлениями;

- из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность;

- нарушена координация движений;

- зачастую отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега.

Для организации игровой деятельности необходимо:

- учитывать предыдущий опыт,

- особенности осязательно-слухового восприятия,

- наличие остаточного зрения,

- уровень физической подготовленности,

- возрастные и индивидуальные возможности ребенка,

- место и время проведения игры,

- интересы всех играющих детей, их настроение.

Общие требования к проведению игры

1. Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют.

2. При выборе инвентаря для игры: для слепых использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки), для детей с остаточным зрением – подобрать яркий и красочный инвентарь.

3. При использовании мяча в игре рекомендуется подбирать мяч ровный (круглый) и несколько тяжелее волейбольного, т.к. тяжелый мяч лучше ощущается слепыми.

4. Если в помещении слишком светло, рекомендуется выбирать более темный мяч, если в помещении темно, то светлый.

5. Желательно использовать озвученный мяч.

6. Убедиться в безопасности игровой площадки (не должно быть пней, ям, кустарника, поверхность площадки должны быть однородной).

7. Установить ограничительные ориентиры (полоски из цветных мелков, яркой ткани).

8. Заранее ознакомить детей с размерами игровой площадки и ориентирами.

9. Использовать звуковой сигнал (свисток) для ориентирования играющих (задать нужное направление, предупредить об опасности).

10. Стараться, чтобы солнце не светило в глаза детям.

11. При играх на улице учитывать силу ветра (ветер способен относить звуки, отчего игроки могут сбиться с пути).

12. Осуществлять постоянное наблюдение за самочувствием детей.

13. Педагогу необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребенка, а именно:

- рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, педиатра, психоневролога;

- общее состояние ребенка (перенесенные инфекционные и др. заболевания);

- состояние ОДА и его нарушения;

- наличие сопутствующих заболеваний;

- состояние зрительного дефекта;

- способность ребенка ориентироваться в пространстве;

- наличие предыдущего сенсорного опыта;

- состояние и возможности сохранных анализаторов;

- состояние нервной системы.

При организации и проведении игр со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощениями, упражнения, связанные с сотрясением тела и наклонным положением головы.

 

Подвижные игры для слепых и слабовидящих детей

«Узнай по голосу»

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 5-20.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени измененным голосом, так, чтобы тот его узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются местами, если же ошибся, то продолжает водить.

Методические указания

- во время игры следует соблюдать тишину;

- водящий с остатком зрения или нормально видящий должен закрыть глаза или надеть повязку.

 

«Чем играем?»

Цель: развитие слухового восприятия, умения различать звуки.

В игре участвуют от 4 до 15 человек.

Инвентарь: предметы, издающие различные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные или металлические ложки, озвученные мячи, другие озвученные игрушки, бумага и т.д.

Инструкция. Игра проводится на поляне или игровой площадке. Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу водящего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки (звенеть колокольчиком, шелестеть бумагой, бить в бубен и т.д.). Водящий должен определить, каким предметом издается звук (колокольчиком, бумагой, бубном). Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока, не даст верный ответ.

Если водящий не может определить, чем вызван звук с трех попыток, играющие меняют предметы до тех пор, пока водящий не определит правильно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: