Автостереотип русского

Автостереотип русского (по данным опроса петербуржцев) открывается главным качеством русского человека, которым по-прежнему, является доброта и ее проявление в отношении к другим — доброжелательность, радушие, душевность, отзывчивость, сердечность, милосердие, великодушие, сострадание, сопереживание (примерно треть всех ответов). Следующую позицию занимают качества характера, отражающие общий стиль поведения — простота, открытость, честность, терпимость. Вообще русских характеризует установка на “других” (групповой стереотип поведения) и слабая фиксация самооценки. Русский — трудолюбив, работоспособен и вынослив, но значительно чаще ленив, халатен, беззаботен и безответственен, русским свойственен расчет на “авось”. По мнению Сикевич, “ощущение противоречивости русской натуры, когда-то блестяще вскрытое в “антиномиях” Н. Бердяева, присутствует и в сознании жителей Петербурга. “Сочетание гонора и раболепия”… “терпимы и нетерпимы одновременно”, “разобщены, способны на единение только в трудную минуту” — все эти качества, вероятнее всего, и составляют “загадку русской души”, основу “непредсказуемости” русского человека [Там же: 11]. (См. критику взглядов Н. Бердяева у К. Касьяновой [1994]).

Система базовых ценностей современного русского

Результаты опросов общественного мнения, посвященные изучению таких составляющих массового сознания, как основные ценности, жизненные цели, социальные установки различных половозрастных и социальных групп населения России мы находим в коллективной монографии “ Ментальность россиян” (1997). Итак, из чего же складывается система базовых ценностей современного русского?

В 1993 г. в первую группу ценностей входили такие понятия, как “семья”, “дом”, “мир”, “равенство”, “труд”, “любовь”, “союз”, “надежда”, “согласие”, “свобода” и “порядок”;

в 1995 г.: “семья”, “дом”, “согласие”, “любовь”, “порядочность”, “труд”, “достаток”, “духовность”, “мир”, и “союз”. Это ценности, ориентированные на индивидуальную, семейную сферу жизни.

Во вторую группу оказались включены ценности, связанные с функционированием человека в обществе или с жизнью общества в целом. В 1993 г. это были: “законность”, “демократия”, “профессионализм”, патриотизм”, “стабильность”, “духов ность”, “прогресс”;

в 1995 г. — “законность”, “патриотизм”, “прогресс”, “профессионализм”, “могущество”. Авторы указывают, что понимание ценностей, особенно вошедших во вторую группу, демонстрируют особенности менталитета россиян в целом. “Так, …весьма показательно, что второй кластер в 1995 году не попали такие важные либеральные ценности как “свобода” и “демократия”…, в то время, как … ключевыми словами для понимания ценностей западной культуры являются слова “индивидуализм” и “прогресс”; второй кластер ценностей сферы россиян ориентирован скорее на модернизацию экономики и общества через профессиональное служение, чем на раскрепощение личности”. Ведущей тенденцией, отмечаемой авторами, является уточнение состава и структуры взаимосвязей ведущих ценностей, опираясь на которые русские надеются “достичь, если не благополучия, то индивидуального выживания и модернизации общества” [Там же: 71]. Процесс формирования ядра системы ценностей характеризуется, например, и тенденцией к уменьшению веса ценности “свобода”. “Мирный труд, безопасность семьи и дома — вот ценностный лейтмотив жизни абсолютного большинства россиян в настоящий период”. Весьма показательным является и статистически значимое увеличение распространенности такой ценности как “порядочность”. Зато весьма низкое место в системе ценностей занимает “труд”. (Интересно, что в сознании русских труд и деньги не связаны между собой: см. об этом [Уфимцева 1996] и объяснение этому у Касьяновой [1994]) и “успех” скорее есть следствие удачи и везения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: