double arrow

Нормативный кризис зрелости

3

 

    Развернутое описание кризиса зрелости дает Б.Ливехуд. Он отмечает, что примерно в возрасте 56 лет в жизни человека проносится новая гроза. Найденные ценности, как правило, не подвергаются сомнению, но становится ясно, что они ещё по-настоящему не усвоены. Если честно спросить себя, что из результатов своей жизни можно взять с собой, проходя врата смерти, то отпадает многое из того, что связано со знаниями, положением и опытом.

Понимание кризиса в эпигенетической теории Э.Эриксона

 

    Развитие (по Э. Эриксону) — процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Э. Эриксон вводит понятие кризис идентичности. Сутью кризиса является выбор между альтернативными путями развития. В зависимости от выбора пути, личностное развитие приобретает либо положительную, либо отрицательную направленность. Отрицательная направленность является препятствием для формирования личностной идентичности.

Периодизация Э.Эриксона включает в себя 8 последовательных стадий. Каждая стадия характеризуется кризисом[21]. Стадии развития идентичности по Э. Эриксону:

1. С первым кризисом человек сталкивается на первом году своей жизни. Главный вопрос, который встаёт перед ребёнком: доверять ли этому миру или нет? Самое важное, что должно произойти на первой ступени — это возникновение доверия ребёнка к миру. Оно возникает при присутствии рядом матери, или заменяющего её взрослого, который активно взаимодействует с ребёнком.

2. Автономия или стыд и сомнение. От года до трех лет человек проходит следующую стадию развития, суть которой состоит в становлении личной независимости и противостоянии воспитанию взрослых. Ребёнок начинает ходить, он понимает, что в какой-то степени стал автономен, поэтому здесь ему важно отстоять свою независимость. Он стремится пользоваться обретенными навыками (самостоятельно одеваться, причесываться и так далее), настойчиво усовершенствуя свое мастерство. Дети, самостоятельность которых поощрялась, имеют больше уверенности в себе. Жесткая критика воспитывает в ребёнке чувство сомнения и вины. неуверенность в себе, вызывают чувства сомнения и вины.

3. Инициатива или вина. (3-6 лет). Это период активного взаимодействия с детьми, исследования своих межличностных навыков и самоорганизации. В жизни ребёнка появляются сверстники, происходит распределение ролей. Дети учатся проявлять инициативу и действовать в социуме. Если ребёнку на данном возрастном этапе удаётся проявить свои организаторские способности, то это способствует дальнейшему гармоничному развитию идентичности. Если же ребёнок подвергается критике, его одергивают, останавливают, то у ребёнка возникает чувство вины. Ощущение вины нарушает процесс взаимодействия с другими.

4. Самодостаточность против неуверенности в себе (6-12 лет). В течение данного периода ребёнок учится учиться. Это связано с началом школьной жизни. Источник формирования самодостаточности теперь не родители, а учителя и товарищи. Поощрение, поддержка инициативы, способствуют развитию уверенности в себе и своих силах. Осуждение инициативы или чрезмерная критика со стороны окружающих провоцирует появление закомплексованности, неуверенности в себе. Возникшее на этой почве чувство собственной неполноценности может привести к нежеланию учиться и получать новые знания.

5. Эго-идентичность или смешение идентичности (12-19 лет) На данном этапе приоритетом является построение дальнейшего обучения, карьеры и личной жизни. Следовательно, возникают вопросы: кто я? Чего я хочу? Эти и другие вопросы, вызывающие психологический кризис, в результате приводят к определению своих профессиональной и половой ролей. Если человек не сможет идентифицировать себя, то произойдет путаница или смешение ролей.

6. Интимность или изоляция. (20-25 лет). На данной возрастной стадии развивается умение любить, жертвовать, отдавать, строить близкие отношения. Если же человек долго избегает этих отношений, то есть риск привыкнуть к постоянному внутреннему одиночеству и изолироваться от внешнего мира.

7. Зрелость (26-64 года). Кризис: Продуктивность или застой. Этот возрастной период — время создания семьи, принятие на себя роли родителя, построение и развитие карьеры. От уровня реализации себя в этих жизненных сферах зависит то, насколько успешным будет чувствовать себя человек на протяжении всей жизни. Если поставленные ранее цели не достигнуты, то путь к совершенствованию может остановиться. Чувство собственной непродуктивности тормозит дальнейший ход развития.

8. Старость. Кризис: эго-центрация или отчаяние. В возрасте старше 65 лет происходит анализ прожитой жизни. В это время человеку хочется увидеть плоды своих трудов и стараний, осознав себя успешным. Если человек понимает, что прошлое прожито непродуктивно, то наступает отчаяние. Если кризис идентичности на этой стадии пройдет гладко, человек, обретя мудрость, посмотрит в прошлое с чувством смирения, благодарности, полноты. Это позволит без страха приближаться к старости и окончанию жизни.

 


[1] Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. — М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008

[2] Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.:Т.4: Детская психология. М., 1984

[3] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики М.,1981

[4] Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995

[5] Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды М.: 1989

[6] Юнг К. Исследование процесса индивидуации М., 1998

[7] Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций М.,2005

[8] Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995

[9] Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект Пресс 2005

[10] Levinson D. A conception of adult development// American Psychologist. 41. С. 3-13

[11] Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: Питер, 2004

[12] Шаповаленко Возрастная психология М., 2005

[13] Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: Питер, 2004

[14] Ремшмидт Х. Психология подросткового и юношеского возраста М., 1994

[15] Levinson D. The seasons of a man’s life. 1978

[16] Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. — СПб.:"Прайм- ЕВРОЗНАК",2003 — с. 321

[17] Levinson D. The seasons of a man’s life. 1978

[18] Levinson D. The seasons of a woman’s life. 1996

[19] Шихи Г. Возрастные кризисы. — М., 1999

[20] Шихи Г. Возрастные кризисы. — М., 1999

[21] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


3

Сейчас читают про: