Ассертивное поведение

Реферат

По дисциплине «Психология общения»

На тему «Аттракция»

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

Студент группы ИСП-О-18

Афанасьев Андрей Павлович

 

ПРОВЕРИЛ:

Преподаватель

Банцекин Сергей Игоревич

 

Оценка ___________________

 

 

п. Электроизолятор

2020 г.


 

    Содержание:

Понятие и виды

………………………………………………….

2 стр.
Факторы

…………………………………………………………...

2-5 стр.

Биологическая основа

……………………………………………...

5 стр.

Ассертивное поведение

……………………………………………

5-6 стр.

Фасцинация

………………………………………………………..

6-8 стр.

Источники

……………………………………………………………

9 стр.

Вопросы

……………………………………………………………..

10 стр.

                     



Понятие и виды.

         Аттракция – механизм психологического влияния, который привлекает одного человека к другому, удерживает его внимание и интерес к собеседнику. Аттракция обеспечивает формирование позитивного эмоционального отношения к воспринимаемому человеку: симпатии, дружеского отношения, любви.

    Существует естественная аттракция, которая возникает под воздействием естественных факторов сходства, привлекательности, близости и т.д., и искусственная, которая заключается в том, что собеседник совершает сознательные действия, для привлечения к себе собеседника.

Факторы.

    Внешние факторы аттракции. К ним относятся: потребность в аффилиации — стремление людей к объединению, потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Для того чтобы правильно понять партнера по взаимодействию, надо знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. Способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению, получила название рефлексии.

    Лишь изучая и учитывая эту информацию, можно рассчитывать, что наш имидж будет адекватно воспринят, а личность адекватно оценена. Незнание самого себя, неадекватная самооценка (заниженная или завышенная), игнорирование мнения о нас других людей может способствовать серьезным перекосам в развитии имиджа и помешать добиться успеха.

    Фактор эмоционального состояния выражается в том, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще и более доброжелательно, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении.

    Пространственная близость. Влияние этого фактора в том, что при прочих равных условиях чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Это может объясняться тем, что люди, более тесно общающиеся, имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, интерес во взаимопомощи.

    Внутренние факторы аттракции.

    Физическая привлекательность. Для развития позитивного чувства к другому имеет значение социальная и личностная характеристика человека, особенности ситуации, фактор сходства и различия участников общения.

    Вместе с тем связь между физической привлекательностью человека и аттракцией неоднозначна. Иногда вызывают симпатию люди, которые на первый взгляд не кажутся приятными. Однако в процессе взаимодействия мы можем изменить свое отношение к ним, если наблюдаем ум, обаятельную улыбку, доброжелательный взгляд и жесты, желание пойти нам навстречу. И, наоборот, при красивом лице человек может выглядеть холодным и отчужденным, заниматься самолюбованием или демонстрировать эгоизм, неэтичные, некорректные поступки по отношению к другому. Такой человек, как правило, симпатии не вызывает.

    Это связано с тем, что для формирования симпатии учитывается целый спектр позиций: какой образ жизни ведет человек, какова его личная жизнь, отношения с коллегами, родственниками, друзьями, его моральные принципы и достоинства, отношение к делу, поведение и характер. Иногда достаточно одной негативной характеристики, и имидж воспринимается не так, как хотелось бы самому человеку.

    Поэтому иногда не красота, а именно привлекательность человека более значима в глазах окружающих. Привлекательные люди обычно:

· часто и охотно улыбаются;

· обладают хорошим чувством такта и юмора, умеют смеяться над собой;

· ведут себя естественно и ровно в разных ситуациях;

· веселы, жизнерадостны и оптимистичны;

· часто и охотно говорят комплименты;

· уверены в себе, дружелюбны, контактны;

· быстро вызывают человека на разговор о нем самом;

· откликаются на просьбы, демонстрируют готовность помочь;

· умеют работать в команде, радуются чужим успехам;

· приятны внешне (эстетичны, со вкусом одеты и пр.).

    В общении ценится умение быть приятным и коммуникабельным гораздо больше, чем природная внешняя красота при неразвитой аттракции.

    Исходя из всего этого можно выделить основные факторы:

· частота контакта;

· способность контактировать;

· обстоятельства, обеспечивающие контакты;

· нечто общее и совместное;

· схожесть взглядов;

· схожесть интересов, задач и целей;

· и интересы, воздействие разных обстоятельств.

Биологическая основа.

    В 1992 году итальянский нейробиолог Джакомом Риззолатти открыл зеркальные нейроны, которые отвечают за способность организма человека распознавать реакцию собеседника, его состояние и переживаемые эмоции в момент взаимодействия. Именно они запускают так называемый механизм нейрогуморальной регуляции -выработки соответствующих гормонов и психофизиологических реакций на каждый момент общения человека с кем бы то ни было.

Ассертивное поведение.

    Ассертивное поведение влечёт за собой уверенность и умение постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других. Именно это и отличается ассертивное поведение от агрессивного, в котором агрессия предполагает, что человек, который выражает агрессию важнее остальных, и пассивного, в котором человек, участвующий в диалоге, показывает, что он не важен в данном диалоге.

    Характеристики ассертивного поведения:

· ассертивные люди подчеркивают, что выражаемые мысли и чувства принадлежат им;

· ассертивные люди не используют угрозы, оценки или высказывания, не допускающие возражений;

· вместо того чтобы сосредоточивать внимание на посторонних предметах, ассертивные люди используют описательные выражения, которые фокусируются на более уместных вопросах;

· ассертивные люди смотрят собеседникам прямо в глаза, а не прячут взгляд, не глядят в пол, не раскачиваются взад и вперед, не сутулятся и не используют другие сигналы, которые могут быть восприняты как проявление нерешительности или неуверенности;

· ассертивные люди говорят твердо, но с нормальной высотой и силой голоса и в нормальном темпе;

· ассертивные люди избегают длинных пауз и других признаков неуверенности.

    Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет и «вить из себя веревки». Желаемой цели он достигает, как уже было отмечено, не причиняя вреда окружающим. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа.

Фасцинация.

    Фасцинация — специально организованное вербальное воздействие на поведение человека с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации. С ее помощью снимается напряжение в начале контакта, что важно, так как зажатые, не доверяющие другому, напряженные люди воспринимают только от 14 до 45% информации. В момент взаимодействия фасцинация осуществляется через приятный тембр голоса, контакт глаз, улыбку, доброжелательный взгляд и слова, ласкающие слух, предназначенные для уменьшения потерь значимой информации при восприятии сообщения и создания о себе хорошего впечатления.

    Необходимо понимать, что доверительность при взаимодействии, будучи связанной с риском, всегда есть преодоление внутреннего психологического барьера. Наиболее существенной причиной, блокирующей доверие, является высокая авторитарность партнера. Следовательно, первой стадией доверительного взаимодействия является установление равноправного первичного контакта и формирование с помощью фасцинации позитивного образа другого человека.

    На второй стадии формируются необходимые для эффективного взаимодействия межличностные отношения:

· достижение согласия;

· получение эмоциональной поддержки, одобрения, например комплимента или знака внимания;

· стремление принятия себя как личности, например, через самораскрытие и доверительное общение.

    На следующей стадии взаимодействия образуются специфические механизмы регулирования динамики индивидуальных познавательных процессов, вырабатываются совместные стратегии и технологии решения задач, единый для партнеров стиль деятельности. Кроме того, в процессе взаимодействия происходит обмен личностными качествами, расширяется спектр индивидуальных возможностей каждого, появляется потребность соотносить свои личные цели с целями партнера, организации, с действиями других людей.

    Важным свойством является также умение вызывать к себе доверие. Имидж, не вызывающий доверия, воспринимается негативно. Доверие участников общения можно потерять в силу недостаточной компетентности, невозможностью обеспечить взаимодействие нужными ресурсами, демонстрацией смущения, неподготовленности и неуверенности, а также публичной критикой коллег или людей из организации и отрицанием нужд и прав собеседника, невыполнением взятых на себя обязательств и обещаний.

    Для того чтобы вызвать доверие собеседника и сформировать собственный благоприятный имидж можно придерживаться следующих тактических действий:

· иметь как можно больше информации по теме общения; хорошо обдумывать то, что хотите сказать участникам взаимодействия;

· выполнять свою работу эффективно, с энтузиазмом, укладываться в регламент, демонстрировать контактность;

· чаще улыбаться, быть дружелюбным, открытым, аккуратным и опрятным в одежде, ходить и сидеть прямо;

· развивать представительные и презентационные умения, выражать положительный эмоциональный настрой;

· не бояться просить помощи у партнеров или предлагать ее, прислушиваться к советам других;

· приспосабливать свой имидж к различным группам людей (по возрасту и по статусу);

· наблюдать за другими людьми; записывать, что впечатляет и восхищает в других людях.


 


Источники.

https://labipt.com/attraction-a-special-mechanism-of-psychological-influence/

http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_a/attraction/

http://www.psychologies.ru/glossary/12/mejlichnostnaya-attraktsiya/

http://www.elitarium.ru/upravlenie_vpechatlenijami_o_sebe/


 


Вопросы.

1. Что такое аттракция?

· Аттракция – механизм психологического влияния, который привлекает одного человека к другому, удерживает его внимание и интерес к собеседнику.

2. Какие различают виды аттракции?

· Естественную и искусственную.

3. Какие различают факторы аттракции?

· Внешние и внутренние.

4. В чём заключается суть внешних факторов?

· В том, что человек желает наладить контакт с другим человеком.

5. В чём заключается суть внутренних факторов?

· В характеристике человека, желающего наладить контакт.

6. Как биологически протекает этот процесс?

· Благодаря зеркальным нейронам, другой человек «повторяет» действия собеседника.

7. Что такое ассертивное поведение?

· Поведение, при котором человек не причиняет ущерб другому человеку, в процессе «навязывания» своей точки зрения, при этом уважая интересы других.

8. Что такое фасцинация?

· Воздействие человека на собеседника для повышения эффективности воздействия на него информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: