Реферат
По дисциплине «Психология общения»
На тему «Аттракция»
ВЫПОЛНИЛ:
Студент группы ИСП-О-18
Афанасьев Андрей Павлович
ПРОВЕРИЛ:
Преподаватель
Банцекин Сергей Игоревич
Оценка ___________________
п. Электроизолятор
2020 г.
Содержание:
Понятие и виды | …………………………………………………. | 2 стр. | ||||||||
Факторы | …………………………………………………………... | 2-5 стр. | ||||||||
Биологическая основа | ……………………………………………... | 5 стр. | ||||||||
Ассертивное поведение | …………………………………………… | 5-6 стр. | ||||||||
Фасцинация | ……………………………………………………….. | 6-8 стр. | ||||||||
Источники | …………………………………………………………… | 9 стр. | ||||||||
Вопросы | …………………………………………………………….. | 10 стр. | ||||||||
Понятие и виды.
Аттракция – механизм психологического влияния, который привлекает одного человека к другому, удерживает его внимание и интерес к собеседнику. Аттракция обеспечивает формирование позитивного эмоционального отношения к воспринимаемому человеку: симпатии, дружеского отношения, любви.
|
|
Существует естественная аттракция, которая возникает под воздействием естественных факторов сходства, привлекательности, близости и т.д., и искусственная, которая заключается в том, что собеседник совершает сознательные действия, для привлечения к себе собеседника.
Факторы.
Внешние факторы аттракции. К ним относятся: потребность в аффилиации — стремление людей к объединению, потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Для того чтобы правильно понять партнера по взаимодействию, надо знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. Способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению, получила название рефлексии.
Лишь изучая и учитывая эту информацию, можно рассчитывать, что наш имидж будет адекватно воспринят, а личность адекватно оценена. Незнание самого себя, неадекватная самооценка (заниженная или завышенная), игнорирование мнения о нас других людей может способствовать серьезным перекосам в развитии имиджа и помешать добиться успеха.
Фактор эмоционального состояния выражается в том, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще и более доброжелательно, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении.
Пространственная близость. Влияние этого фактора в том, что при прочих равных условиях чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Это может объясняться тем, что люди, более тесно общающиеся, имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, интерес во взаимопомощи.
|
|
Внутренние факторы аттракции.
Физическая привлекательность. Для развития позитивного чувства к другому имеет значение социальная и личностная характеристика человека, особенности ситуации, фактор сходства и различия участников общения.
Вместе с тем связь между физической привлекательностью человека и аттракцией неоднозначна. Иногда вызывают симпатию люди, которые на первый взгляд не кажутся приятными. Однако в процессе взаимодействия мы можем изменить свое отношение к ним, если наблюдаем ум, обаятельную улыбку, доброжелательный взгляд и жесты, желание пойти нам навстречу. И, наоборот, при красивом лице человек может выглядеть холодным и отчужденным, заниматься самолюбованием или демонстрировать эгоизм, неэтичные, некорректные поступки по отношению к другому. Такой человек, как правило, симпатии не вызывает.
Это связано с тем, что для формирования симпатии учитывается целый спектр позиций: какой образ жизни ведет человек, какова его личная жизнь, отношения с коллегами, родственниками, друзьями, его моральные принципы и достоинства, отношение к делу, поведение и характер. Иногда достаточно одной негативной характеристики, и имидж воспринимается не так, как хотелось бы самому человеку.
Поэтому иногда не красота, а именно привлекательность человека более значима в глазах окружающих. Привлекательные люди обычно:
· часто и охотно улыбаются;
· обладают хорошим чувством такта и юмора, умеют смеяться над собой;
· ведут себя естественно и ровно в разных ситуациях;
· веселы, жизнерадостны и оптимистичны;
· часто и охотно говорят комплименты;
· уверены в себе, дружелюбны, контактны;
· быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
· откликаются на просьбы, демонстрируют готовность помочь;
· умеют работать в команде, радуются чужим успехам;
· приятны внешне (эстетичны, со вкусом одеты и пр.).
В общении ценится умение быть приятным и коммуникабельным гораздо больше, чем природная внешняя красота при неразвитой аттракции.
Исходя из всего этого можно выделить основные факторы:
· частота контакта;
· способность контактировать;
· обстоятельства, обеспечивающие контакты;
· нечто общее и совместное;
· схожесть взглядов;
· схожесть интересов, задач и целей;
· и интересы, воздействие разных обстоятельств.
Биологическая основа.
В 1992 году итальянский нейробиолог Джакомом Риззолатти открыл зеркальные нейроны, которые отвечают за способность организма человека распознавать реакцию собеседника, его состояние и переживаемые эмоции в момент взаимодействия. Именно они запускают так называемый механизм нейрогуморальной регуляции -выработки соответствующих гормонов и психофизиологических реакций на каждый момент общения человека с кем бы то ни было.
Ассертивное поведение.
Ассертивное поведение влечёт за собой уверенность и умение постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других. Именно это и отличается ассертивное поведение от агрессивного, в котором агрессия предполагает, что человек, который выражает агрессию важнее остальных, и пассивного, в котором человек, участвующий в диалоге, показывает, что он не важен в данном диалоге.
Характеристики ассертивного поведения:
· ассертивные люди подчеркивают, что выражаемые мысли и чувства принадлежат им;
· ассертивные люди не используют угрозы, оценки или высказывания, не допускающие возражений;
· вместо того чтобы сосредоточивать внимание на посторонних предметах, ассертивные люди используют описательные выражения, которые фокусируются на более уместных вопросах;
|
|
· ассертивные люди смотрят собеседникам прямо в глаза, а не прячут взгляд, не глядят в пол, не раскачиваются взад и вперед, не сутулятся и не используют другие сигналы, которые могут быть восприняты как проявление нерешительности или неуверенности;
· ассертивные люди говорят твердо, но с нормальной высотой и силой голоса и в нормальном темпе;
· ассертивные люди избегают длинных пауз и других признаков неуверенности.
Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет и «вить из себя веревки». Желаемой цели он достигает, как уже было отмечено, не причиняя вреда окружающим. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа.
Фасцинация.
Фасцинация — специально организованное вербальное воздействие на поведение человека с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации. С ее помощью снимается напряжение в начале контакта, что важно, так как зажатые, не доверяющие другому, напряженные люди воспринимают только от 14 до 45% информации. В момент взаимодействия фасцинация осуществляется через приятный тембр голоса, контакт глаз, улыбку, доброжелательный взгляд и слова, ласкающие слух, предназначенные для уменьшения потерь значимой информации при восприятии сообщения и создания о себе хорошего впечатления.
Необходимо понимать, что доверительность при взаимодействии, будучи связанной с риском, всегда есть преодоление внутреннего психологического барьера. Наиболее существенной причиной, блокирующей доверие, является высокая авторитарность партнера. Следовательно, первой стадией доверительного взаимодействия является установление равноправного первичного контакта и формирование с помощью фасцинации позитивного образа другого человека.
|
|
На второй стадии формируются необходимые для эффективного взаимодействия межличностные отношения:
· достижение согласия;
· получение эмоциональной поддержки, одобрения, например комплимента или знака внимания;
· стремление принятия себя как личности, например, через самораскрытие и доверительное общение.
На следующей стадии взаимодействия образуются специфические механизмы регулирования динамики индивидуальных познавательных процессов, вырабатываются совместные стратегии и технологии решения задач, единый для партнеров стиль деятельности. Кроме того, в процессе взаимодействия происходит обмен личностными качествами, расширяется спектр индивидуальных возможностей каждого, появляется потребность соотносить свои личные цели с целями партнера, организации, с действиями других людей.
Важным свойством является также умение вызывать к себе доверие. Имидж, не вызывающий доверия, воспринимается негативно. Доверие участников общения можно потерять в силу недостаточной компетентности, невозможностью обеспечить взаимодействие нужными ресурсами, демонстрацией смущения, неподготовленности и неуверенности, а также публичной критикой коллег или людей из организации и отрицанием нужд и прав собеседника, невыполнением взятых на себя обязательств и обещаний.
Для того чтобы вызвать доверие собеседника и сформировать собственный благоприятный имидж можно придерживаться следующих тактических действий:
· иметь как можно больше информации по теме общения; хорошо обдумывать то, что хотите сказать участникам взаимодействия;
· выполнять свою работу эффективно, с энтузиазмом, укладываться в регламент, демонстрировать контактность;
· чаще улыбаться, быть дружелюбным, открытым, аккуратным и опрятным в одежде, ходить и сидеть прямо;
· развивать представительные и презентационные умения, выражать положительный эмоциональный настрой;
· не бояться просить помощи у партнеров или предлагать ее, прислушиваться к советам других;
· приспосабливать свой имидж к различным группам людей (по возрасту и по статусу);
· наблюдать за другими людьми; записывать, что впечатляет и восхищает в других людях.
Источники.
https://labipt.com/attraction-a-special-mechanism-of-psychological-influence/
http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_a/attraction/
http://www.psychologies.ru/glossary/12/mejlichnostnaya-attraktsiya/
http://www.elitarium.ru/upravlenie_vpechatlenijami_o_sebe/
Вопросы.
1. Что такое аттракция?
· Аттракция – механизм психологического влияния, который привлекает одного человека к другому, удерживает его внимание и интерес к собеседнику.
2. Какие различают виды аттракции?
· Естественную и искусственную.
3. Какие различают факторы аттракции?
· Внешние и внутренние.
4. В чём заключается суть внешних факторов?
· В том, что человек желает наладить контакт с другим человеком.
5. В чём заключается суть внутренних факторов?
· В характеристике человека, желающего наладить контакт.
6. Как биологически протекает этот процесс?
· Благодаря зеркальным нейронам, другой человек «повторяет» действия собеседника.
7. Что такое ассертивное поведение?
· Поведение, при котором человек не причиняет ущерб другому человеку, в процессе «навязывания» своей точки зрения, при этом уважая интересы других.
8. Что такое фасцинация?
· Воздействие человека на собеседника для повышения эффективности воздействия на него информации.