Категория «бытие» как основной объект изучения философии, ее смысл, специфика

Онтология - один из центральных разделов философии изучающих проблему бытия. Впервые термин "онтология" был введен древнегреческим философом Парменидом. Согласно Пармениду, бытие – это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того, постижимость разумом – важнейшее определение бытия. Становление философии начиналось именно с изучения проблем бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пытаясь найти сущность бытия.

Бытие - это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека, философская категория для обозначения сущего как оно мыслится. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что есть — всё видимое и невидимое. Бытие есть то, что может нами мыслиться, что мы можем помыслить. Учение о бытии называется онтологией.

Существует реальное и идеальное бытие. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное — сущностью. Реальное бытие — это то, что сообщает вещам, процессам действиям, личностям и т.д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо. Идеальное бытие лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно. Идеальным бытием обладают ценности, идеи, математические и логические понятия.

От бытия во всеобщем смысле отличают определённое бытие. В противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всём. В противоположность «видимости», которая часто понимается как «производное» от бытия, бытие считается истинным.

Согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе; для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление.

В теологическом мышлении Бог является вечным творцом бытия, в метафизически-идеалистическом мышлении бытием объявляется дух, в материалистическом - материя, в энергетическом - энергия.

Согласно современной онтологии, бытие - это идентичное во всём многообразии сущего. В древнем понимании бытие (согласно формуле Аристотеля) и есть «сущее, поскольку оно является сущим», или сущее как таковое в его характеристике как сущего, следовательно до его расчленения на отдельные вещи и предметы.

Антитезой бытия является Ничто (небытие). Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», - благодаря этому раскрывается бытие. Бытие - «просека», которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно Хайдеггеру, «смысл бытия». Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего.

По Гегелю небытие есть чистое бытие, т.е. абсолютная неопределённость и начало всего сущего. Чистое бытие отрицательно самому себе. Бытие мыслится как процесс становления, развития и перехода в иное. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия.

Небытие есть понятие относительное, в абсолютном смысле небытия нет. Невозможно представить себе небытие, при любой попытке это сделать в сознании будет витать какая-то форма бытия.

  Формы бытия, их единство и взаимосвязь.

Бытие - есть всё сущее, как оно мыслится. Не бытия нет. Сущее это предметный мир. Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении бытия и сознания. Его решение зависит от расшифровки понятия бытия, от рассмотрения его основных форм. Необходимо подчеркнуть, что в философии выделялись и анализировались различные системы форм бытия.

Нет единого вопроса по этому мнению и сейчас. Философы, представители диалектического материализма, считают целесообразным выделение следующих различающихся, но взаимосвязанных форм бытия:

• Бытие вещей (тел), процессов, которые в свою очередь делятся на бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого; бытие вещей и процессов, произведённых человеком.

• Бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей и специфически - человеческое бытие.

• Бытие духовного (идеального) - которое делится на индивидуализированное духовное  объективизированное (внеиндивидуальное) духовное.

• Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и истории) и бытие общества.

Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия не рассматривались, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией - материю.

Типология форм бытия важна при выборе решения так называемого "основного вопроса философии". К примеру, материализм полагает основной формой бытия природное бытие; субъективный идеализм - субъективное бытие; объективный идеализм - объективный дух.

Классифицируя все многообразие форм бытия, можно подразделить его на следующие формы:

1) Абсолютное бытие (необусловленное ничем, бесконечное, непреходящее, вечное) и относительное бытие (обусловленное, конечное, преходящее, временное).

2) Реальное бытие или реальность (все, что существует в действительности, а не только в представлении субъекта) и нереальное бытие (все, что существует только представлении субъекта, но чего нет в действительности);

3) Объективное бытие (все, что существует как объект, независимо от сознания воспринимающего субъекта) и субъективное бытие (все, что зависит от субъекта, его сознания);

4) Материальное бытие (природа, материя) и бытие идеальное (дух, сознание, мышление).

 Бытие как исходное понятие — лишь начальный пункт фило­софского размышления о мире и человеке. Оно становится содер­жательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодей­ствие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: