Основы научной, философской и религиозной картин мира

Тема. Бытие. Материя.

План.

1.Основы научной, философской и религиозной картин мира.

2.Категория «бытие» как основной объект изучения философии, ее смысл, специфика. 3.Фундаментальное значение проблемы бытия в философии.

 

Основы научной, философской и религиозной картин мира.

Что такое «мир»? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Под миром чаще всего понимается действительность, взятая как целое, схваченная в некотором ее качественном единстве. Однако «мир как целое» никогда не бывает непос­редственно нам дан, поскольку мы, занимаем конкретную по­зицию, мы частичны, ограниченны, видим только небольшой сегмент реальности. На это обстоятельство обратил в начале XXв. внимание немецкий философ-феноменолог Эдмунд Гуссерль. Он показал, что мы воспринимаем мир как сово­купность убегающих вдаль горизонтов, и границы «мира как целого» всегда теряются в тумане. И тем не менее, понятие «мир» активно применяется людьми как в обыденной речи, так и в научных и философских исследованиях.

Философский подход к осмыслению мира и человека, так или иначе соприкасающийся со всеми другими подходами, непременно включает в себя еще несколько вопросов, которые никак не могут остаться без ответа.

Первый из них таков: мир один или миров много? Если миров много, то мы вправе пользоваться термином Универсум, который и означает един­ство многообразия. В данном случае совершенно безразлично, рассматриваем ли мы миры как однокачественные, однопорядковые (например, материальные) или полагаем, что миры в корне различны (одни материальные, другие духовные, третьи смешанные, четвертые—символические и т. д.). Все они объединены в целостности Универсума, а значит способны некоторым образом соотноситься друг с другом и при оп­ределенных условиях взаимодействовать.

Второй вопрос можно сформулировать так: является ли мир (или Универсум) человекоразмерным? Проще говоря, соответствует ли он способу человеческой жизни, людским потребностям, критериям, чаяниям? Или он бесчеловечен и бездушен? Как вы увидите, разные картины мира дают раз­ные ответы на этот весьма важный для пас вопрос, важный, потому что от его решения зависят и наше самочувствие и наши надежды.

Третий вопрос: миры в Универсуме исходят из единого основания или они совершенно различны по своим онтологи­ческим основаниям и способу бытия? Если считать, что миры исходят из единого основания и однокачественны (вне зави­симости от конкретных различий), то мы имеем дело с мони­стическим взглядом. Например: миров много, но все они ма­териальны и никаких «духовных миров» быть не может.

Если в рамках Универсума полагаются два начала: мате­рия и дух - то мы следуем позиции, называемой дуализмом. Если же онтологических начал много, то можно говорить о плюралистической точке зрения.

Следует заметить, что последовательный и абсолютный монизм оказывается невозможен, ибо противоречит всему человеческому опыту. Последовательными монистами пыта­лись быть догматические сторонники марксизма и предше­ствующие им вульгарные материалисты, сводившие все раз­нообразие духовного к материальным процессам (мысль вы­деляется мозгом как желчь печенью!). С позиции жесткого материалистического монизма существование сознания не­объяснимо. Жесткий идеалистический монизм, напротив, делает непонятным существование материально-веществен­ного мира, превращая его то ли в иллюзию, то ли в грязное и падшее состояние духа.

В свою очередь, абсолютизация дуализма и плюрализма приводит нас к рассыпанию Универсума на совершенно раз­ные, ничем не связанные друг с другом осколки. Если мате­рия и сознание абсолютно различны, ничем не объединены между собой, представляют полностью противоположные начала, то контакт между ними невозможен.

Видимо, ответ на третий вопрос лежит в области мягкого объединения монистических и плюралистических идей. Универсум сочетает в себе единое и многое. Исходя из единого основания (назовем ли мы его материей или духом), он дробится на разнообразные миры, подчиняющиеся при всем своем бесконечном разнообразии некоторым универ­сальным принципам, которые и выступают мостом между порой весьма отдаленными друг от друга сферами бытия. Последнее время в самой разной теоретической литературе можно все чаще встретить метафору «Вселенский компью­тер», которой пытаются обозначать то единое законотворящее начало, которое спонтанно созидает многочисленные пласты или «планы» реальности, сколь различные, столь же и связанные между собой.

Но вернемся к картинам мира и месту человека в нем. Каждая из картин, возникающих в общественном сознании, включает в себя несколько стабильных компонентов. Кроме уже обрисованных онтологических характеристик (единый или множественный, материальный или идеальный и т. д.) это, в первую очередь, представления о пространстве и времени — неотъемлемых атрибутах нашей жизни. Важней­шей составной любой картины мира выступает и положение в Универсуме человека. Оно конкретизируется через кон­цепцию происхождения и перспектив человечества, возможностей человека как рода, ценностей и целей, к которым могут и должны стремиться индивиды.

Разные картины мира описываются на различных куль­турных языках. Так, терминология, совершенно естествен­ная для научного изображения действительности, не подхо­дит для ее описания с точки зрения религии, а повседневная речь, хотя и включается в любые описания, тем не менее, не совпадает ни с философией, ни с эзотерической манерой изъясняться. Ракурс видения, конструируемая модель мира диктует понятийный аппарат и тот набор слов, при помощи которого она может быть описана.

Очень важным моментом, который делает картины мира принципиально разными, является то, вокруг чего именно они строятся. Т. е. у каждой картины есть ее смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, со­ставляющие целостный образ Вселенной. В центре обыден­ной картины мира стоит человек, субъект действия, соци­ального поведения. Повседневность— это мир, где он— глав­ная фигура.

Обратимся непосредственно к рассмотрению картин мира.

«Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре окружающей человека действительности, способах ее функционирования и развития.

Картина мира формируется, с одной стороны, как составная часть мировоззрения, а, с другой стороны, на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Различают религиозную, научную и философскую картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира и 2) основными идеями, которые они предлагают для решения своей проблемы.

Религиозная Картина Мира (РКМ) — совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем. Главный признак РКМ — разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолютном господстве первого над вторым.

Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца. Человеку в РКМ отводится роль дитя, которого любят, поощряют и возвышают по мере его стремлений и усилий приблизиться к Творцу и жить по его наставлениям. В различных религиозных конфессиях РКМ различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Религиозный ответ на вопрос «Зачем я живу?» заключается в спасении души.

РКМ разрабатывается теологами.

Научная картина мира (НКМ)особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке

Особенности НКМ:

1. Научная картина мира отличатся от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д.

Религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету.

2. Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественного восприятию мира, использующего бытовой/художественный язык для обозначения объектов и явлений мира.

Человек искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований. Эмоциональное восприятие правополушарно (образно), в то время как логическое научное обоснование, абстракции, обобщения — левополушарно.

Философская картина мира дает предельно общее представление о нем. Создаваемая в рамках онтологии ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях.

Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

Особенности ФКМ:

1. В отличие от РКМ, ФКМ всегда опирается на НКМ как надежный фундамент.

Космоцентристская ФКМ античности вполне соответствовала натурфилософскому уровню развития античной науки.

На формирование натурфилософии и антропоцентризма Возрождения оказал мощное влияние гелиоцентризм Н.Коперника и Дж. Бруно.

Механистическая модель мира возникла на основе классической механики И.Ньютона и в ее основе лежали философские принципы единства мира, а также закономерности и понятия механики (масса, частица, сила, энергия, инерция).

Сменившая ее диалектическая, релятивистская КМ строилась на научном фундаменте квантовой механики и теории относительности, а теперь в ее фундамент легли принципы глобального эволюционизма и синергетики.

2. Каждая ступень развивающейся ФКМ выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается ФКМ.

3. Философская картина мира распадается на множественные, плюралистичные картины.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: