Фундаментальное значение проблемы бытия в философии

Фундаментальность проблемы бытия для философии связана прежде всего с тем, что философия выполняет функцию человеческого мироориентирования, а бытие — это широко философское понятие, и поэтому оно выступает как предельный, целевой, стратегический человеческий ориентир. Когда мы имеем дело с человеческим мироориентированием, то мы должны иметь в виду несколько принципиально важных его аспектов.

Прежде всего, ориентиры нашего жизненного самоутверждения должны фиксировать определенные измерения, проявления или характеристики мира, в котором мы находимся. То есть понятие бытия должен фиксировать определенные характеристики мира, а также и определенные признаки, по которым мы могли бы отличать бытие от небытия. В этом аспекте мы, с одной стороны, опираемся на данные современной науки о мироздании, с другой стороны, — на ее исторический опыт, который удостоверяет определенную относительность наших представлений о сущности, состояния и формы проявлений бытия. Кроме того, в вопросе о признаках бытия мы вынуждены выходить за пределы науки, потому что именно этот вопрос находится в зависимости от понимания и толкования самых корней бытия. Этот выход осуществляется в сфере философии, метафизики и теологии. Дело в том, что единственным условием определения бытия как предельно широкой категории является сопоставление его с небытием. Но в реальном жизненном опыте мы нигде и никогда с небытием как таковым напрямую не сталкиваемся. Когда исчезают определенные материальные вещи, меняются природные явления, умирают живые существа, мы понимаем, что все это еще не переходом в небытие, ведь при этом нет полного исчезновения, а есть только превращение определенных форм и измерений того, что существует, в другие формы и измерения. Гегель называл такого рода небытие, т.е. то, что появляется результатом разрушения чего-то конкретного, определенного, «относительным небытием» или «ничем некоторого кое-что». Итак, в этом смысле и небытия, и все материальные формы, подлежащих изменениям, предстают как относительные. Они определяют не бытие как таковое, а лишь его проявления.

Философия должна выводить все свои темы, проблемы и рассуждения на определенную предельную границу — границу бытия и небытия, т.е. определять, при каких обстоятельствах определенная вещь может быть именно такой, а при каких она неизбежно теряет свою внутреннюю качество, свою спецификацию. Разумеется, опять-таки, что сделать это можно, лишь рассматривая каждую вещь как фрагмент мировой сохранности, т.е. сквозь призму понятия бытия. Итак, можно сказать, что философом является тот, кто выводит каждую вещь на уровень ее рассмотрения с позиции мирового целого или с позиции противопоставления бытия и небытия.

Во-вторых, жизненные ориентиры, которыми пользуется человек, только тогда могут быть надежными, если они есть не преходящими, не частичными, а фундаментальными по значению, объему и концентрации наших знаний и устремлений. Поскольку философское понимание бытия соответствует всем названным требованиям, оно и предстает одновременно и фундаментальным, и универсальным, и целевым ориентиром для человека.

 Наконец, в-третьих, все названные характеристики понятия бытия превращают его в  фактор смыслообразования в человеческом сознании. Действительно, если это понятие охватывает и концентрирует все аспекты человеческого знания и опыта, оно все это одновременно и собирает, объединяет, а потому предоставляет всем определенного конечного направления, для сознания выступает в статусе получения определенного смысла. По утверждениям М.Гартмана, создавшего в ХХ ст. достаточно авторитетную концепцию онтологии, бытие является тем последним во всех наших отношениях и утверждениях, с исчезновением чего рассеиваются, теряют смысл и собственные принципы как эти утверждения, так и наши действия и поступки. В связи с этим раскрываются человеческие измерения проблемы бытия: бытие предстает как универсальная ценность.

   Мы подходим еще к одному важному аспекту в человеческом измерении бытия. Дело в том, что для человека вопрос о бытии органически соединенен с вопросом о смерти. Наконец, с небытием человек реально сталкивается через факт смерти. Телесно, физически человек, когда умирает, вступает в мировой круговорот вещества и энергии. Но человек и человеческое бытие, как уже отмечалось, не сводятся к жизни организма. Куда исчезает именно то, в чем концентрируется человеческое начало бытия? Что остается от человека после окончания его физического существования? С давних времен люди исповедовали тезис о том, что ничто в этом мире не возникает из ничего (такое, как известно, возможно лишь в акте божественного творения мира) и не исчезает бесследно. Следовательно, и то основное, что составляет центр и сосредоточение бытия человека человеком, также не может исчезнуть бесследно. Факт смерти, его осознание, осмысление заставил человека уже в древние времена задуматься над проблемами бытия и небытия и понять эти проблемы как свои глубинные, выходные, за которыми для человека вряд ли возможно сознательное регулирование своей жизнедеятельности.

Проблема бытия — это прежде всего проблема, которая возникает и раскрывается перед нами в гамлетовском обрисовке: быть или не быть? Что значит быть и как можно удержаться в бытии за изменчивости и недолговечности любых форм сущего? Может ли человек считать себя чем-то особенным по этим процессам, может избежать распада и исчезновения в мировых метаморфозах? Все эти вопросы из ряда вечных и фундаментальных.
Так, фундаментальное значение проблемы бытия для философии оказывается в том, что:

 • эта проблема определяет предельную границу и специфику философского обобщения и обобщенного (сущностного) рассмотрения любых явлений реальности;

 • от решения проблемы бытия зависит понимание и решение всего круга философской проблематики;

 • являясь предельно возможным ориентиром для человеческого самоосуществления и философствования, проблема бытия становится фактором смыслообразования и масштаба человеческих ценностей;

 • проблема бытия концентрирует важнейшие аспекты и факторы человеческого самоутверждения и сознательного регулирования человеческой жизнедеятельности.

 


Задания

1.Проработать письменно термины: картина мира, онтология, бытие, небытие.

 

2. Заполнить текстовую таблицу «Картины мира»

Виды КМ Проблемы КМ Идеи КМ
РКМ    
ФКМ    
НКМ    

 

3.Заполнить текстовую таблицу «Два аспекта бытия»

аспекты бытия общее отличительное
Бытие материального

 

1. 2. …..
Бытие идеального 1. 2. ….

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: