double arrow

Одним словом назови, продолжи ряд».

1

ТЕМА «ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

—о строении человеческого тела, назначении отдельных час­тей (назвать пары органов);

—как люди внешне отличаются друг от друга;

—названия и количество пальцев на руках (большой, указательный...), на ногах;

—как выражается на лице человека радость, грусть, удивление;

—где правая сторона — левая (уметь правой рукой дотронуться до левого уха, ноги, глаза, и наоборот);

— необходимые правила гигиены тела.
Расширение словарного запаса детей:

названия: тело, туловище, голова, глаза, уши, нос, ноздри, рот, зубы, губы, язык, затылок, волосы, виски, веки, щеки, лицо, лоб, брови, рес­ницы, подбородок, руки, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), локти, запястье, ладони, ногти, ноги, ступня, пятка, колени, плечи, предплечье, спина, грудь, живот, пояс, бедро, цвет, форма, величина, размер, люди, мужчина, женщина, девочка, мальчик,

вкус, зрение, слух, голос, речь,

(расческа, мыло, мыльница, губка, мо­чалка, полотенце, одежда, зеркало, духи, одеколон).

признаки: высокий, низкий, широкий, узкий, худой, полный, тол­стый, длинный, тонкий, большой, маленький, левая, правая, нижняя, верхняя, детский, взрослый, карие, голубые, серые, зеленые, густые, вьющиеся, кудрявый, лопоухий,




(смешной, грустный, веселый, печаль­ный, довольный, заботливый, красивый)

действия: стоять, лежать, ходить, слушать, слышать, думать, под­нимать, опускать, поворачивать, крутить, прыгать, бегать, смотреть, нюхать, трогать, щупать, двигать, ловить, показывать, носить, дышать, чувствовать, расти, мыть, вытирать, заботиться, ухаживать, купаться, плавать, расчесывать.

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково» (детям от 4 лет)

Тело — тельце,

голова — головка, головушка,

рука — ручка, рученька,

нога — ножка, ноженька,

палец — пальчик,

глаз — глазик, глазок,

уши — ушки,

шея — шейка,

нос — носик,

рот — ротик, роток,

зуб — зубик, зубок,

губа — губка,

язык — язычок,

пятка — пяточка,

локоть — локоток,

плечо — плечико,

спина — спинка,

живот — животик,

щека — щечка,

лицо — личико,

ладонь — ладошка,

голос — голосок.

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

Голова — две головы — голов,

рука — две руки — рук,

нога — две ноги — ног,

ступня — две ступни — ступней,

палец — два пальца — пальцев,

глаз — два глаза — глаз,

ухо — два уха — ушей,

нос — два носа — носов,

 рот — два рта — ртов,

зуб — два зуба — зубов,

язык — два языка — языков,

пятка — две пятки — пять пяток,

колено — два колена — колен,

локоть — два локтя — локтей,



плечо — два плеча — плечей,

спина — две спины — спин,

живот — два живота — животов,

волос — два волоса — волбс,

щека — две щеки — щек,

лицо — два лица — лиц,

лоб — два лба — лбов,

ноготь — два ногтя — ногтей,

ресница — две ресницы — ресниц,

голос — два голоса — голосов.

Образование существительных множественного числа «На­зови по образцу» (детям от 4 лет)

Палец (а они?) — пальцы,

плечо — плечи,

рука — руки,

нога — ноги,

язык — языки,

голова — головы,

колено — колени,

ухо — уши,

лоб — лбы,

локоть — локти,

бровь — брови,

голос — голоса,

ноготь — ногти,

веко — веки.

Лексический строй речи


Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»

головой мы (что делаем?) -— думаем;

ушами ... — слушаем;

глазами ... — смотрим;

носом ... — дышим, нюхаем;

ртом ... — едим, пьем, говорим;

руками ... — берем, держим, трогаем, рисуем;

ногами ... — ходим, бегаем, прыгаем.

Классификация понятий «Четвертый лишний»

Голова, шапка, ладонь, шея (шапка); варежки, пальцы, нога, ладонь (варежки); нога, стопа, сапоги, колено (сапоги); глаза, нос, рот, очки (очки).

Толкование пословиц и фразеологизмов «Когда так говорят?»

«Близок локоток, да не укусишь». «Хоть бы одним глазком взглянуть». «Задрать нос». «Голову повесить».

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)

Большой — маленький, трудолюбивый — ленивый, низкий — высокий, глупый — умный, широкий — узкий, детский — взрослый, грустный — веселый, поднимать — опускать, длинный — короткий, смелый — трусливый, злой — добрый, черный — белый, говорить — молчать.



«Словарь»:

Слова-предметы Слова-действия      Слова-признаки:
  h Голова, лоб, ухо, нос, глаз, рот, губы, зубы, язык, шея кожа,, рука, палец, нога, колено, спина, живот, волосы, коса.; мыло, щётка, паста, полотенце, расчёска, зеркало, мыльница, ножницы, мочалка, вода, ванна, кран, душ; зарядка, здоровье, болезнь, рана; чистота.    * Туловище, грудь, плечо, локоть, ладонь, ноготь, сердце, носок, пятка, щека, бровь, ресницы, усы; кулак, чёлка, причёска; порошок, шампунь, крем, платок, салфетка, веник, таз, пена, струя, физкультура.    Q Веко, ноздря, затылок, подбородок, бедро, голень, ступня; кость, желудок, орган; зубочистка, рост, вес; стрижка; баня, бассейн, массаж, закаливание, спорт. h Ходить, бегать, прыгать, топать, махать, хлопать, сидеть, говорить, петь, слушать, смотреть, нюхать, поворачивать, поднимать, мыть, вытирать, чистить, расчёсывать, намыливать, улыбаться, смеяться, болеть, смывать, пачкать.        * Согнуть, разогнуть, сжимать, разжимать, жевать, глотать, кивать, хохотать, морщиться, прищуриться, моргать, лечиться, умываться, стричь, полоскать, пениться. QНахмуриться, брить, отращивать, следить, ухаживать, массажировать. h Длинный, широкий, высокий,  здоровый, слабый красивый, мокрый, мягкий, чистый, грязный, тёмный,  взрослый, сильный, зубной, мыльный, скользкий.   * Лохматый, стриженый, кудрявый, загорелый, бледный, алый, румяный, , аккуратный, нужный, пенистый, душистый, приятный, махровый.   Q Симпатичный, смуглый, плечистый, тренированный, стройный, болезненный, длинноволосый, синеглазый, сыпучий, ароматный, хозяйственный, туалетный, банный. Наречия: Справа, слева, высоко, рано, быстро, легко, мягко, смешно, аккуратно, необходимо, много

 

Кто/что? Что делает? Какой?». Составляем таблицу о частях тела человека со словами игры «Описываем».

Что? Что делает? (-ют) Какая? (-ой, -ое, -ие)
Голова Наклоняется, кивает, поворачивается, машет, думает, болит, подрастает, замерзает, устает.            Крупная, детская, овальная, чистая, стриженная, светловолосая, умная, думающая, моя, лысая.

                                 

 

 

3.«Пальчиковая акробатика».

 «Кулак» - «ладонь». Условия игры прежние, руки ребёнка лежат перед ним на столе.      - одной рукой (сначала ведущей). * - двумя руками одновременно.  Q - двумя руками попеременно или только той рукой, которую назовёт или покажет взрослый.

Одним словом назови, продолжи ряд».

 - голова, шея, туловище… – это… (части тела);         * - мизинец, безымянный… - это… (пальцы рук);   Q - глаза, нос, рот…- это… (части лица); - длинноволосый, кареглазый…- это какой? - зубочистка, расчёска… - это… (предметы личной гигиены). 

 

7. «Лишний, потому что…».

  - Перчатки, варежки, рука   * - Осень нога, ботинок, ухо, голова.

- Мыло, лицо  расчёска.                   - Свитер расчёска, Лена зубная щётка.

 


8. «У меня – у нас – нет     

 нос - носы;         *, Q нос – носы – носов          

 Рот - рты - нет ртов

Локоть – локти - нет локтей

Лоб – лбы – нет лбов

Рука- руки – нет рук

10. «Потому что». 

 1. Зубы нужно вовремя лечить, потому что… (заразившись от одного, они все заболят; ещё сильней будут болеть).                   2. Нужно мыть руки, потому что * 1. Утром надо всегда делать зарядку, потому что…(будешь бодрым и здоровым, вырастешь сильным и красивым). 2. Нельзя слушать громкую музыку, потому  Q 1. В холодную погоду не кричат на улице, потому что…(можно заболеть; наглотаться холодного воздуха, заболит горло). 2.Нельзя грызть ногти, потому что…    

 

11. «Сосчитай-ка».  

 - числительные 1, 2, 3, 4, 5 * - * - числительные 1, 3, 5  - - Q- числительные 1, 3, 5, 7
Голова, рука, нос, глаз Лоб, рот, ладонь, ноготь, ступня. Плечо, ухо, колено, подбородок, ухо

 

 


14. «У меня –  у Гнома –    у Великана». 

   , * рука - ручка - ручища;   

  Q чистая рука – чистенькая ручка – чистая ручища.





Путаница».

 Ходят руками.                                 * Мама сделала красивый прическу.

    Я вытрусь мылом.                               Каждое утро надо чистить зубы стиральным порошком.

Q 1) «Распутай» слова, убрав из них лишний слог: нодус, шегоя, кобалено.

2) «Распутай» слова, переставив в них слоги на нужное место: ловаго, гано, кару, здовьеро.       

            3) «Распутай» предложение – подружи слова: Маша чистить зубы новый зубная щетка.

 





1




Сейчас читают про: