1. "Молекулы памяти"
2. Медиаторные системы
3. Значение биохимических исследований памяти
Концепции биохимического кодирования индивидуального опыта в памяти опираются на две группы фактов:
образование в мозге при обучении новых биохимических факторов (например "пептидов памяти");
возможность передачи приобретенной информации необученному мозгу с помощью этих факторов.
Первые гипотезы, связывающие запечатление информации с биохимическими изменениями в нервной ткани, родились на основе широко известных в 60-е гг. опытов Г. Хидена, когда было показано, что образование следов памяти сопровождается изменениями свойств РНК и белка в нейронах.
Выяснилось, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие клетке способность резонировать в ответ на повторные действия одних и тех же раздражителей.
Таким образом, было установлено, что РНК играет важную роль в механизмах формирования и сохранения следов памяти.
Однако в более поздних работах было показано, что в консолидации энграмм памяти ведущую роль играет ДНК, которая может служить хранилищем не только генетической, но и приобретенной информации, а РНК обеспечивает передачу специфического информационного кода. В настоящее время идея существования биохимических факторов, способных к сохранению и переносу информации, большинством исследователей воспринимается критически. Считается, что гипотеза молекулярного кодирования индивидуального опыта не имеет прямых фактических доказательства.
Медиаторам - химическим посредникам в синаптической передаче информации - придается большое значение в обеспечении механизмов долговременной памяти. Основные медиаторные системы головного мозга принимают самое непосредственное участие в обучении и формировании энграмм памяти. Так, экспериментально установлено, что уменьшение количества норадреналина замедляет обучение, вызывает амнезию и нарушает извлечение следов из памяти.
Р.И. Кругликов (1986) разработал концепцию, в соответствии с которой в основе долговременной памяти лежат сложные структурно-химические преобразования на системном и клеточном уровнях головного мозга.
Показано, что под влиянием обучения увеличивается количество холи-норецепторов, то есть рецепторов, расположенных на теле нейрона и отвечающих за обнаружение медиатора ацетилхолина.
В процессе образования условного рефлекса повышается чувствительность соответствующих нейронов к ацетилхолину, что облегчает обучение, ускоряет запоминание и способствует более быстрому извлечению следа из памяти. В то же время вещества, препятствующие действию ацетилхолина, нарушают обучение и воспроизведение, вызывая амнезию (потерю памяти).
3. Биохимические методы, которые позволяют проникнуть в последовательность процессов, происходящих в синаптических мембранах с последующим синтезом новых белков, привлекают многих исследователей! памяти. На этом пути ожидаются новые яркие открытия. Предполагается, например, что для различных видов памяти в ближайшем будущем будут выявлены различия в биохимических процессах.
Тем не менее следует подчеркнуть, что интенсивные биохимические исследования привели к явной переоценке и автономизации клеточно-молекулярного уровня изучения механизмов памяти. Как указывает C. Роуз, эксперименты, проводимые только на клеточном уровне, слишком ограничены и, по-видимому, не способны ответить на вопрос, как мозг человека запоминает, например, сложные симфонические партитуры или извлекает из памяти данные, необходимые для разгадывания простого кроссворда.
Для более полного знания специфики функционирования процессов памяти необходим переход на уровень сложных мозговых систем, где многие нейроны соединены между собой морфологическими и функциональными связями. При этом психофизиологические исследования на здоровых людях позволяют изучать процессы переработки и хранения! информации, а изучение больных с различного рода амнезиями, возникающими после повреждения мозга, позволяет глубже проникать в тайны памяти.
Использованные источники:
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 96 - 99.
Вопрос 54. Эмоции
- Понятие об эмоции
- Характеристики эмоциональных явлений
Эмоции - особый класс психических процессов и состоянии, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных субъективных переживаний (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций.
Сопровождая практически любые проявления жизненной активности человека, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей.
5. По критерию длительности эмоциональных явлений выделяют:
эмоциональный фон, или эмоциональное состояние - в большей степени отражает общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации, к себе самому и связано с его личностными характеристиками;
эмоциональное реагирование - кратковременный эмоциональный ответ на то или иное воздействие, имеющий ситуационный характер.
Наиболее существенными характеристиками эмоций являются их знак -эмоции бывают положительные и отрицательные - и интенсивность.
Использованные источник:
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 160.
Лимбическая система
/. Понятие лимбической системы
2. История исследования лимбической системы
3. Структура и функции лимбической системы
1. Возникновение и протекание эмоций тесно связано с деятельностью модулирующих систем мозга, причем решающую роль играет лимби-ческая система.
Лимбическая система - это комплекс функционально связанных между собой филогенетически древних глубинных структур головного мозга, участвующих в регуляции вегетативно-висцеральных функций и поведенческих реакций организма.
2. Термин "лимбическая система" ввел в 1952 г. Мак-Лин.
Однако еще ранее, в 1937 г., Папец предположил наличие "анатомического" эмоционального кольца. В него входили гиппокамп, свод, мамил-лярные тела, переднее ядро таламуса и поясная извилина.
Папец считал, что любая афферентация, поступающая в таламус, разделяется на три потока: движения, мысли и чувства. Поток "чувств" циркулирует по анатомическому "эмоциональному кольцу", создавая таким образом физиологическую основу эмоциональных переживаний.
3. В своих основных частях лимбическая система сходна у всех млекопитающих.
К лимбической системе принято относить:
• круг Папеца (основа лимбической системы): гиппокамп - свод - мамил-лярные тела - переднее ядро таламуса - поясная извилина - гиппокамп;
• некоторые ядра гипоталамуса;
• миндалевидное тело, или миндалину (клеточное скопление величиной с орех);
• обонятельную луковицу;
• тракт и бугорок;
• неспецифические ядра таламуса;
• ретикулярную формацию среднего мозга.
В совокупности эти морфологические структуры образуют единую гипо- таламо-лимбико-ретикулярную систему.
Центральной частью лимбической системы является гиппокамп.
Кроме того, существует точка зрения, что передняя лобная область является неокортикальным продолжением лимбической системы.
Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств, направляясь по нервным путям ствола мозга в кору, проходят через одну или несколько лимбических структур - миндалину, гиппокамп или часть гипоталамуса. Сигналы, исходящие от коры, тоже проходят через эти структуры; различные отделы лимбической системы по-разному ответственны за формирование эмоций. Их возникновение зависит в большей степени от активности миндалевидного комплекса и поясной извилины. Однако лимбическая система принимает участие в запуске преимущественно тех эмоциональных реакций, которые уже апробированы в ходе накопления жизненного опыта.
Существуют убедительные данные в пользу того, что ряд фундаментальных человеческих эмоций имеет эволюционную основу.
Использованные источники: Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 160- 162\