Правило возникновения эмоций

1. Информационная теория эмоций вводит в круг анализируемых явлений понятие информации. Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоции возникают из-за неожиданного события, к которому человек не был готов. В то же время эмоция не возникает, если мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных сведений.

С точки зрения автора этой теории П.В. Симонова, эмоция - это отражение мозгом человека и животных какой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

2, Информационная теория эмоций на первый план выдвигает оценочную функцию эмоций, которая всегда представляет собой результат взаимоействия двух факторов:

• спроса (потребности) и

• предложения (возможности удовлетворения этой потребности).

В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представит в виде структурной формулы:

Э =f(П, (Ин - Ис)...),

где:

Э - эмоция, ее степень, качество и знак;

Я - сила и качество актуальной потребности;

Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовн

летворения потребности;

Ис - информация о средствах, которыми располагает субъект в данный

момент;

(Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта.

Использованные источники:

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 168 - 16Я

 

Вопрос 59.Теория дифференциальных эмоций

/. Теория дифференциальных эмоций

Компоненты эмоции

3. Недостатки теории дифференциальных эмоций

1. Центральным положением теории дифференциальных эмоций является представление о существовании некоторого числа базисных эмоций, каж­дая из которых обладает присущими только ей мотивационными и фе­номенологическими свойствами.

Базисные эмоции (радость, страх, гнев и др.) ведут к различным внут­ренним переживаниям и различным внешним проявлениям и могут взаимодействовать друг с другом, ослабляя или усиливая одна другую.

2. Каждая эмоция включает в себя три взаимосвязанных компонента:

 • неврологический компонент - нейронная активность мозга и перифери­ческой нервной системы;

 выразительный компонент - деятельность поперечно-полосатой муску­латуры, обеспечивающей мимическую и пантомимическую выразитель­ность и обратную связь в системе "тело-лицо-мозг";

субъективный компонент - субъективное эмоциональное переживание.

Каждый из компонентов обладает определенной автономностью и мо­жет существовать независимо от других.

3. Теория дифференциальных эмоций не дает удовлетворительного объяс­нения тому, как актуализируется та или иная эмоция, каковы внешние и внутренние условия ее пробуждения.

Кроме того, недостатком этой теории является нечеткость в определе­нии собственно базисных эмоций.

Использованные источники:

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 169-170.

Вопрос 60. Методы изучения и диагностики эмоций

  1. Электрическая стимуляция мозга
  2. Разрушение мозга
  3.  Диагностика эмоциональных переживани

 

Электрическая активность кожи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: