Вопрос 80. Функции речи и ее имитация

1. Речь и ее функции

2. Возможность животных в имитации речи

1. Исследователи выделяют три основные функции речи:

коммуникативная функция - осуществление общения между людьми с помощью языка. В коммуникативной функции выделяют функцию со­общения и функцию побуждения к действию. При сообщении человек указывает на какой-либо предмет или высказывает свои суждения по какому-либо вопросу. Побудительная сила речи зависит от ее эмоцио­нальной выразительности;

регулирующая функция реализует себя в высших психических функциях -сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей психи­ческой функции введено Л. С. Выготским и развито А. Р. Лурией и други­ми отечественными психологами. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер. Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого человека с помощью спе­циальных раздражителей ("знаков"), среди которых наибольшее значе­ние имеет речь. Научаясь применять по отношению к собственному по­ведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным поведением. В результате процесса интериоризации внутренняя речь ста­новится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает соб­ственными произвольными действиями. В работах А.Р. Лурии, Е.Д. Хомской показана связь регулирующей функции речи с передними отделами полушарий и установлена важная роль конвекситальных отделов префронтальной коры в регуляции произвольных движений и действий конструктивной деятельности, различных интеллектуальных процессов

программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса - внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построение самых различных движений и действий. Программирующая функция речи страдает при поражениях в передних отделах речевых зон - заднелобных и премоторных отделов левого полушария.

2 Известно, что некоторые животные могут с поразительной точностью имитировать звуки человеческой речи. Однако, имитируя речь, животные не способны придавать словам новые значения. Поэтому произносимые животными слова нельзя назвать речью.

Опыт общения людей с животными показывает, что большинство млекопитающих может научиться понимать значения многих слов и фраз. Но это понимание не представляет собой настоящего речевого общения

Известно также, что животные общаются между собой с помощью язы ка жестов и звуков, каждый из которых имеет свое жестко фиксированное значение. В большинстве случаев такой знак представляет собой врожденную реакцию на конкретную ситуацию, а реакция другого животного на этот знак также обусловлена генетически.

Использованные источники.

Данилова Н.Н., Крулова АЛ. Физиология высшей нервной деятелъности.Ш С. 421 - 424.

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 100- 101.Ш

Вопрос 81. Развитие речи у ребенка

  1. Слово как интегратор
  2. Основные фазы развития совместной деятельности двух сигнальных систем

1. У ребенка условные рефлексы на словесные раздражители появляются! лишь во второй половине года жизни.

Предъявление определенного предмета при одновременном его назывании приводит к тому, что слово начинает заменять обозначаемый им предмет. Эта способность появляется у ребенка к концу первого года Я жизни или началу второго. Однако слово сначала замещает лишь конкретный предмет, выступая на этом этапе развития как интегратор nepвого порядка.

Превращение слова в интегратор второго порядка или в "сигнал сигналов" происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него было выработано не менее 15 различных условных связей (пучок связей). Ребенок должен научиться оперировать с различными предметами, обозначаемыми одним словом. Если число выработанных условных связей меньше, то слово остается символом, который заме­щает лишь конкретный предмет.

Между тремя и четырьмя годами жизни появляются слова - интеграто­ры третьего порядка. Ребенок начинает понимать такие слова, как "иг­рушка", "цветы", "животные".

К пятому году жизни у ребенка возникают более сложные понятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: