Вопрос 83. Психофизиология бессознательного

  1. Бессознательное и неосознаваемое
  2. Проблема бессознательного в современной психофизиологии

Сознание, как писал Л.С. Выготский, характеризуется перерывами и нередко отсутствием видимых связей между отдельными его элемен­тами.

Понятие бессознательного, заполняя пробелы между сознательными явлениями, позволяет изучать все психические функции у человека вплоть до самых высших ее форм с позиций детерминизма. Таким обра­зом, бессознательное - это гносеологически необходимая категория. Справедливость этого принципиального положения подтверждается мно­гими фактами, полученными в экспериментально-психологических и

психофизиологических исследованиях, поэтому следует считать, что бес­сознательное - это такая же психическая реальность, как и сознательная психическая жизнь. Понятие бессознательного толкуется по-разному:

в широком смысле, включая в себя все психические явления вне сферы сознания, то есть те содержания психической жизни, о наличии кото­рых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. В каче­стве одного из примеров бессознательного, можно привести факт -неосознаваемости сигналов, непрерывно поступающих в головной мозг из самого организма, его внутренних органов, мышц, суставов; в узком смысле (по 3. Фрейду) - как вытеснение из сознания возникает в онтогенезе у человека относительно поздно, и в известном смысле, является производной величиной от развития и дифференциации со­знания.

В современной психофизиологии все большее признание получает тер­мин "неосознаваемое". Он обозначает ряд неоднородных явлений. К ним следует отнести феномен, обозначаемый как предсознательное, - это содержания душевной жизни, которые в данный момент неосознавае­мы, так как находятся вне сферы избирательного внимания, но могут легко стать осознаваемыми при переключении на них внимания. Широкий круг психических явлений у человека б норме и патологии связан с неосознаваемым как подпороговым (по отношению к созна­нию) восприятием эмоционально или мотивационно значимых, но физически слабых внешних сигналов, которые не достигают уровня сознания и не осознаются субъектом, однако вызывают вегетативные, биоэлектрические и эмоциональные реакции и могут влиять на процес­сы высшей нервной деятельности. Еще одна форма неосознаваемого - это когнитивная установка, то есть состояние готовности субъекта к определенной активности, которое формируется на неосознаваемом уровне при наличии двух основных условий: актуальной потребности у субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения.

2. В психофизиологии проблема бессознательного, или неосознаваемого сво­дится в основном к попыткам выявить количественные и качественные различия в реакциях центральной нервной системы человека на внешние раздражения при наличии достоверно установленных индикаторов их осознания или при их отсутствии. Разница между минимальными вели­чинами осознаваемого и неосознаваемого сенсорного раздражения со­ставляет область или сферу неосознаваемого, в пределах которой внешний сигнал может вызывать вегетативные, биоэлектрические реакции или влиять на поведенческие и психические функции человека. Современный уровень нейрофизиологических знаний, а также существу­ющие и все увеличивающиеся методические возможности объективного  экспериментального изучения когнитивных функций человека, позво­ляют надеяться на успехи в познании нейрофизиологической основы I ряда бессознательных психических явлений. Уже полученные результаты " не оставляют сомнений в том, что бессознательные психические явле­ния, до настоящего времени нередко являющиеся объектом мистичес­ких спекуляций и получающие иррациональное или мифологическое толкование, могут быть изучены при помощи обычных научных психофизиологических методов и объяснены с детерминистических, ес­тественнонаучных позиций.

Особенно большое значение для понимания нервных механизмов: бессознательных психических явлений и поиска путей их экспериментального исследования имели нейропсихологические работы на людях; с "расщепленным мозгом", в частности обнаружение способности правого полушария осуществлять семантический анализ; правое полушарие воспринимает слово и адекватно реагирует на него, но при этом субъект! не осознает ни его, ни связи реакции с ним.

Другим принципиальным достижением в психофизиологии бессознательного было получение доказательства того, что на неосознаваемом уровне могут формироваться временные связи, ассоциации как возбуждающего, так и тормозного характера, как прямые, так и обратные. Эти достижения позволили предложить гипотезу о психофизиологических механизмах таких бессознательных психических явлений, как "безотчетные" эмоции и психологическая защита.

В настоящее время психофизиология сознания и бессознательного де­лает только первые шаги, и она пока может объяснить лишь очень небольшую часть этих весьма сложных психических явлений. Но опыт показывает, что анализ этой проблемы с естественнонаучных позиций изучения высших мозговых функций - наиболее верный путь познания нейрофизиологической основы бессознательного.

Использованные источники:

Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 219,' 239 - 240.

Вопрос 84. Процесс научения

Психологические и биологические теории научения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: