Составьте педагогический кроссворд по основным методам исследования педагогики.
| Н7 |
| А2 |
| ||||||||||||||
А |
| К5 |
| И4 | Н | Д | У | К | Ц | И | Я | |||||||
Б | Л | А |
|
| ||||||||||||||
Л | А1 | Н | А | Л | И | З | ||||||||||||
Ю | С |
| О |
| ||||||||||||||
Д | Т | Г | Д9 |
| ||||||||||||||
| А8 |
|
| Е | Е |
| С3 | И | Н | Т | Е | З | ||||||
Н | Н | Р | Я |
| Д |
| ||||||||||||
Э6 | К | С | П | Е | Р | И | М | Е | Н | Т |
| У | ||||||
| Е |
| Е |
| Ы |
|
| К | ||||||||||
Т |
| Й |
|
| Ц | |||||||||||||
И |
| И | ||||||||||||||||
Р | Я | |||||||||||||||||
М10 | О | Д | Е | Л | И | Р | О | В | А | Н | И | Е | ||||||
| В | |||||||||||||||||
А | ||||||||||||||||||
Н | ||||||||||||||||||
И | ||||||||||||||||||
Е |
1) Существуют следующие виды данного метода: механическое расчленение; определение динамического состава; выявление форм взаимодействия элементов целого; нахождение причин явлений; выявление уровней знания и его структуры и т. п. О каком методе идет речь? (Ответ: анализ).
2) … - метод научного познания, при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами. (Ответ: аналогия).
3) … - реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое. (Ответ: синтез).
|
|
4) … - логический метод (прием) исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему. (Отает: индукция).
5) Какой анализ позволяет выделить ведущий признак и иерархию взаимосвязей признаков? (Ответ: кластерный).
6) Педагогический... — научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью выявления взаимозависимости между исследуемыми явлениями. (Ответ: эксперимент).
7) Главная специфическая особенность данного метода заключается в том, что оно не воздействует на объект изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного выражения. Назовите метод. (Ответ: наблюдение).
8) Метод имеет возрастные ограничения, так как не может быть применен к тем, у кого нет навыков чтения и письма. Поэтому этот метод в практике образовательного процесса применяют начиная со среднего звена общеобразовательной школы. Назовите метод. (Ответ: анкетирование).
9) Данный метод означает, во-первых, переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего; во-вторых, процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений — посылок к их следствиям (заключениям). Назовите метод. (Ответ: дедукция).
10) … как метод научного познания представляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. (Ответ: моделирование).
Чем отличается методология от методов исследования?
|
|
Методология педагогики — система знаний об основных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования. Под методами педагогического исследования подразумеваются способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Используя основные компоненты педагогического исследования: проблему, тему, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотезу, научную новизну, теоретическую и практическую значимость, защищаемые положения, методы, разработайте вводную часть исследовательской работы на одну из педагогических проблем (проблему выбираете произвольно, но из области педагогики).
Тема исследования – анализ и методы решения проблемы обучения трудных детей в общеобразовательных учреждениях.
Проблема исследования – проблема обучения трудных детей в общеобразовательных учреждениях.
Актуальность исследования: Во многих общеобразовательных учреждениях могут быть дети, которые нарушают дисциплину на уроках и не желают осваивать материал, который передает им педагог. Поэтому актуально заняться исследованием и решением проблемы обучения таких детей, чтобы повысить эффективность учебного процесса и передать знания учащимся. В таком случае общий уровень образования в стране будет повышаться.
Объект исследования: трудные дети, педагоги.
Предмет исследования: обучение трудных детей, взаимоотношение педагогов и трудных детей.
Цель исследования – анализ и поиск методов решения проблемы обучения трудных детей.
Задачи исследования:
1) Проанализировать проблему обучения трудных детей и существующие методы решения данной проблемы.
2) Найти и охарактеризовать новые методы решения проблемы обучения трудных детей.
Гипотеза исследования: Данную проблему можно решить, используя опыт педагога современные технологии, с помощью которых можно показать, например, на примерах, как важно соблюдать дисциплину и учиться.
Научная новизна: Рассматриваются методы по решению данной проблемы с использованием современных технологий и опыта педагога.
Теоретическая значимость: Новые методы позволят расширить и дополнить педагогическую теорию.
Практическая значимость: Улучшит эффективность обучения трудных детей в школах страны.
Защищаемые положения: Проанализирована проблема обучения трудных детей в школах. Рассмотрены существующие и новые методы решения проблемы обучения трудных детей в школах на основе современных технологий.
Методы: Рассмотрены новые методы решения проблемы обучения с использованием современных технологий.
Вопросы для самоконтроля:
I. Выберите правильный ответ. В чем заключается целостность педагогического процесса?
1. В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели — формированию всесторонне и гармонически развитой личности.
Контрольные вопросы:
Что такое педагогический процесс?
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
2. Что представляет собой педагогический процесс как система?
Рассмотрим педагогический процесс как систему (рис. 1). Мы видим множество подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связей. Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были. Педагогический процесс — это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.
|
|
Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом.
Рис.1
Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса.