double arrow

Как развивается личность в педагогическом процессе?


В психологической и педагогической литературе раскрывается сложный, но закономерный характер формирования личности. Закономерности - объективные, устойчивые, существенно значимые связи между педагогическими воздействиями и их результатами. Однако к классификации закономерностей формирования личности единого подхода не существует. Предпочтительнее деление закономерностей на общие и социально-педагогические .

К общим закономерностям относятся:

· * непрерывность формирования личности в течение всей жизни в интересах ее самореализации и самоутверждения;

· * подчиненность главной педагогической цели формированию разносторонне и гармонично развитой личности, ее интересам, совпадающим с интересами семьи и общества;

· * взаимосвязь образования, воспитания, обучения и развития личности при обеспечении целеустремленности и регулировании всех педагогических воздействий;

· * зависимость результативности педагогического формирования личности от ее собственной активности в самоформировании, от реализации индивидуального подхода к ней и др.

На формирование личности существенное влияние оказывает социальная среда, т.е. духовные и материальные условия жизни. Ее влияние выражается в социально-педагогических закономерностях. Их можно разделить на:




· * воспитательные - формируют весь спектр личностных качеств: гражданина, профессионала, семьянина;

· * обучающие - вооружают системой знаний, навыков и умений в действиях и поведении;

· * образовательные - влияют на понимание человеком происходящих событий в мире, своего места в обществе, расширяют кругозор, повышают компетентность в своем деле;

· * развивающие - функционально совершенствуют интеллектуальные и физические силы, повышают уровень культуры, профессиональные и деловые способности.

Социально-педагогические воздействия на личность имеют свою специфику. Они во многом стихийны, в отличие от воздействий на обучающихся в системах образовательных учреждений. Школа жизни, т.е. семьи, досуга, профессиональной деятельности, влияет на человека часто не в том ключе, в котором ведут работу специальные педагогические учреждения. Влияние на молодежь улицы, семьи, дискотек, видеопродукции и т.п. часто не совпадает с тем, чему ее учат в школе, вузе. Педагогизация среды - одна из стержневых задач формирования личности.

Закономерности обусловливают принципы организации процесса формирования личности, т.е. исходные педагогические положения, определяющие содержание, организацию и методы этой работы. В их числе принципы:

· * разностороннего, гармоничного формирования личности в интересах ее самоопределения и самореализации в жизни;



· * целеустремленности и научности в формировании личности, в соответствии с уровнем достижений мировой цивилизации;

· * непрерывности и преемственности в формировании личности;

· * системности, последовательности и комплексности формирования личности в единстве ее воспитанности, образованности, обученности и развитости;

· * единства педагогических воздействий и самоформирования личности;

· * формирования личности в соответствии с основными тенденциями общественного развития: гуманизма, демократизма, гражданственности, культурности.

Реализация этих принципов осуществляется в процессе преодоления противоречий формирования личности. Наиболее существенны противоречия между: желаемым и действительным, необходимым и возможным; общими педагогическими положениями и их реализацией в конкретных ситуациях; старым и новым, регрессивным и прогрессивным; словами и опытом и др. Противоречия затрудняют процесс формирования личности, но одновременно они являются источником его движущих сил.

  Педагогическая система формирования личности в обществе охватывает все основные ее составляющие: семью, дошкольную работу, общее образование, среднее специальное, высшее профессиональное и послевузовское образование; сферу массовой информации; самоформирование; педагогическое просвещение; педагогическую науку. Общество прилагает большие усилия по созданию педагогической системы формирования и развития личности, и задача состоит в том, чтобы эта система функционировала полноценно и продуктивно.







Сейчас читают про: