Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение функционирования учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях временного детского коллектива

ВОЖАТСКАЯ МЕТОДИЧКА

(учебное пособие)

 

 

Москва

2016

 

 

УДК

 

Рецензенты:

 

Ганичева А.Н.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования института педагогики и психологии образования

ГАОУ ВО МГПУ

Дядюнова И.А.

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ АПК и ППРО)

 

 

Борисова М.М., Илюшина Н.Н., Павлова Н.П., Т.Н. Щербакова

Вожатская методичка. Учебное пособие / М.М. Борисова, Н.Н. Илюшина, Н.П.Павлова, Т.Н. Щербакова. – М.:_________, 2016. – 345 с.

 

 

В пособии представлен практический материал по организации разных видов деятельности детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

Учебное пособие направлено на оказание помощи вожатым в работе с временным детским коллективом в условиях детского оздоровительного лагеря.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно как специалистам, так и всем тем, кто интересуется проблемами детского отдыха и оздоровления.

 

© Авторский коллектив,2016

© ИППО ГАОУ ВО МГПУ, 2016



СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение функционирования учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях временного детского коллектива  
1.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая содержание и организацию режима работы учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях временного детского коллектива  
1.2. Юридическая ответственность подростков в детском оздоровительном лагере  
1.3. Особенности действия вожатого в экстремальной ситуации  
1.4. Оказание первой медицинской помощи в учреждениях отдыха и оздоровления детей  
Глава 2. Психолого-педагогические основы деятельности вожатого  
2.1. Особенности формирования временного детского коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря  
2.2. Возрастные особенности детей и подростков  
2.3. Основы конфликтологии для вожатых  
2.4. Технологии тайм-менеджмента, или Как вожатому успеть все  
Глава 3.Методические основы работы вожатого в детском оздоровительном лагере  
3.1. Имидж отряда  
3.2. Законы и традиции отряда  
3.3. Характерстика комплексной организации смены детского оздоровительного лагеря: организационный, основной, заключительный периоды  
3.4. Принципы и методика планирования работы вожатого в детском оздоровительном лагере  
Глава 4. Организация досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере  
4.1. Технология построения тематического дня. Методика проведения тематических дней в лагере  
4.2. Методика конструирования и организации коллективного творческого дела (КТД)  
4.3. Песни под гитару  
4.4. Организация игровой деятельности в детском оздоровительном лагере  
4.5. Квесты как один из видов игр в детском оздоровительном лагере  
4.6. Методика организации и проведения спортивных мероприятий  
4.7. Методика проведения отрядных «Огоньков»  
4.8. Художественное оформление отрядных и общелагерных уголков  
Глава 5. Практический материал для работы с временным детским коллективом  
5.1. Загадки на летнюю тематику  
5.2. Календарь знаменательных дат  
5.3. Легенды и притчи  
5.4. Примерная схема анализа дня  
Список рекомендованной литературы  

 


 


Введение

 

Время – каникулы, когда дети совсем иначе воспринимают окружающий мир и все, что с ними происходит. Место – лагерь. В условиях отдыха дети проявляют себя с самой неожиданной стороны, у них совершенно иные установки и ожидания, чем в учебное время.

Деятельность вожатого в лагере многофункциональна: он и воспитатель, и организатор детской жизни, и инструктор по физической культуре, и затейник и т.д. В условиях лагеря взаимоотношения между ребятами и вожатыми отличаются от школьных: вожатый не приходит на работу, а живет вместе с детьми 24 часа в сутки (он весь на виду у детей).

В лагере вожатому предстоит работа по созданию, развитию и сплочению временного детского коллектива. За лагерную смену отряд мало знакомых детей и подростков с разным опытом жизни, общения и работы с ними должен превратиться в оформившуюся группу детей, имеющих систему определенных ценностей, способных на совместные действия, со сложившимися межличностными отношениями.

Неформальность лагерной обстановки, многообразие форм и видов деятельности позволяют создать благоприятные условия для самосознания и самоактуализации каждому воспитаннику.

С переориентацией лагерей из пионерских в просто оздоровительные в некоторых из них воспитательная работа сведена к минимуму. Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) должен оставаться воспитательно-оздоровительным. Понимание огромного воспитательного потенциала летнего лагеря – одна из основных педагогических установок, которую необходимо сформировать у вожатого, выезжающего в лагерь.

Организация досуговой и творческой деятельности во временном детском коллективе включает в себя овладение вожатым методикой воспитательной работы во всем ее многообразии.

Детский оздоровительный лагерь становится для вожатого сильнейшим фактором воспитания и профессионального становления. Здесь на первое место выступают не только и не столько профессиональные знания и умения, сколько личность самого вожатого.

Вожатые становятся полноправными членами педагогического коллектива лагеря, вступают во взаимодействие с другими его службами, с администрацией и представителями организации, в ведении которых находится лагерь. Они включены в штатное расписание лагеря, соблюдают трудовую дисциплину, получают заработную плату, на них распространяется действие соответствующих законодательных документов и юридическая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.

Данное учебное пособие относится к учебным изданиям, рекомендуемым для цикла профессиональных дисциплин, включенных в общую программу подготовки бакалавров, и составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (квалификация «бакалавр») и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (квалификция «бакалавр»).

Цель учебного пособия – вооружить будущих вожатых необходимым объемом знаний и навыков в разработке и реализации форм работы с временным детским коллективом в условиях детского оздоровительного лагеря.

Учебное пособие состоит из пяти разделов.

В первом разделе раскрыты нормативно-правовая база, регламентирующая содержание и организацию режима работы учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях временного детского коллектива, вопросы юридической ответственности подростков в детском оздоровительном лагере, рассмотрены действия вожатого в экстремальной ситуации, оказание первой медицинской помощи в учреждениях отдыха и оздоровления детей.

Во втором разделе анализируются вопросы формирования временого детского коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря, возрастные особенности детей и подростков, основы конфликтологии, раскрыты технологии тайм-менеджмента.

В третьем разделе рассматриваются имидж, законы и традиции отряда, раскрывается характерстика комплексной организации смены детского оздоровительного лагеря: организационный, основной, заключительный периоды. Уделяется внимание принципам и методике планирования работы вожатого в детском оздоровительном лагере.

В четвертом разделе освещена технология построения тематического дня и методика его проведения в лагере. Материал раздела знакомит с методикой конструирования и организации коллективного творческого дела. В нем также представлены песни под гитару, организация игровой деятельности в детском оздоровительном лагере, квесты как один из видов игр, методика организации и проведения спортивных мероприятий. В разделе обращается внимание на методику проведения отрядных огоньков, технологию оформления отрядных уголков.

В пятом раделе представлен практический материал для работы с временным детским коллективом (загадки, календарь знаменательных дат), приводится примерная схема анализа дня.

Завершает учебное пособие список рекомендованной литературы.

Авторы пособия надеются, что предложенные практические материалы окажут помощь вожатым в организации интересного, познавательного досуга с временным детским коллективом в летнем оздоровительном лагере.

 

 

Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение функционирования учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях временного детского коллектива


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: