ВОЖАТСКАЯ МЕТОДИЧКА
(учебное пособие)
Москва
2016
УДК
Рецензенты:
Ганичева А.Н.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования института педагогики и психологии образования
ГАОУ ВО МГПУ
Дядюнова И.А.
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ АПК и ППРО)
Борисова М.М., Илюшина Н.Н., Павлова Н.П., Т.Н. Щербакова
Вожатская методичка. Учебное пособие / М.М. Борисова, Н.Н. Илюшина, Н.П.Павлова, Т.Н. Щербакова. – М.:_________, 2016. – 345 с.
В пособии представлен практический материал по организации разных видов деятельности детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.
Учебное пособие направлено на оказание помощи вожатым в работе с временным детским коллективом в условиях детского оздоровительного лагеря.
|
|
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно как специалистам, так и всем тем, кто интересуется проблемами детского отдыха и оздоровления.
© Авторский коллектив,2016
© ИППО ГАОУ ВО МГПУ, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение функционирования учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях временного детского коллектива | |
1.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая содержание и организацию режима работы учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях временного детского коллектива | |
1.2. Юридическая ответственность подростков в детском оздоровительном лагере | |
1.3. Особенности действия вожатого в экстремальной ситуации | |
1.4. Оказание первой медицинской помощи в учреждениях отдыха и оздоровления детей | |
Глава 2. Психолого-педагогические основы деятельности вожатого | |
2.1. Особенности формирования временного детского коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря | |
2.2. Возрастные особенности детей и подростков | |
2.3. Основы конфликтологии для вожатых | |
2.4. Технологии тайм-менеджмента, или Как вожатому успеть все | |
Глава 3.Методические основы работы вожатого в детском оздоровительном лагере | |
3.1. Имидж отряда | |
3.2. Законы и традиции отряда | |
3.3. Характерстика комплексной организации смены детского оздоровительного лагеря: организационный, основной, заключительный периоды | |
3.4. Принципы и методика планирования работы вожатого в детском оздоровительном лагере | |
Глава 4. Организация досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере | |
4.1. Технология построения тематического дня. Методика проведения тематических дней в лагере | |
4.2. Методика конструирования и организации коллективного творческого дела (КТД) | |
4.3. Песни под гитару | |
4.4. Организация игровой деятельности в детском оздоровительном лагере | |
4.5. Квесты как один из видов игр в детском оздоровительном лагере | |
4.6. Методика организации и проведения спортивных мероприятий | |
4.7. Методика проведения отрядных «Огоньков» | |
4.8. Художественное оформление отрядных и общелагерных уголков | |
Глава 5. Практический материал для работы с временным детским коллективом | |
5.1. Загадки на летнюю тематику | |
5.2. Календарь знаменательных дат | |
5.3. Легенды и притчи | |
5.4. Примерная схема анализа дня | |
Список рекомендованной литературы |
|
|
Введение
Время – каникулы, когда дети совсем иначе воспринимают окружающий мир и все, что с ними происходит. Место – лагерь. В условиях отдыха дети проявляют себя с самой неожиданной стороны, у них совершенно иные установки и ожидания, чем в учебное время.
Деятельность вожатого в лагере многофункциональна: он и воспитатель, и организатор детской жизни, и инструктор по физической культуре, и затейник и т.д. В условиях лагеря взаимоотношения между ребятами и вожатыми отличаются от школьных: вожатый не приходит на работу, а живет вместе с детьми 24 часа в сутки (он весь на виду у детей).
В лагере вожатому предстоит работа по созданию, развитию и сплочению временного детского коллектива. За лагерную смену отряд мало знакомых детей и подростков с разным опытом жизни, общения и работы с ними должен превратиться в оформившуюся группу детей, имеющих систему определенных ценностей, способных на совместные действия, со сложившимися межличностными отношениями.
Неформальность лагерной обстановки, многообразие форм и видов деятельности позволяют создать благоприятные условия для самосознания и самоактуализации каждому воспитаннику.
С переориентацией лагерей из пионерских в просто оздоровительные в некоторых из них воспитательная работа сведена к минимуму. Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) должен оставаться воспитательно-оздоровительным. Понимание огромного воспитательного потенциала летнего лагеря – одна из основных педагогических установок, которую необходимо сформировать у вожатого, выезжающего в лагерь.
Организация досуговой и творческой деятельности во временном детском коллективе включает в себя овладение вожатым методикой воспитательной работы во всем ее многообразии.
Детский оздоровительный лагерь становится для вожатого сильнейшим фактором воспитания и профессионального становления. Здесь на первое место выступают не только и не столько профессиональные знания и умения, сколько личность самого вожатого.
Вожатые становятся полноправными членами педагогического коллектива лагеря, вступают во взаимодействие с другими его службами, с администрацией и представителями организации, в ведении которых находится лагерь. Они включены в штатное расписание лагеря, соблюдают трудовую дисциплину, получают заработную плату, на них распространяется действие соответствующих законодательных документов и юридическая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.
Данное учебное пособие относится к учебным изданиям, рекомендуемым для цикла профессиональных дисциплин, включенных в общую программу подготовки бакалавров, и составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (квалификация «бакалавр») и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (квалификция «бакалавр»).
|
|
Цель учебного пособия – вооружить будущих вожатых необходимым объемом знаний и навыков в разработке и реализации форм работы с временным детским коллективом в условиях детского оздоровительного лагеря.
Учебное пособие состоит из пяти разделов.
В первом разделе раскрыты нормативно-правовая база, регламентирующая содержание и организацию режима работы учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях временного детского коллектива, вопросы юридической ответственности подростков в детском оздоровительном лагере, рассмотрены действия вожатого в экстремальной ситуации, оказание первой медицинской помощи в учреждениях отдыха и оздоровления детей.
Во втором разделе анализируются вопросы формирования временого детского коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря, возрастные особенности детей и подростков, основы конфликтологии, раскрыты технологии тайм-менеджмента.
В третьем разделе рассматриваются имидж, законы и традиции отряда, раскрывается характерстика комплексной организации смены детского оздоровительного лагеря: организационный, основной, заключительный периоды. Уделяется внимание принципам и методике планирования работы вожатого в детском оздоровительном лагере.
В четвертом разделе освещена технология построения тематического дня и методика его проведения в лагере. Материал раздела знакомит с методикой конструирования и организации коллективного творческого дела. В нем также представлены песни под гитару, организация игровой деятельности в детском оздоровительном лагере, квесты как один из видов игр, методика организации и проведения спортивных мероприятий. В разделе обращается внимание на методику проведения отрядных огоньков, технологию оформления отрядных уголков.
В пятом раделе представлен практический материал для работы с временным детским коллективом (загадки, календарь знаменательных дат), приводится примерная схема анализа дня.
|
|
Завершает учебное пособие список рекомендованной литературы.
Авторы пособия надеются, что предложенные практические материалы окажут помощь вожатым в организации интересного, познавательного досуга с временным детским коллективом в летнем оздоровительном лагере.
Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение функционирования учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях временного детского коллектива