double arrow

Нормативно-правовая база, регламентирующая содержание и организацию режима работы учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях временного детского коллектива

 

Конвенция ООН о правах ребенка принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН

№ 44/25 от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559–1. (извлечения)

 

Статья 31

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

 

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (извлечения)

 

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

3. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

6. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

Письмо Минздравсоцразвития России от 15.04.2011 № 18-2/10/1-2188

«О Типовом положении о детском оздоровительном лагере» (извлечения)

 

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность детских оздоровительных лагерей (далее – лагерей).

2. Лагерь является организацией отдыха и оздоровления детей.

4. Основными целями деятельности лагеря являются обеспечение развития, отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 и до достижения ими 18 лет.

5. Основными задачами лагеря являются:

- организация содержательного досуга детей;

-сохранение и укрепление здоровья детей;

- создание необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятий детей физической культурой и спортом, туризмом, расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда, формирования и развития позитивной мотивации здорового образа жизни;

- организация условий размещения детей, обеспечение их полноценным питанием и достаточным количеством питьевой воды;

- воспитание и адаптация детей к жизни в обществе, привитие навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма;

- формирование у детей общечеловеческой культуры и ценностей;

- привлечение детей к туристской, краеведческой, физкультурно-спортивной

и военно-патриотической и иной другой деятельности.

6. Содержание, формы и методы работы лагеря определяются с учетом интересов детей.

7. С учетом пожеланий детей и их родителей (представителей) в лагере могут быть организованы профильные смены, отряды, группы, объединения детей (далее – отряды), в том числе разновозрастные, специализирующиеся в спортивно-оздоровительном, оборонно-спортивном, туристическом, трудовом, эколого-биологическом, техническом, краеведческом и любом другом направлении деятельности.

8. В лагере создаются условия для организации воспитательного процесса, реализации дополнительных образовательных услуг.

9. В зависимости от размещения лагерь может быть загородным либо находиться в пределах границ населенного пункта.

10. Лагерь может быть организован на стационарной базе и с использованием палаток.

11. Лагерь может быть организован с круглосуточным либо дневным пребыванием детей.

12. При формировании лагеря обеспечиваются условия жизнедеятельности детей, включая организацию размещения, питания, медицинского обеспечения, проживания и др.

13. Управление лагерем строится на принципах, обеспечивающих государственно-общественный характер управления.

14. В лагере не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

II. Организация деятельности лагеря

15. Лагерь создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

18. Лагерь является юридическим лицом.

21. Содержание, формы, методы, режим работы лагеря, включая длительность пребывания в нем детей, а также порядок и условия пребывания в лагере детей, включая условия оплаты, определяются уставом лагеря.

22. Организация питания детей в лагере возлагается на лагерь.

23. Организация оказания медицинской помощи детям в лагере возлагается на лагерь. Право на ведение медицинской деятельности возникает у лагеря с момента получения им лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по специальности «педиатрия», либо при наличии договора о медицинском обслуживании детей, заключенного с медицинской организацией, имеющей указанную лицензию на медицинскую деятельность.

Лагерем обеспечивается предоставление помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников, а также осуществление контроля их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей в лагере. 24. Непосредственное руководство лагерем осуществляет директор лагеря.

III. Комплектование лагеря.

30. В лагерь принимаются дети в возрасте от 6 и до достижения ими 18 лет при наличии медицинских документов о состоянии здоровья детей, а также сведений об отсутствии контактов с инфекционными заболеваниями.

31. В лагеря не могут быть приняты дети с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья и бактерионосители инфекционных заболеваний, включенных в общие медицинские противопоказания к направлению детей в оздоровительные учреждения.

32. В лагере создаются отряды детей с учетом возраста, интересов детей, а также ограничения жизнедеятельности детей (в том числе детей-инвалидов).

33. Количество отрядов в лагере определяется учредителем, исходя из их предельной наполняемости.

34. В отрядах загородных оздоровительных лагерей предельная наполняемость составляет:

от 6 до 9 лет – не более 25 детей;

от 10 до 14 лет – не более 30 детей;

от 15 до 18 лет – не более 25 человек (рекомендована отдельная смена).

35. В лагерях с дневным пребыванием детей предельная наполняемость составляет: для обучающихся 1-4 классов – не более 25 детей; для остальных школьников – не более 30 детей.

36. Предельная наполняемость лагеря палаточного типа – 10-15 детей в каждом отряде.

37. Продолжительность смен определяется уставом лагеря.

IV. Имущество и средства лагеря

41. Лагерь несет ответственность перед учредителем за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

43. Для обеспечения необходимых условий отдыха и оздоровления детей в лагере должны соблюдаться следующие основные условия:

- наличие и состояние документации, в соответствии с которой работает

лагерь, в том числе акт приемки лагеря межведомственной комиссией;

- условия размещения лагеря;

- укомплектованность лагеря необходимыми специалистами и уровень их квалификации;

- техническое оснащение лагеря (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение, транспорт и т.д.);

- наличие системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг.

 

Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 г № 73 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» (извлечения)

1.Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей летнего, сезонного и круглогодичного функционирования (далее – детские оздоровительные лагеря).

Санитарные правила направлены на обеспечение отдыха, оздоровление и укрепление здоровья детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, в период пребывания их в детских оздоровительных лагерях.

Каждый работник детского оздоровительного лагеря должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.

Работники детского оздоровительного лагеря проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в год.

1.9. Детский оздоровительный лагерь в день заезда детей комплектуется поотрядно.

1.11. Продолжительность смен в детском оздоровительном лагере составляет:

- санаторной смены – не менее 24 дней, для организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур;

- оздоровительной смены – не менее 21 дня, для организации отдыха, оздоровления и закаливающих процедур.

Возможна организация коротких смен (20 и менее дней) для организации отдыха и досуга детей.

Продолжительность смен в осенние, зимние и весенние каникулы рекомендуется на срок не менее 7 дней.

При организации отдыха и оздоровления детей на базе других стационарных загородных организаций не допускается совместное проживание, питание, пребывание в общих местах пользования детей и взрослых.

III. Требования к территории детского оздоровительного лагеря

3.3. Территория детского оздоровительного лагеря планируется с учетом принципа функционального зонирования, с выделением соответствующих зон, в зависимости от их функционального назначения. На территории выделяются следующие зоны: зона проживания, зона физкультурно-оздоровительных сооружений и зона хозяйственного и технического назначения. Для зонирования территории могут использоваться зеленые насаждения.

3.4. В зоне проживания располагаются спальные корпуса, столовая, помещения медицинского назначения, помещения культурно-массового и административно-бытового назначения, а также площадки для отдыха и игровые площадки.

3.5. Зона физкультурно-оздоровительных сооружений включает площадки для занятий физкультурой, оборудованные с учетом возраста детей. Покрытие спортивных площадок должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

Для организации физкультурно-оздоровительных мероприятий допускается использовать парки отдыха, зеленые массивы, бассейны, спортивные сооружения.

VI. Требования к отоплению, вентиляции и воздушно-тепловому режиму в помещениях

6.3. Оптимальная температура воздуха: в спальных помещениях составляет +20...+24°С, допустимая – не ниже +18°С; в столовой, рекреациях, вестибюле, помещениях культурно-массового назначения и для занятий – +18...+24°С; в спортивных залах – +17...+20°С; в душевых – не менее +25°С.

В помещениях плавательных бассейнов параметры микроклимата принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к устройству и эксплуатации плавательных бассейнов.

6.4. В помещениях для пребывания детей показатель относительной влажности воздуха должен составлять 40-60%, скорость движения воздуха – не более 0,1 м/сек.

6.5. Все помещения должны ежедневно неоднократно проветриваться.

Не допускается в присутствии детей сквозное проветривание санитарно-бытовых помещений, а также помещений (спальных комнат, помещений для дневного пребывания детей, музыкальных, спортивных залов и других), в том числе проветривание их через туалетные комнаты.

Проветривание проводится через фрамуги и форточки. В помещениях спален в холодное время года проветривание проводится перед сном. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей.

VIII. Требования к оборудованию столовой, инвентарю, посуде

8.2 В здании столовой обеспечиваются условия для мытья рук детей около обеденного зала (или при входе в обеденный зал) и места для раздевания детей.

8.3. Раковины для мытья рук при входе в обеденный зал устанавливаются с учетом росто-возрастных особенностей детей из расчета не менее 1 раковины на 25 посадочных мест.

Для вытирания рук допускается использование бумажных полотенец (салфеток) или электрополотенец. Мыло и полотенца около раковин для мытья рук должны быть в наличии постоянно.

X. Требования к организации питания детей

10.10. Для детей должен быть организован круглосуточно питьевой режим. Вода должна отвечать требованиям безопасности к питьевой воде. Питьевой режим организуется в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода промышленного производства, расфасованная в емкости (бутилированная) негазированная; кипяченая вода (кипячение в течение не менее 5 минут от момента закипания). Кипяченую воду меняют каждые 3 часа. Перед сменой воды емкость полностью освобождается от остатков воды и тщательно ополаскивается.

10.12. При проведении походов организация питания детей должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы детских лагерей палаточного типа в период летних каникул.

XI. Требования к режиму дня

11.1. Режим дня должен предусматривать: продолжительность ночного сна не менее 9 часов (для детей от 7 до 10 лет не менее 10 часов), дневного сна (отдыха) – не менее 1,5 часа, питание детей не менее 5 раз (завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин), проведение утренней зарядки, спортивных и культурно-массовых мероприятий, гигиенических, оздоровительных и закаливающих (водных, воздушных) процедур, а также отдых и свободное время. Утренний подъем детей проводится не ранее 8 часов. Для детей 15 лет и старше допускается замена дневного сна на чтение книг и настольные игры.

11.2. Не рекомендуется проводить массовые физкультурные и спортивные мероприятия при температуре окружающего воздуха выше + 28°С.

11.3. Физкультурные и спортивные мероприятия организуются с учетом возраста, физической подготовленности и здоровья детей.

11.4. В ежедневном режиме дня должны проводиться закаливающие процедуры. Закаливание должно включать зарядку, занятия физкультурой, водные, воздушные и солнечные процедуры. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы: постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

Рекомендации по организации воздушных и солнечных ванн

Воздушные ванны рекомендуется начинать при температуре воздуха не ниже 18°С. Продолжительность первых процедур не более 15-20 минут. Прием воздушных ванн рекомендуется сочетать с ходьбой, подвижными играми, физическими упражнениями, общественнополезным трудом. Солнечные ванны назначаются детям после приема воздушных ванн, которые проводятся в первой половине дня до 11 часов или после 16 часов на пляже, площадках, защищенных от ветра, спустя час-полтора после еды при температуре воздуха не ниже 25°С. Солнечные ванны следует начинать с 5 минут, постепенно увеличивая процедуру до 30-50 минут. Не допускается прием солнечных ванн без головных уборов.

11.5. Утренняя зарядка проводится ежедневно на открытом воздухе. В дождливую погоду утреннюю зарядку рекомендуется проводить в хорошо проветриваемых помещениях. Продолжительность утренней зарядки – не менее 15 мин.

11.6. Купание детей в открытых водоемах рекомендуется проводить в солнечные и безветренные дни, при температуре воздуха не ниже +23°С и температуре воды не ниже +20°С. Рекомендуемая продолжительность непрерывного пребывания в воде в первые дни 2-5 минут с постепенным увеличением до 10-15 минут. Купание сразу после приема пищи (менее 30 минут) не рекомендуется. При организации купания детей присутствие медицинского работника обязательно.

11.7. Использование поверхностных водных объектов для купания детей допускается только при наличии документа, подтверждающего его соответствие санитарным правилам, предъявляющим гигиенические требования к охране поверхностных вод и (или) предъявляющим санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения, выданного органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

11.8. Купание детей осуществляется в специально отведенных и оборудованных местах. На берегу оборудуются навесы от солнца и устанавливаются кабины для переодевания, туалеты.

11.9. С учетом воспитательной и оздоровительной направленности в детских оздоровительных лагерях в соответствии с возрастом детей возможна организация следующих видов работ. Для детей 7-13 лет допускается уборка постелей, сбор ягод и лекарственных трав под наблюдением воспитателя; для детей старше 14 лет – уборка спальных комнат, дежурство по столовой (сервировка обеденных столов, уборка грязной посуды, уборка обеденного зала).

11.10. Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья и других), с опасностью для жизни (мытье окон, протирка светильников и других), уборке мест общего пользования: лестничных площадок, пролетов и коридоров, мытью полов с применением моющих и дезинфекционных средств; выполнению опасных в эпидемиологическом отношении видов работ (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна и других).

11.11. При дежурстве в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке вареных овощей, раздаче готовой пищи на кухне, резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. Не допускается вход детей непосредственно в производственные помещения столовой.

11.12. Дежурство детей по столовой и территории в детском оздоровительном лагере должно быть не чаще одного раза в 7 дней.

11.13. Встречи детей с посетителями, в том числе с законными представителями детей, проводятся в соответствии с установленным руководителем детского оздоровительного лагере распорядком дня. Не допускается пребывание на территории детского оздоровительного лагеря посетителей, в том числе законных представителей детей, вне специально установленных мест.

XII. Требования к санитарному содержанию помещений и территории детских оздоровительных лагерей

12.5. Банные дни для детей проводятся не реже 1 раза в 7 дней. В бане и душевых необходимо пользоваться индивидуальными принадлежностями: обувью, полотенцем, мылом, мочалкой. Возможность помывки детей в душе должна быть предоставлена ежедневно.

12.7. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

 

Гиенические требования  к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. № 25) (извлечения)

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, организуемых на базе функционирующих общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, спортивных сооружений, центров социальной реабилитации, и направлены на оздоровление детей и подростков в период каникул.

1.3. Оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей (далее – оздоровительные учреждения) организуются для обучающихся образовательных учреждений на время летних, осенних, зимних и весенних каникул.

Оздоровительные учреждения комплектуются из числа обучающихся одной или нескольких общеобразовательных, спортивных, художественных школ и иных учреждений для детей и подростков, подразделяются на отряды не более 25 человек для обучающихся 1-4 классов и не более 30 человек для остальных школьников.

1.5. Продолжительность смены в оздоровительном учреждении определяется длительностью каникул и составляет в период летних каникул не менее 21 календарного дня; осенью, зимой и весной не менее 5 рабочих дней. Перерыв между сменами в летнее время для проведения генеральной уборки и санитарной обработки учреждения составляет не менее 2 дней.

II. Гигиенические требования к режиму дня

2.1. Организация работы оздоровительных учреждений с дневным пребыванием осуществляется в режимах пребывания детей:

- с 8.30. до 14.30 часов, с организацией 2-х разового питания (завтрак и обед);

- с 8.30. до 18.00 часов, с обязательной организацией дневного сна для детей в возрасте до 10 лет и 3-х разового питания (завтрак, обед, полдник). Рекомендуется организация дневного сна и для других возрастных групп детей и подростков.

2.2. Режим дня предусматривает максимальное пребывание детей на свежем воздухе, проведение оздоровительных, спортивных, культурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр; регулярное 2 или 3-х разовое питание и дневной сон для детей.

В оздоровительных учреждениях рекомендуется следующий режим дня:

Элементы режима дня

Пребывание детей

с 8.30 до 14.30 часов с 8.30 до 18 часов
Сбор детей, зарядка 8.30 - 9.00 8.30 - 9.00
Утренняя линейка 9.00 - 9.15 9.00 - 9.15
Завтрак 9.15 - 10.00 9.15 - 10.00
Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций 10.00 - 12.00 10.00 - 12.00
Оздоровительные процедуры 12.00 - 13.00 12.00 - 13.00
Обед 13.00 - 14.00 13.00 - 14.00
Свободное время 14.00 - 14.30 14.00 - 14.30
Уход домой 14.30 -
Дневной сон   14.30 - 15.30
Полдник   16.00 - 16.30
Работа по плану отрядов, работа кружков и секций   16.30 - 18.00.
Уход домой   18.00

 

2.3. Кружковая деятельность с ограниченной двигательной активностью (изобразительная деятельность, моделирование, шахматы, рукоделие и другие подобные виды деятельности) должна чередоваться с активным отдыхом и спортивными мероприятиями.

2.4. Организация и режим занятий с использованием компьютерной техники проводится в помещениях, оборудованных в соответствии с санитарными правилами, предъявляющими гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

2.5. Продолжительность занятий кружков и спортивных секций допускается не более 35 минут для детей 7 лет и не более 45 минут для детей старше 7 лет. Для отдельных видов кружков (туристического, юных натуралистов, краеведческого и т.п.) допускается продолжительность занятий до 1,5 часов.

2.6. Оптимальная наполняемость групп при организации занятий в кружках, секциях и клубах – не более 15 человек, допустимая – 20 человек (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и других занятий).

III. Гигиенические требования к организации физического воспитания детей и оздоровительных мероприятий

3.1. Мероприятия по физическому воспитанию организуются в соответствии с возрастом детей, состоянием их здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности.

3.2. Физкультурно-оздоровительная работа предусматривает следующие мероприятия:

- утренняя гимнастика;

- занятия физкультурой в кружках, секциях, обучение плаванию;

- прогулки, экскурсии и походы с играми на местности;

- спортивные соревнования и праздники;

- занятия на тренажерах.

3.3. Спортивно-оздоровительные мероприятия могут проводиться на базе стадиона и спортивного зала школы или школы-интерната, спортивных сооружений районного, местного или городского значения, спортивных школ и других объектов, выделенных для оздоровительного учреждения.

3.4. Распределение детей и подростков на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Детям основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С детьми подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача. При возможности организуются занятия лечебной физкультурой.

3.5. Проведение закаливающих процедур (водные, воздушные и солнечные ванны) должно контролироваться медицинским персоналом. Закаливание начинают после адаптации детей в оздоровительном учреждении, проводят систематически, постепенно увеличивая силу закаливающего фактора.

3.6. Водные процедуры после утренней гимнастики (обтирание, обливание) проводятся под контролем врача.

Купание проводится ежедневно в первой половине дня до 11-12 часов; в жаркие дни разрешается повторное купание во второй половине дня, после 16 часов. Начинать купания рекомендуется в солнечные и безветренные дни при температуре воздуха не ниже +23 С и температуре воды не ниже +20 С для детей основной и подготовительной групп, для детей специальной группы – при разрешении врача, температура воды и воздуха должна быть на 2 градуса выше. После недели регулярного купания допускается снижение температуры воды до +18 С для основной и подготовительной групп. Продолжительность купания в первые дни начала купального сезона – 2-5 минут, с постепенным увеличением до 10-15 минут. Не допускается купание сразу после еды и физических упражнений с большой нагрузкой.

3.7. Использование открытого водного объекта для купания детей допускается только при наличии документа, подтверждающего его соответствие санитарным правилам, предъявляющим гигиенические требования к охране поверхностных вод и (или) предъявляющим санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения, выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При использовании плавательных бассейнов для детей должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов.

3.8. Воздушные ванны начинают с первых дней пребывания в учреждении для детей основной группы при температуре воздуха не ниже 18°С, для детей специальной группы – не ниже 22 °С. Продолжительность первых процедур – 15-20 минут. Прием воздушных ванн рекомендуется сочетать с ходьбой, подвижными играми, физическими упражнениями.

3.9. Солнечные ванны проводят в утренние или вечерние часы на пляже, специальных площадках (соляриях), защищенных от ветра, спустя час-полтора после еды, при температуре воздуха +18 ° С. Во II и III климатических районах солнечные ванны проводят во второй половине дня. Детям основной и подготовительной групп солнечные ванны следует начинать с 2-3 минут для младших и с 5 минут для старших, постепенно увеличивая процедуру до 30-50 минут. Солнечные ванны проводят при температуре воздуха +19°С.

Дети специальной группы принимают солнечные ванны по рекомендации врача.

3.10. Подвижные игры должны занимать в режиме дня детей основной и подготовительной групп: 40-60 минут – для младших детей (6-11 лет) и 1,5 часа – для старших детей (с 12 лет).

3.11. Дети, перенесшие острые заболевания во время отдыха или незадолго до прибытия, могут освобождаться врачом от занятий физической культурой и спортом.

IV. Требования к территории оздоровительного учреждения

4.1. На территории оздоровительного учреждения выделяется не менее 3-х зон: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная.

4.2. Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать условия для выполнения программы по физическому воспитанию, а также проведения секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия для открытых спортивных площадок должны быть безопасны, водонепроницаемы, морозоустойчивы и оборудованы водостоками. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся.

4.3. При отсутствии на территории оздоровительного учреждения зоны отдыха и (или) физкультурно-спортивной зоны для выполнения оздоровительных программ по физическому воспитанию рекомендуется использовать парки культуры и отдыха, зеленые массивы, спортивные сооружения, в том числе плавательные бассейны, расположенные вблизи оздоровительного учреждения.

4.4. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный въезд с улицы.

4.5. Для сбора мусора и пищевых отходов на территории хозяйственной зоны, на расстоянии не менее 25 м от здания, должна быть предусмотрена площадка с водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1 м по периметру во все стороны. Площадка с трех сторон оборудуется ветронепроницаемым ограждением с высотой, превышающей высоту контейнеров для сбора мусора.

V. Требования к зданию, помещениям и оборудованию

5.5. Для просмотра телевизионных передач возможна установка в игровой комнате телевизора с рядами стульев. Расстояние от экрана телевизора до первых рядов стульев должно быть не менее 2 метров.

5.9. Для соблюдения правил личной гигиены детьми, подростками и персоналом перед обеденным залом оборудуются умывальники из расчета 1 умывальник на 20 посадочных мест. Каждый умывальник обеспечивается мылом, электрополотенцами или бумажными рулонами, или индивидуальными полотенцами.

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.2. В игровых комнатах, помещениях кружков, спальнях следует соблюдать режим проветривания. Для этих целей не менее 50% окон должны открываться и (или) иметь форточки (фрамуги) с оборудованными фрамужными устройствами. На открывающихся окнах, фрамугах, форточках в летнее время необходимо предусмотреть наличие сетки от залета кровососущих насекомых.

Проветривание помещений проводится в отсутствии детей.

VIII. Требования к водоснабжению, канализации и организации питьевого режима

8.5. Питьевой режим в оздоровительном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости.

Для детей и подростков должен быть обеспечен свободный доступ к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в оздоровительном учреждении.

8.6. Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.

8.7. При организации питьевого режима с использованием бутилированной питьевой воды оздоровительное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой – в обеденном зале; одноразовых стаканчиков – в игровых, учебных и спальных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами – для сбора использованной посуды одноразового применения.

8.8. При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.

8.9. Бутилированная вода, поставляемая в оздоровительные учреждения, должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.

 

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. № 29 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул»

(извлечения)

 

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей в период летних каникул с использованием палаток (далее – туристические лагеря), независимо от их подчиненности и форм собственности.

1.2. Туристические лагеря организуются для обучающихся образовательных учреждений в возрасте от 12 лет и старше с целью их отдыха, практического приобретения навыков пребывания в природных условиях, занятий физической культурой, спортом, туризмом. В исключительных случаях в палаточные лагеря допускается прием детей с 10 лет, занимающихся в туристических объединениях и имеющих соответствующую физическую подготовку.

1.5. Туристические лагеря размещают в естественных природных условиях или на стационарной (основной) базе. Туристические лагеря могут функционировать как передвижные (передвижение по маршрутам в группах по 10-15 детей с остановками на 1-2 дня) и непередвижные (стационарные, размещенные на основной базе – туристической, спортивной, оборонно-спортивной, отдыха и других), с возможностью организации туристских походов группами по 10-15 учащихся и использованием палаток для размещения и обслуживания в них детей.

1.10. Каждая смена туристического лагеря комплектуется одновременно с рекомендуемым количеством детей и подростков по 10-15 человек в каждом отряде. Зачисление детей проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). В туристический лагерь могут быть зачислены дети только 1 и 2 групп здоровья, при наличии сведений об отсутствии контактов с инфекционными больными.

1.11. Рекомендуемая продолжительность смены в непередвижном туристском лагере – 5-21 день. В передвижном туристическом лагере рекомендуемая продолжительность смены для неподготовленных детей, впервые участвующих, не более 3-4 дней; для подготовленных детей, занимающихся в туристических объединениях, не более 6-8 дней.

Продолжительность смены в туристическом лагере определяется наличием условий для проведения банных дней 1 раз в 7 дней и температурой наружного воздуха в ночное время, которая в течение 3 дней подряд не должна быть ниже 15°С. При отсутствии условий для проведения банных дней и стирки постельного белья (при его наличии) продолжительность смены не может составлять более 7 дней. Не рекомендуется организация походов при температуре наружного воздуха выше 30°С.

1.12. При перевозке детей и подростков железнодорожным транспортом к месту размещения палаточного лагеря и обратно должны соблюдаться санитарные правила по перевозке организованных групп детей и подростков железнодорожным транспортом. Перевозку детей автомобильным транспортом к местам отдыха и обратно осуществлять при нахождении в пути не более 4-х часов в сопровождении медицинского работника.

II. Требования к водоснабжению

3.3. Во время передвижения детей по маршруту, походах, экскурсиях используют охлажденную кипяченую воду.

Для организации питьевого режима может быть использована питьевая вода, расфасованная в емкости (бутилированная негазированная вода), на которую должны быть документы, подтверждающие её качество и безопасность. Количество питьевой воды рекомендуется принимать из расчета не менее 2 литров на 1 человека в сутки.

3.4. Для питья, мытья овощей и фруктов, которые в дальнейшем не будут подвергаться термической обработке, используют бутилированную или кипяченую воду (кипячение в течение 5-10 мин. от момента закипания). Кипяченую воду хранят на кухне и меняют не реже 1 раза в 12 часов.

IV. Требования к организации жилой зоны

4.3. Тип палаток (одно, двух- и трехслойные) применяется в зависимости от природно-климатических особенностей местности. Палатки должны быть прочными, непромокаемыми (наружная палатка-тент), ветроустойчивыми, обеспечивать теплоизоляционные свойства, иметь открывающиеся клапаны-окна для проветривания, защиту от проникновения кровососущих насекомых (защитная сетка на окнах и двери, застежка типа «молния»). Могут использоваться кемпинговые палатки. Все палатки должны иметь плотно закрывающийся вход. В палатке должно предусматриваться место для хранения обуви. Дно внутренней палатки должно быть из водонепроницаемой ткани, пол приподнят с помощью дощатого настила или выполнен тепло- и влагоизоляционными материалами.

4.4. Туристские палатки следует использовать в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Количество спальных мест в палатке определяется её вместимостью, указанной в инструкции по применению. Каждый отдыхающий должен иметь индивидуальное спальное место.

Палатки для мальчиков и девочек должны быть раздельными.

4.5. В непередвижных туристских лагерях, кроме туристских палаток, могут быть оборудованы военные палатки (модули) с открывающимися засетчаными клапанами-окнами, площадью не менее 3 кв.м на одного проживающего. Такие палатки оборудуются кроватями или раскладушками. Смена постельного белья – не реже 1 раза в 7 дней. Запас постельного белья должен обеспечивать кратность смены постельного белья. Из постельных принадлежностей на 1 спальное место должны быть матрац, одеяло, подушка.

4.6. Для организации сна используют спальные мешки с индивидуальными воротниками из хлопчатобумажной ткани и специальные туристские коврики. Спальные мешки должны хорошо сохранять тепло и быстро сушиться. Спальные мешки комплектуются съёмными вкладышами.

V. Требования к организации физкультурно-спортивной зоны

5.1. Физкультурно-спортивная зона в непередвижном туристическом лагере должна быть инсолируемой, с выделением площадок для проведения подвижных игр. Покрытие площадок может быть травяное, твердое грунтовое или иметь специальные покрытия, разрешенные для применения в установленном порядке. Футбольное поле должно иметь травяное покрытие.

5.2. Купание детей в открытых водоемах осуществляется в специально отведенных местах. На берегу оборудуются защитные устройства от солнца.

Использование открытых водных объектов для купания детей допускается только при наличии документа, подтверждающего его соответствие санитарным правилам, предъявляющим гигиенические требования к охране поверхностных вод и (или) предъявляющим санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения, выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

5.3. Граница поверхности воды, предназначенной для купания, обозначается яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами.

5.4. Территория берега водоема, предназначенная для отдыха и купания, должна быть очищена от мусора и камней, удалена от мест сброса сточных вод, водопоя скота и других источников загрязнения на расстоянии не менее 500 м.

VII. Требования к организации санитарно-бытовой зоны

7.1. Санитарно-бытовая зона включает в себя умывальники, место для мытья ног, для стирки белья, для сушки одежды, туалеты, место сбора мусора. Рекомендуется оборудовать душевые.

7.2. Умывальники следует располагать вблизи жилой зоны под навесом на утрамбованной площадке из расчёта 1 умывальник на 6-7 человек.

7.3. Для помывки детей должна использоваться баня ближайшего населенного пункта или заранее выбранная по маршруту передвижения. Помывка проводится 1 раз в 7 дней. Дополнительно может быть оборудован душ с подогревом воды солнечными лучами.

VIII. Режим дня и организация досуга детей

8.1. Распорядок дня туристского лагеря должен предусматривать: продолжительность сна не менее 8,5-9,0 часов, 4-5-разовое питание, проведение утренней зарядки, спортивных и культурно-массовых мероприятий, гигиенических, оздоровительных и закаливающих (водные, воздушные) процедур, отдых и свободное время, работы по благоустройству лагеря.

8.2. В туристском лагере должны использоваться различные формы физкультурно-оздоровительной работы: утренняя зарядка, занятия физкультурой, обучение плаванию, туристские походы, прогулки, экскурсии, спортивные соревнования и праздники. При проведении спортивно-оздоровительных мероприятий возможно использование имеющихся вблизи места дислокации лагеря спортивные сооружения.

8.3. Физкультурно-оздоровительная работа организуется с учетом возраста, физической подготовленности и здоровья детей.

Медицинским работником (или ответственным лицом) на основании справок о состоянии здоровья проводится распределение детей на медицинские группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях. Детям основной медицинской группы разрешается участвовать во всех спортивных мероприятиях без ограничения.

Для детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, физическая нагрузка нормируется с учетом состояния здоровья, врачебных рекомендаций и уровня физической подготовленности.

8.4. Утренняя гимнастика проводится ежедневно на открытом воздухе, за исключением дождливой погоды.

8.5. Купание проводится в первую половину дня, в жаркие дни допускается повторное купание во второй половине дня. Начинать купание рекомендуется в солнечные и безветренные дни при температуре воздуха не ниже +23°С и температуре воды не ниже +20°С. Продолжительность купания в первые дни 2-5 минут, с постепенным увеличением до 10-15 минут. Не разрешается купание сразу после еды. Одновременно купаться может не более 10 детей под наблюдением 2 взрослых (один находится в водоеме, второй наблюдает с берега).

Воздушные ванны начинают при температуре воздуха не ниже +18°С. Продолжительность первых процедур 15-20 минут. Прием воздушных ванн рекомендуется сочетать с ходьбой, подвижными играми, физическими упражнениями, общественно полезным трудом.

Солнечные ванны назначают детям после приема воздушных ванн. Их проводят в первой половине дня до 11 часов или после 16 часов на пляже, на площадках, защищенных от ветра, спустя час-полтора после еды при температуре воздуха +25°С. Солнечные ванны следует начинать с 5 мин., постепенно увеличивая процедуру до 30-50 мин. Не допускается прием солнечных ванн без головных уборов.

8.6. В режим дня непередвижного палаточного лагеря рекомендуется включать однодневные прогулки и пешеходные экскурсии протяженностью 5-10 км в зависимости от возраста. Через каждые 35-40 мин. ходьбы необходимо устраивать на 10 мин. остановку для отдыха. Маршрут должен пролегать в основном по затененной местности.

8.7. Передвижение детей при пешеходном походе по маршруту должно быть равномерным со скоростью не более 5 км/ч. В зависимости от рельефа местности и погодных условий скорость передвижения может быть уменьшена.

Для подготовленных детей, занимающихся в туристических объединениях, длительность передвижения по маршруту должна быть не более 15 км в день для детей 12-15 лет и 20 км – для детей 16-17 лет. Для неподготовленных детей, впервые участвующих в походах, рекомендуется длительность пешеходных переходов организовывать не более чем на 3-4 дня и протяженностью не более 25-30 км за весь переход. В первый день рекомендуется ограничить до 3-5 км для детей 12-15 лет, и до 5-7 км для детей 16-17 лет.

Первый привал может быть организован через 10-15 минут после начала передвижения (для подгонки ремней рюкзаков и др.), затем через каждые 40 мин. длительностью не менее 15 мин. Во время малых привалов проводится самоконтроль частоты сердечных сокращений по окончании движения и затем через 3-4 мин. Большой привал, длительностью 2-3 часа, организуется на обед и отдых. Прием пищи заканчивается не позднее, чем за 30 мин до начала передвижения.

8.8. Перед началом передвижения все участники должны пройти медицинский осмотр и получить разрешение медицинского работника (или ответственного лица). Медицинский работник за 1-2 дня до отправки в поход подписывает маршрутный лист.

8.9. Масса личного снаряжения для неподготовленных детей не должна превышать: для учащихся 12 лет – 2,5 кг, 13-14 лет – 3,0-3,5 кг, 15-17 лет – 4,0-4,5 кг. Масса рюкзака без снаряжения не должна превышать 1 кг.

Рекомендуемая масса рюкзака со снаряжением для подготовленных детей, в зависимости от пола и возраста, не должна превышать: для учащихся 12 лет – 4 кг; мальчиков 13-14 лет – 5 кг, девочек 13-14 лет – 4 кг; мальчиков 15 лет – 6 кг; девочек 15 лет – 5 кг; мальчиков 16 лет – 8 кг; девочек 16 лет – 5 кг; мальчиков 17 лет – 9 кг; девочек 17 лет – 5 кг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: