Определить перечень судебных экспертиз по результатам осмотра места происшествия, с которого изъято взрывное устройство с отпечатками пальцев рук

При расследовании преступлений, связанных со взрывами, возникают вопросы, для разрешения которых необходимы специальные знания. В таких случаях согласно ст.78 УПК РСФСР лицо, производящее расследование, назначает взрывотехническую экспертизу.

Взрывотехническая экспертиза — это производимые в установленном законом порядке исследования, осуществляемые экспертом для установления обстоятельств подготавливаемого или произведенного взрыва по данным о его последствиях и разрушающему действию, примененных или планируемых для использования взрывчатых веществ и взрывных устройств. Взрывотехническая экспертиза является самостоятельной отраслью судебной экспертизы и отличается от других ее видов предметом исследования.

Предмет взрывотехнической экспертизы составляют фактические данные (обстоятельства дела), исследуемые и устанавливаемые при расследовании преступлений, связанных со взрывами, на основе специальных знаний во взрывном деле.

Следует отметить, что круг вопросов, разрешаемых взрывотехнической экспертизой, в отличие от многих других видов экспертиз довольно широк. Это объясняется разнообразием взрывчатых веществ и взрывных устройств, используемых преступниками при подготовке и совершении криминальных взрывов

· взрывотехническая (исследование взрывчатых веществ, промышленных и самодельных устройств, содержащих ВВ, их отдельных элементов, макетов, муляжей, остатков после срабатывания и следов взрыва);

o При назначении взрывотехнической экспертизы большое значение имеют правильная формулировка и последовательность вопросов, которые ставятся на разрешение экспертизы. Приведем примерный их перечень:

o Произошел ли в данном случае взрыв взрывного устройства?

o Имеются ли на представленных на исследование объектах следы взрывчатых веществ?

o Являются ли представленные на исследование осколки частями корпуса взрывного устройства

o Являются ли представленные на исследование предметы частями конструкции взрывного устройства?

o Каковы были конструкция взрывного устройства, форма, размеры, материал корпуса, примененное средство взрывания, вид и масса использованного взрывчатого вещества?

o Какова последовательность осуществления подрыва данного взрывного устройства?

o Каким способом изготовлено взрывное устройство?

o Если взорванное устройство промышленного изготовления, то какова его видовая принадлежность?

o Относится ли примененное в данном случае взрывное устройство к категории боеприпасов?

o На каком расстоянии от места взрыва данного взрывного устройства существует опасность для жизни и здоровья людей?

o Имеет ли лицо, изготовившее взрывное устройство, специальные познания и профессиональные навыки в области взрывного дела либо в других областях техники?

· дактилоскопическая (исследование следов рук человека);

· трасологическая (исследование следов ног, зубов, губ, ногтей человека, обуви, транспортных средств, орудий и инструментов, производственных механизмов на изделиях массового производства; одежды и ее повреждений, узлов и петель, целого по частям, запирающих механизмов и сигнальных устройств и других следов).

Вводная задача № 3. По сообщению сотрудника дорожно-патрульной службы УМВД России по г. Егорьевску Московской области об обнаружении на проезжей части трупа мужчины и оставленного на месте происшествия автомобиля ЗИЛ-130 гос. «А-127» со следами наезда (водитель скрылся с места ДТП), на место происшествия прибыла следственно-оперативная группа.

Задание:

1) выдвинуть необходимые следственные версии;

2) разработать план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по их проверке.

 

Ответ:

1) выдвинуть необходимые следственные версии;

При расследовании дорожно-транспортных происшествий обычно проводят следующие неотложные следственные действия: осмотр места происшествия, допрос свидетелей-очевидцев, назначение судебно-медицинской экспертизы.

Осмотр места происшествия. По прибытии на место происшествия необходимо кратко опросить свидетелей-очевидцев, сотрудника ДПС, который первым прибыл на место происшествия, для уяснения сути происшедшего и установления признаков преступления. На основе полученных сведений определяется тактика осмотра места происшествия.

 

В ходе осмотра места ДТП решаются следующие задачи: обнаружение, фиксация и изъятие следов и других вещественных доказательств; выяснение обстановки происшествия; установление технического состояния транспортного средства; розыск скрывшегося с места происшествия водителя; установление причин и условий, способствовавших ДТП.

В соответствии с этими типичными задачами выделяются типичные объекты осмотра места ДТП: отрезок улицы (дороги) и прилегающая к нему обстановка, труп, транспортное средство, следы действий по сокрытию ДТП.

До начала осмотра определяются границы места происшествия – участок проезжей части улицы (дороги), на котором сохранились следы ДТП, организуется объезд этого участка на время осмотра.

При осмотре проезжей части следует установить тип ее покрытия (асфальт, бетон, грунт), продольный и поперечный профили (уклон, подъем), ширину и число полос для движения, состояние дорожного покрытия (мокрое, обледенелое, заснеженное), дефекты покрытия, наличие и расположение дорожных знаков, светофоров, температуру воздуха и расстояние, на которое просматривается проезжая часть.

Важное значение в познании механизма ДТП имеет изучение следов, образующихся на проезжей части. Наиболее распространенными являются следы движения транспортного средства. Криминалистическая ценность следов заключается в том, что их изучение позволяет установить вид и тип транспортного средства, характерные особенности шин.

Исследование следов движения позволяет также установить направление движения транспортного средства, что необходимо для быстрого розыска скрывшегося водителя. Так, при движении автомобиля по грязи, пыли, снегу на дне следа образуются зубцы, пологие концы которых обращены в сторону его движения. Трава приминается в направлении движения транспортного средства. На вертикальной стенке глубокой колеи боковые части шины оставляют дугообразные трассы, обращенные незавершенной частью дуги в направлении движения транспортного средства. При соприкосновении боковой части шины грузового автомобиля с бордюрным камнем грунтозацепы ее оставляют следы в виде расположенных под острым углом друг к другу полос неодинаковой длины, острие которых обращено книзу. Более короткая часть полосы следа обращена в сторону, противоположную движению транспортного средства.

Определить направление движения транспортного средства можно по раздавленным колесом веткам, сухим листьям деревьев, следам разворота.

Другим видом следов движения являются следы торможения транспортного средства, по которым наряду с перечисленными обстоятельствами можно установить скорость движения, техническое состояние автомобиля, место наезда (столкновения), путь пешехода до места наезда и другие обстоятельства. Так, следы торможения имеют более четкое отображение в направлении движения транспортного средства, а их длина зависит от его скорости. Отклонение следов торможения от прямой может указывать на неисправность тормозной системы – на неправильную регулировку тормозов.

Кроме следов колес, на проезжей части могут быть и другие следы: осколки стекла, кровь, грязь и частицы краски, следы волочения потерпевшего и т.д.

Целям розыска скрывшегося с места происшествия водителя могут служить обнаруженные на месте происшествия принадлежащие ему предметы.

При осмотре транспортного средства фиксируются имеющиеся на нем следы ДТП (вмятины, царапины, разрушения деталей), их размеры и расположение, а также проверяется его техническое состояние- исправность тормозной, рулевой систем, светосигнальных устройств, состояние колес и шин; устанавливается также характер груза, его размещение и способ крепления.

Характер повреждений транспортного средства зависит от вида дорожно-транспортного происшествия. Так, для наездов на людей характерны вмятины овальной формы без повреждения слоя краски. Столкновения транспортных средств, опрокидывания, наезды на препятствия сопровождаются значительными повреждениями с разрывами металла и обширными отслоениями краски.

В целях наиболее полного выявления следов и предотвращения их порчи целесообразно осматривать транспортное средство в следующей последовательности: передняя часть, правая боковая, задняя, левая боковая части, крыша и низ.

Допрос свидетелей-очевидцев. Круг обстоятельств, выясняемых при допросе свидетелей-очевидцев, можно разделить на четыре группы: об условиях восприятия события; о дорожных условиях и дорожной обстановке; об обстоятельствах совершения ДТП; о действиях водителя и других лиц после происшествия.

Правильной оценке показаний свидетелей-очевидцев способствует выяснение условий восприятия случившегося. В этих целях выясняется состояние свидетеля или потерпевшего (не был ли болен, не находился ли в состоянии опьянения, что привлекло его внимание к дорожно-транспортному происшествию и т.д.). Кроме того, необходимо выяснить у них, каковы были погодные условия, видимость (освещенность), состояние проезжей части и т. п.

Если потерпевший двигался по проезжей части, то следует уточнить, двигался ли он по пешеходному переходу, какой сигнал был включен в светофоре, мог ли он видеть транспортное средство или услышал звук его двигателя, на каком расстоянии и какова была скорость его движения. Особое внимание следует уделить выяснению характера движения пешехода: в каком темпе он передвигался (медленным, спокойным или быстрым шагом, бегом); если менял темп движения, то какие отрезки и в каком темпе преодолел, какое расстояние прошел от тротуара до места наезда и под каким углом по отношению к проезжей части, каково было расположение транспортных средств на проезжей части.

При выяснении обстоятельств механизма наезда следует установить, в какую часть тела был нанесен первоначальный удар и какие телесные повреждения были причинены, в какой одежде находился и какие на ней образовались следы.

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, при допросе нужно выяснить, подходил ли водитель к потерпевшему, какие действия производил на месте происшествия, каковы его приметы и отличительные признаки транспортного средства.

Транспортное средство является важным элементом системы обеспечения безопасности движения, поэтому нужно выяснить сведения о его техническом состоянии. Если при осмотре обнаружена неисправность транспортного средства, то следует выяснить, было ли оно исправно перед выездом на линию, когда и каким образом эта неисправность проявилась. Если неисправность возникла в пути следования, необходимо установить характер этой неисправности, ее проявление и причину продолжения движения. Одновременно нужно выяснить сведения о лицах, ответственных за техническое состояние транспортных средств, и кем был разрешен выезд из автопредприятия.

Познание дорожной обстановки и дорожных условий связано с установлением видимости, т.е. возможности различать водителем конкретные объекты (транспортные средства, пешеходов, повороты дороги) с определенного расстояния, а также освещенности проезжей части (уличное освещение, ближний или дальний свет фар), типа и состояния дорожного покрытия, профиля проезжей части.

Наиболее сложной является часть допроса об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия и центрального их элемента- механизма ДТП. Основное внимание уделяется выяснению характера движения транспортных средств, транспортного средства и пешехода непосредственно перед столкновением, наездом. При выяснении обстоятельств происшествия возникает задача получить точные данные о различных процессах (скорости транспортных средств, темпе движения пешехода, взаимном расположении движущихся объектов) на этапах развития происшествия, а также об обстановке происшествия.

Если ДТП связано с наездом на пешехода, то при допросе выясняется: с какой стороны по направлению движения транспортного средства появился пешеход, когда он был обнаружен водителем и на каком расстоянии, какой был темп его движения, не останавливался ли он и не менял ли темп движения, в каком месте на проезжей части произошел наезд, были ли предметы, мешавшие своевременно обнаружить пешехода.

Для обеспечения правильного анализа механизма ДТП важным является выяснение действий водителя, которые он предпринимал для его предотвращения (торможение, объезд, подача звукового или светового сигнала) и на каком расстоянии от пешехода. Кроме того, необходимо выяснить поведение пешехода в этой дорожной ситуации: смотрел ли он в сторону приближающегося транспортного средства, как передвигался, как реагировал на сигналы водителя. Нередко такой анализ действий водителя и потерпевшего позволяет уже в начале расследования установить правомерность действий одного из них.

Назначение судебно-медицинской экспертизы. При расследовании дорожно-транспортных происшествий судебно-медицинская экспертиза назначается для установления характера телесных повреждений, механизма их образования, для определения причины смерти.

Причиненные при ДТП телесные повреждения можно разделить на специфические, характерные и нехарактерные.

Специфические повреждения передают некоторые свойства деталей транспортного средства (размер, форму), например, отпечатки протектора шины, бампера, ободка фары на теле или одежде потерпевшего.

Характерные – возникают только в условиях конкретных обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (наезд на человека, столкновение транспортных средств, выпадение из транспортного средства).

Могут возникнуть и нехарактерные телесные повреждения, не имеющие присущих двум первым группам признаков. Они возникают от воздействия на тело человека любого тупого или острого предмета.

При выяснении механизма образования телесных повреждений, наряду с вопросами о характере, степени тяжести, расположении, времени и последовательности образования телесных повреждений, причине смерти, могут быть получены ответы на вопросы о процессах причинения телесных повреждений: являются ли они результатом удара, сдавления, трения; о положении потерпевшего в момент причинения телесных повреждений (поза потерпевшего, в какую часть тела был нанесен первоначальный удар, какие телесные повреждения возникли от удара транспортным средством, а какие от скольжения тела по проезжей части и т.д.).

Кроме того, эксперт может установить состояние потерпевшего в момент происшествия, например, наличие опьянения, физических недостатков (хромота, отсутствие отдельных органов).

По характеру телесных повреждений можно установить, кто конкретно из находившихся в транспортном средстве лиц управлял им.

 Далее…

Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за...

ПРИКАЗ от 17 июля 2003 года N 928 Об утверждении Инструкции по организации работы по оформлению и рассмотрению материалов о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с пострадавшими, выполнению неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: