1. Основанием для выезда сотрудника, осуществляющего надзор за дорожным движением, на место ДТП является указание дежурного.
2. Сотрудник докладывает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) о каждом известном ему ДТП, включая случаи, когда оно совершено вне его поста или маршрута патрулирования, и в дальнейшем действует в соответствии с полученными указаниями.
3. При непосредственном получении сообщения о ДТП сотрудник обязан выяснить и при наличии возможности зафиксировать:
место, время, вид и обстоятельства ДТП;
сведения о количестве, возрасте и половой принадлежности пострадавших;
сведения о транспортных средствах (тип, марка, цвет, государственные регистрационные знаки), на которых были отправлены пострадавшие;
сведения о водителях и транспортных средствах, причастных к данному ДТП;
сведения о свидетелях ДТП.
4. Обеспечивается обозначение и ограждение места ДТП с целью предотвращения наезда на его участников, транспортные средства, участвовавшие в ДТП, и участников ликвидации последствий ДТП посредством размещения на проезжей части или обочине дороги патрульного автомобиля с включенными специальными световыми сигналами, конусов, ограждающих лент, переносных дорожных знаков;
устанавливает наличие на месте ДТП водителей, транспортные средства которых участвовали в ДТП, и других причастных к нему лиц, осуществляет проверку документов у участников ДТП, обеспечивает присутствие указанных лиц на месте происшествия;
выявляет очевидцев ДТП, лиц, которым известны обстоятельства, связанные с происшествием, и записывает их данные;
принимает меры к сохранности вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, в том числе видеорегистраторов, иных технических средств и зафиксированной ими информации, имеющей отношение к ДТП;
выясняет вероятное направление движения, марку, тип, цвет, государственный регистрационный знак транспортного средства, на котором водитель скрылся с места ДТП, а также особые приметы транспортного средства и водителя;
докладывает дежурному данные о скрывшемся водителе, в дальнейшем действует в соответствии с указаниями дежурного;
устанавливает и фиксирует (с составлением при необходимости соответствующего акта) причины и условия, способствовавшие совершению ДТП, наличие дорожных условий, сопутствующих ДТП, недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги путем изучения места ДТП, в том числе с использованием специальных технических средств, а также опроса его участников и свидетелей;
принимает в случае установления при оформлении ДТП недостатков в эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети, непосредственно угрожающих безопасности участников дорожного движения, меры к обозначению и ограждению опасных мест, передает информацию в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) и действует по указанию дежурного;
организует при необходимости движение транспорта в объезд места ДТП и проведения аварийно-спасательных работ, а при невозможности сделать это - фиксирует средствами фотосъемки или видеозаписи (в случае невыполнения участниками ДТП пункта 2.6.1 Правил дорожного движения) либо в присутствии двух понятых и участников ДТП расположение транспортных средств, следов ДТП и других предметов, имеющих отношение к нему, после чего принимает меры к удалению поврежденных транспортных средств с проезжей части и возобновлению движения;
передает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС, дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне либо уполномоченному должностному лицу информацию, необходимую для первичной регистрации ДТП в информационной системе органов внутренних дел учета ДТП, а также осуществляет сбор сведений и материалов, включая производство фотоснимков обстановки на месте происшествия, для последующего внесения полной информации о ДТП в указанную информационную систему. При наличии технической возможности самостоятельно осуществляет регистрацию ДТП в информационной системе органов внутренних дел учета ДТП.
5. При наличии признаков преступлений, предусмотренных статьями 264, 268 УК процессуальные действия на месте ДТП осуществляются следственно-оперативной группой, направляемой дежурной частью территориального органа внутренних дел.
6. До прибытия следственно-оперативной группы на место ДТП, в котором пострадал человек, сотрудник, помимо действий, предусмотренных пунктами
составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения, к которому прилагается схема места совершения административного правонарушения;
осуществляется фотосъемка (видеосъемка) обстановки на месте ДТП;
производится опрос участников, очевидцев и свидетелей ДТП, их объяснения и показания приобщаются к материалам дела об административном правонарушении;
фиксируются и приобщаются к материалам дела об административном правонарушении вещественные доказательства;
составляется при необходимости рапорт, в котором излагаются дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия объективного решения по делу.
Разработать план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по их проверке.
Эта ситуация характеризуется наличием сведений о времени, месте совершения происшествия, его последствиях. В таких ситуациях потерпевший, свидетели-очевидцы могут наблюдать совершившего преступление водителя, т. к. он, как правило, прежде чем скрыться с места происшествия, выходит из транспортного средства, чтобы убедиться, что потерпевший мертв или находится в бессознательном состоянии. При наличии очевидцев под предлогом вызова скорой помощи или сообщения о случившемся в милицию водитель скрывается. Кроме того, в такой ситуации нередко водитель делает заявление в милицию об угоне транспортного средства после совершения им дорожно-транспортного происшествия. Поэтому после осмотра места происшествия, допроса свидетелей-очевидцев необходимо организовать поисковые мероприятия с учетом имеющейся информации, проверяя при этом поступившие в милицию заявления об угоне. Разоблачению ложного алиби водителя после его задержания способствуют не только результаты предъявления его свидетелям-очевидцам, но и судебно-медицинской экспертизы, в ходе которой по полученным водителем телесным повреждениям или ушибам можно установить факт его нахождения за рулем автомобиля.
После обнаружения подозреваемого водителя:
Следственный эксперимент. При расследовании дорожно-транспортных происшествий возникают различные задачи, требующие экспериментальной проверки некоторых обстоятельств происшествия. Чаще всего следственный эксперимент проводится для установления скорости движения транспортных средств и пешеходов, взаимного расположения транспортных средств, определения видимости или обзорности для водителя.
Необходимость установления экспериментальным путем скорости транспортного средства возникает, когда отсутствуют следы торможения. Она может быть установлена двумя способами – определением времени движения по конкретному участку дороги или измерением скорости с помощью соответствующих приборов. В первом случае выбирается участок дороги протяженностью 50 или 100 м и водителю предлагается проехать его со скоростью, с которой он вел автомобиль перед происшествием. Спидометр автомобиля предварительно закрывается непрозрачным материалом. Движение автомобиля фиксируется секундомером или скоростемером. На основе этих данных при производстве автотехнической экспертизы определяется скорость автомобиля. Во втором случае скорость автомобиля фиксируется с помощью радиолокационных приборов типа «Барьер», которыми оснащены подразделения Госавтоинспекции.
При определении характера движения людей потерпевшему предлагается преодолеть расстояние, равное, например, пути от тротуара до места наезда выбранным им темпом. Время преодоления этого расстояния фиксируется секундомером. Оно служит основой для определения скорости движения пешехода.
Назначение экспертиз. Для исследования события дорожно-транспортного происшествия, транспортного средства назначается автотехническая экспертиза.
Круг вопросов, решаемых автотехнической экспертизой, можно разделить на три группы.
В первую группу входят вопросы, решение которых позволяет установить механизм происшествия. К ним следует отнести, например, решение вопросов о скорости движения транспортных средств и пешеходов к моменту происшествия, о взаимном удалении транспортных средств, транспортного средства и пешехода на различных этапах развития события, о техническом состоянии транспортного средства, характере неисправности, времени и причине ее возникновения и т.п.
Во вторую группу входят вопросы, относящиеся к оценке действий водителя по обеспечению требований безопасности дорожного движения Например, как следовало действовать водителю в конкретной ситуации, какими требованиями правил дорожного движения нужно было руководствоваться при проезде конкретного отрезка дороги, мог ли водитель предотвратить наезд и др.
К третьей группе следует отнести вопросы, направленные на установление причинных связей между действиями участников происшедшего события и наступившими последствиями. На разрешение эксперта может быть поставлен вопрос о том, находятся ли в причинной связи с последствиями преступления определенные действия водителя, пешехода, оцениваемые с точки зрения их несоответствия требованиям безопасности движения.
Для установления механизма происшествия и связанных с ним задач проводится трасологическая экспертиза, объектами которой являются следы транспортных средств, следы их взаимодействия.
Кроме того, по делам данной категории нередко назначаются судебно-химическая экспертиза (для исследования следов отслоений краски, характера и состава вытекших жидкостей и т.д.), а также комплексные экспертизы (медико-автотехническая, медико-криминалистическая, трасолого-автотехническая и др.).
Допрос обвиняемого При расследовании ДТП допрос обвиняемого требует тщательной подготовки. Это обусловлено тем, что к моменту предъявления обвинения водитель бывает достаточно осведомлен об обстоятельствах расследуемого события, чему способствует его участие в таких следственных действиях, как осмотр места происшествия, очные славки, назначение экспертиз.
Допрос не следует сводить к повторению данных на первоначальном этапе показаний. Он должен содержать анализ допущенных нарушений правил дорожного движения, характера действий по управлению транспортным средством, допущенных при этом просчетов в оценке дорожной обстановки. В ходе допроса обвиняемого важно показать наличие причинной связи между допущенными им нарушениями правил дорожного движения и наступившими последствиями. Поскольку многие процессы могут быть познаны только с использованием специальных познаний (определение скорости по длине следов торможения, взаимного удаления транспортных средств в различные моменты развития события, установление причин неисправностей и т.д.), то следует широко использовать заключения экспертиз – автотехнической, транспортно-трасологической, судебно-медицинской.






