Каковы первоначальные следственные действия

Осмотр места пожара позволяет установить, что именно горело, где произошло загорание и сколько имеется очагов пожара, каковы были пути распространения огня, что способствовало развитию пожара, что конкретно указывает на поджог и способ его осуществления, на кого из конкретных лиц указывают, как на поджигателя, обнаруженные следы, каково состояние противопожарных средств и соблюдались ли правила пожарной безопасности, а также многое другое.

Осмотр начинают как можно быстрее, лучше еще до окончания тушения, поскольку в этот период на объекте происходят существенные изменения и даже разрушения в результате использования воды, пены и технических средств тушения. Кроме того, как раз во время тушения удобнее всего выявить очевидцев пожара, чтобы допросить их впоследствии.

Чтобы осмотр был результативным, его необходимо производить с участием специалиста, в качестве которого лучше всего привлечь пожарно-технического эксперта. В состав следственной группы могут быть также включены судебный медик, если обнаружен труп, специалист-криминалист для фиксации хода осмотра путем фото или видеосъемки, кинолог с собакой, инспектор Государственного пожарного надзора и сотрудник уголовного розыска, которые, используя полученные при осмотре данные, принимают меры для розыска преступника по горячим следам.

Перед выездом на место пожара следователь должен дать указания о подготовке нужных для осмотра технических средств: поскольку обычного криминалистического чемодана при осмотре пожара будет явно недостаточно. Это, в первую очередь, фото- и видеоаппаратура, специальный пожарно-технический чемодан, газоанализаторы, обычные и ультрафиолетовые осветители, электроизмерительные приборы (тестер, измерительные клещи), пирометр, специальные сита для просеивания пожарного мусора.

Опросом очевидцев выясняют: кто и когда обнаружил пожар; где началось загорание; что горело, каков был цвет дыма и пламени; кто последним был в помещении, где произошел пожар; откуда началось тушение пожара и какие средства при этом использовались; если на объекте имелась пожарная сигнализация и средства пожаротушения, то находились ли они в исправном состоянии. У сотрудников пожарных расчетов узнают, какие изменения они внесли в обстановку места пожара, в каком состоянии находились запоры дверей и окон в момент их прибытия на место пожара, не обнаружили ли они каких-то устройств или средств поджога, что им известно о поведении отдельных лиц во время пожара.

Эти сведения позволят наметить наиболее рациональный план осмотра места пожара. Если на месте происшествия имеются груды пожарного мусора, необходимо, прежде чем приступать к осмотру, составить подробный план расположения мебели, оборудования, товаров и иных предметов в сгоревшем помещении.

Осмотр начинается с общего осмотра местности, где находится объект, что позволяет определить границы территории, которая подлежит осмотру, и подходы к ней. Осмотр место пожара отличается от осмотра других мест происшествий большей трудоемкостью, тяжелыми, а порой и опасными условиями работы, поскольку обычно сопряжен с разборкой и расчисткой остатков обгоревших и разрушенных строительных конструкций, оборудования, с тщательным просмотром и просеиванием так называемого пожарного мусора, с промывкой полов и поверхностей других ограждений с целью поиска специфических следов обгорания, с отбором проб веществ и материалов для последующего лабораторного исследования в условиях, когда площадь осматриваемого пожарища загазована раздражающими и токсичными веществами, строительные конструкции и оборудование могут обрушиться.

Поэтому необходимо принять меры обеспечения безопасности членов следственно-оперативной группы: обесточить объект, отключить и запереть устройства электроввода; снабдить участников осмотра касками, защитной одеждой, обувью, очками и рукавицами, противогазами или респираторами. При необходимости намеренно обрушивают ненадежные строительные конструкции, сделав соответствующие пометки для внесения в протокол осмотра.

Одной из главных задач осмотра является предварительное установление очага пожара (окончательно этот вопрос решается в процессе экспертного исследования). Для этого необходимо выяснить, где первоначально возникли пламя и дым. Исходную информацию для установления местоположения очага и оценки динамики пожара получают путем сравнительного исследования степени термических повреждений строительных конструкций, оборудования, коммуникаций, предметов интерьера и др. Их состояние фиксируется в протоколе осмотра, с помощью схем и фото таблиц. Устанавливается также, имеется ли в данном случае несколько самостоятельных очагов пожара, и если да, то какова их взаимосвязь.

Осмотру подвергаются остальная часть пожарища по ходу распространения огня и прилегающие участки местности, где могут быть обнаружены следы транспортных средств, ног и пр.

Выясняют, какие горючие вещества и материалы находились на сгоревшем объекте, где располагались, каковы были условия их хранения или использования. Весьма важным является установление источника зажигания, который может быть и орудием поджога.

К типичным источникам зажигания относятся:

o открытое пламя;

o нагретые поверхности (корпусов оборудования, приборов и устройств при штатном и аварийном режимах работы);

o микробиологические и химические процессы в веществах и материалах, происходящие с выделением тепла;

o раскаленные частицы вещества;

o электрические искры, возникающие в электротехнических устройствах или при электростатических разрядах, включая атмосферное электричество.

Если в очаге пожара или вблизи него обнаружены электропроводка или электрооборудование со следами оплавлений или термических повреждений, их необходимо изъять для проверки версии о возникновении пожара в результате аварийного режима в электросети. На электрической схеме объекта, которая в этом случае должна быть приобщена к протоколу осмотра, отмечаются изъятые фрагменты электропроводки, электрооборудование и аппараты электрозащиты.

Внимательному анализу должны быть подвергнуты печи, дымоходы, места проведения сварочных работ.

Пожарный мусор разбирается и осматривается, а при необходимости просеивается. В нем иногда удается обнаружить части устройств, использованных для поджога. Исследование мусора позволяет установить, что именно сгорело и в каком количестве. Осматриваются также запирающие устройства для определения, в каком состоянии они находились.

При осмотре места пожара могут быть выявлены негативные обстоятельства, связанные с отсутствием определенных предметов и материалов (или их следов), о которых было заявлено как об уничтоженных огнем. В то же время известно, что полностью они сгореть не могут.

Свою специфику имеет осмотр мест лесных и кустарниковых пожаров. Поиск очага на местах таких пожаров затруднен из-за их большой площади. Поэтому для предварительной ориентировки и определения границ зоны осмотра используют результаты ежедневных контрольных наблюдений за пожаром, метеосводки и данные ознакомления с обстановкой с борта воздушных судов с привязкой к географическим ориентирам.

Если в результате пожара были человеческие жертвы, то необходимо установить личность погибших и произвести осмотр трупов при участии судебного медика. Особое внимание обращают на позу обгоревшего тела, его местонахождение по отношению к очагу пожара, цвет кожи, наличие и цвет трупных пятен. Устанавливают наличие, местонахождение и природу повреждений, их прижизненное или посмертное происхождение.

Освидетельствование производится для выявления на теле подозреваемого следов ожогов, опадения волос на голове, волосяного покрова на запястьях, предплечьях, бровей, ресниц, наличия частиц копоти, горючих жидкостей, почвы, опилок на руках и в подногтевом содержимом.

При допросе свидетелей-очевидцев пожара, потерпевших, пожарных, принимавших участие в тушении, необходимо выяснить:

o при каких обстоятельствах, когда и где они узнали о возникновении пожара и что делали, узнав о нем;

o кто там находился и что делал, какие имелись материальные ценности и иное имущество;

o с какого места наблюдали пожар, каковы были его масштабы на момент обнаружения (локальное горение внутри, в одной из частей объекта, площадь и число этажей, охваченных пожаром); был ли объект до пожара заперт;

o каковы были особенности последующего развития пожара, распространения огня, динамика и интенсивность пламенного горения и дымообразования;

o каковы были метеорологические условия во время пожара и в период до его обнаружения (возникновения);

o наблюдались ли и где в ходе пожара и в период до его обнаружения (возникновения) какие-либо необычные явления: взрывы, хлопки, вспышки пламени, каковы были цвет и густота дыма; наличие специфических запахов;

o каково было состояние дверей и окон снаружи и внутри объекта;

o как функционировало технологическое оборудование. И электроустановки до начала и в ходе пожара, имелись ли признаки аварийных явлений;

o какова была пожарная нагрузка объекта, включая дислокацию; вид, количество, способ упаковки и хранения горючих веществ, материалов и изделий;

o не производились ли перед пожаром на объекте пожароопасные (огневые, сварочные) и другие (ремонтные, погрузочные, инвентаризационные) работы; на каких участках, в какой период;

o как происходили локализация и ликвидация пожара;

o какие подозрения возникли у очевидцев и потерпевших, не заметили ли они лиц, чье появление или поведение подозрительно;

o какое имущество уничтожено при пожаре и его тушении, было ли оно застраховано и каковы убытки от пожара;

o каково состояние систем электро-, водо-, газоснабжения, противопожарных средств; случались ли загорания ранее; что способствовало возникновению пожара, по мнению допрашиваемых.

Экспертизы:

o Судебно-трасологическая экспертиза производит исследование следов-отображений (в том числе следов ног и других частей тела человек, одежды и обуви, животных, орудий и инструментов, транспортных средств) с целью отождествления по ним идентифицируемых объектов. Сюда относятся также экспертизы установления целого по частям, экспертизы запирающих устройств, пломб, узлов и некоторые иные. В отдельный вид обычно выделяют дактилоскопические экспертизы, исследующие следы рук;

o Судебная пожарно-техническая экспертиза, включающая экспертизу очага пожара, путей и времени распространения огня, экспертизу пожаров от электротехнических причин, технологических причин, природных явлений;

o Судебно-медицинская экспертиза трупов позволяет установить причину и время наступления смерти, механизм и обстоятельства причинения телесных повреждений, их характер и др.;

 

Вводная задача № 2. В территориальный отдел внутренних дел УМВД по г. Н-ску поступило заявление гр-ки Л. о том, что через банкомат у нее похищены денежные средства в размере 25 тыс. рублей путем использования поддельной кредитной карты. В совершении кражи она подозревает своего знакомого В.

Задание:

1) выдвинуть необходимые следственные версии;

2) разработать план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по их проверке.

3) разработать план дальнейших следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при задержании указанного выше лица.

Ответ:

С учетом специфики краж и мошенничеств, совершенных с использованием банковских карт и их реквизитов, есть следующая классификация типичных следственных ситуаций:

1) в зависимости от места совершения преступления:

– имеются сведения о совершении кражи / мошенничества в месте, оборудованном банкоматом;

– имеются сведения о совершении кражи / мошенничества в месте, где используется POS-терминал;

– имеются сведения о совершении кражи / мошенничества с использованием сети Интернет;

2) исходя из объема сведений о личности преступника:

– личность преступника установлена;

– сведений о преступнике недостаточно для установления его личности.

В ходе расследования краж и мошенничеств рассматриваемого вида следователям необходимо принимать во внимание специфику неправомерного доступа к банковскому карточному счету, так как перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе допроса, обусловливается одновременно способом хищения банковской карты (ее реквизитов) и способом кражи, мошенничества.

Для установления поддельности банковской карты целесообразно проведение компьютерно-технической экспертизы, в ходе которой могут быть установлены основные сведения:

1) наличие информации, записанной на магнитную полосу банковской карты;

2) содержание информации, записанной на магнитную полосу банковской карты.

В исследовании автором обосновывается необходимость использования при ее производстве технико-криминалистического средства – картридера.

 

Перечень криминалистически значимых сведений о кражах и мошенничествах, совершенных с использованием банковских карт и их реквизитов, должны входить сведения:

1) о способе преступления; 2) механизме следообразования;

3) предмете преступного посягательства; 4) обстановке преступления; 5) личности преступника.

Устанавливаются следующие обстоятельства:

1) факта проведения транзакции и ее характеристики (времени, места совершения транзакции, способа транзакции и др.);

2) наличия и характеристики ущерба;

3) сведений о пострадавшем лице;

4) характеристики банковской карты и ее связи с пострадавшим лицом;

5) отсутствия сведений о совершении держателем конкретной операции с использованием банковской карты, о ее передаче другому лицу, о поручении держателем другому лицу провести транзакцию с использованием банковской карты или ее

реквизитов.

Для получения и анализа информации используются следующие основные методы:

1) запросы в банки-эмитенты, эквайреры, платежные системы с целью получения документов, отражающих факты совершения транзакций;

2) объяснения, взятые у держателей банковских карт и лиц, совместно проживающих с ними;

3) осмотры мест происшествий;

4) осмотры предметов и документов: банковских карт; копий заявлений держателей об опротестовании конкретных транзакций; копий анкет держателей; копий договоров о кредитовании и выдаче банковских карт; копий выписок по карточным счетам за определенный период; копий электронных журналов банкоматов, POSтерминалов;

5) криминалистические исследования.

При проведении проверки сообщения о преступлении необходимо уделять особое внимание лицам, совместно проживающим с держателем банковской карты, учитывать наличие «доверительных отношений» между банком и держателем и принимать во внимание возможные риски поспешного возбуждения уголовного дела.

Факторами, характеризующими обстановку краж и мошенничеств, можно признать следующие:

1) режим работы банкомата, торгово-сервисного предприятия, который, в конечном счете, будет влиять на время совершения преступления;

2) наличие средств видеонаблюдения;

3) специализация торгово-сервисной точки;

4) наличие сотрудников охраны;

5) удаленность расположения оборудования по приему банковских карт относительно входа и выхода;

6) наличие запасных выходов;

7) уровень подготовки сотрудников торгово-сервисной точки, принимающих к оплате банковские карты.

Объем проверки сообщения о краже и мошенничестве указанного вида может быть ограничен установлением следующих обстоятельств:

1) факта проведения транзакции и ее характеристики (времени, места совершения транзакции, способа транзакции и др.);

2) наличия и характеристики ущерба;

3) сведений о пострадавшем лице;

4) характеристики банковской карты и ее связи с пострадавшим лицом;

5) отсутствия сведений о совершении держателем конкретной операции с использованием банковской карты, о ее передаче другому лицу, о поручении держателем другому лицу провести транзакцию с использованием банковской карты или ее

реквизитов.

Первоначальная информация о кражах и мошенничествах, совершенных с использованием банковских карт и их реквизитов, в подавляющем большинстве случаев поступает от субъектов, вовлеченных в оборот таких карт и их реквизитов: 1) держателей

(26,3 %); 2) представителей торгово-сервисных точек (2,6 %); 3) банков-эмитентов(52,6%); 4) банков-эквайреров (16,6 %); 5) процессинговых компаний (1,7 %).

Для получения и анализа информации используются следующие основные методы:

1) запросы в банки-эмитенты, эквайреры, платежные системы с целью получения документов, отражающих факты совершения транзакций;

2) объяснения, взятые у держателей банковских карт и лиц, совместно проживающих с ними;

3) осмотры мест происшествий;

4) осмотры предметов и документов: банковских карт; копий заявлений держателей об опротестовании конкретных транзакций; копий анкет держателей; копий договоров о кредитовании и выдаче банковских карт; копий выписок по карточным счетам за определенный период; копий электронных журналов банкоматов, POSтерминалов;

5) криминалистические исследования.

При проведении проверки сообщения о преступлении необходимо уделять особое внимание лицам, совместно проживающим с держателем банковской карты, учитывать наличие «доверительных отношений» между банком и держателем и принимать во внимание возможные риски поспешного возбуждения уголовного дела.

При осмотре по делам о мошенничествах, совершенных с использованием банковских карт и их реквизитов, типичными местами происшествий выступают оборудованные POS-терминалами торговые залы, в пределах которых были обнаружены следы преступления, по делам о кражах – помещения или участки местности, оборудованные банкоматами, а также квартиры держателей банковских карт. Как показали результаты исследования, к осмотру перечисленных мест целесообразно привлекать специалистов (криминалистов, сотрудников банков, бухгалтеров), избирательно применять тактические приемы с учетом специфики места происшествия, в качестве понятых привлекать лиц, имеющих опыт эксплуатации банковских карт.

Что касается осмотра предметов и документов, то как отдельное следственное действие он проводится, чаще всего, в отношении: 1) банковских карт и их заготовок; 2) аудио- и видеозаписей, имеющих отношение к расследуемому уголовному делу; 3) технических средств, которые применялись преступниками для несанкционированного копирования реквизитов банковских карт; 4) компьютеров, которые использовались для совершения преступных действий; 5) терминальных чеков (банкоматов и POS-терминалов); 6) чеков контрольно-кассовых машин; 7) товарных чеков; 8) выписок проведенных операций по специальным карточным счетам.

 

Первоочередному изъятию подлежат:

1) в банках – копии учредительных документов, генеральных лицензий на право осуществления банковских операций; копии документов, подтверждающих договорные отношения с платежными системами;

1.1) в банках-эмитентах – анкеты-заявления на получение банковских карт; кредитные договоры; заявления держателей об опротестовании транзакций; выписки по картсчетам клиентов банков; аудиозаписи процессов авторизации банковских карт; события по анкете клиента (дата направления карты клиенту, дата авторизации карты); карточки с образцами подписей клиентов;

1.2) в банках-эквайрерах – копии договоров о подключении и процессинговом обслуживании с процессинговым центром; копии договоров о подключении и процессинговом обслуживании банкоматов; копии договоров с предприятиями об обслуживании держателей банковских карт; копии актов приема-передачи импринтеров, POS-терминалов; правила проведения операций с использованием банковских карт; акты инкассации банкоматов; видеозаписи банкоматов; журнальные ленты банкоматов; терминальные чеки, слипы; изъятые банковские карты;

2) у мерчантов – записи камер видеонаблюдения; товарные накладные; терминальные чеки, слипы, кассовые чеки; изъятые банковские карты; акты об изъятии банковских карт; договоры с банками об обслуживании операций, совершаемых с использованием банковских карт;

3) в почтовых отделениях – извещения, содержащие сведения о документах, удостоверяющих личность, и подписи лиц, получивших конверты с банковскими картами;

4) у держателей банковских карт – кредитные договоры; копии заявлений об опротестовании транзакций; банковские карты; терминальные чеки, квитанции; справки из узлов электросвязи; почтовые конверты.  

Что касается особенностей в тактике обыска, то они проявляются, в основном, при подготовке к данному следственному действию и применяемых методах поиска при его проведении.

В случае допроса преступника, использовавшего при совершении краж и мошенничеств поддельные банковские карты, подлежат выяснению такие обстоятельства, как: 1) источник получения преступником поддельных банковских карт; 2) если изготовление банковских карт производилось подозреваемым (обвиняемым) самостоятельно, то осуществлял ли он их сбыт; если да, то кому и когда; 3) поставщик оборудования для изготовления подделок, его местонахождение в настоящий момент; 4) источник закупки сырья, в том числе заготовок банковских карт; 5) алгоритм изготовления поддельных банковских карт; 6) данные о лицах, оказывавших помощь подозреваемому (обвиняемому) в осуществлении преступного замысла; 7) местонахождение денежных средств, материальных ценностей, похищенных с использованием поддельных банковских карт, оборудования, а также поддельных банковских карт.

Экспертизы:

По делам о кражах и мошенничествах, совершенных с использованием банковских карт и их реквизитов, проводятся дактилоскопические, почерковедческие, технико-криминалистические, фоноскопические, компьютерно-технические экспертизы и экспертизы материалов и веществ.

Вводная задача № 5.

В УВД по г. Н-ску обратился гр-н С. и сообщил, что на 45-м километре автомобильной трассы «Ростов-Дон» в кювете обнаружен туристический автобус «Икарус-256» со следами взрыва, возникшего в связи с неисправностью газобаллонного оборудования. В результате погибло 27 иностранных граждан США и Израиля.

Задание:

1) определить последовательность следственных действий и иных мероприятий по осмотру места дорожно-транспортного происшествия (ДТП);

2) разработать план мероприятий по установлению личности погибших и информированию о случившемся соответствующих компетентных органов (представителей посольств);

3) сформулировать перечень следственных действий и розыскных мероприятий по установлению очевидцев ДТП;

4) определить перечень специалистов для участия в осмотре места ДТП и погибших;

5) сформулировать задание для сотрудников оперативных подразделений, ГИБДД и иных структур для установления очевидцев ДТП.

6) сформулировать перечень неотложных и дальнейших следственных действий по установлению причины и обстоятельств ДТП.

7) с учетом полученных первичных результатов разработать перечень дальнейших следственных действий по установлению причины ДТП и виновных в нем лиц.

8) сформулировать перечень вопросов, которые следует выяснить при допросе очевидцев ДТП, а также для разрешения экспертами при назначении соответствующих судебных экспертиз.

Ответ:

При расследовании дорожно-транспортных происшествий обычно проводят следующие неотложные следственные действия: осмотр места происшествия, допрос совершившего ДТП водителя, допрос свидетелей-очевидцев, допрос потерпевшего, назначение судебно-медицинской экспертизы.

Осмотр места происшествия. По прибытии на место происшествия необходимо кратко опросить находящихся там потерпевшего, водителя, свидетелей-очевидцев, сотрудника милиции, который первым прибыл на место происшествия, для уяснения сути происшедшего и установления признаков преступления. На основе полученных сведений определяется тактика осмотра места происшествия.

В ходе осмотра места ДТП решаются следующие задачи: обнаружение, фиксация и изъятие следов и других вещественных доказательств; выяснение обстановки происшествия; установление технического состояния транспортного средства; розыск скрывшегося с места происшествия водителя; установление причин и условий, способствовавших ДТП.

 

В соответствии с этими типичными задачами выделяются типичные объекты осмотра места ДТП: отрезок улицы (дороги) и прилегающая к нему обстановка, труп, транспортное средство, следы действий по сокрытию ДТП.

До начала осмотра определяются границы места происшествия – участок проезжей части улицы (дороги), на котором сохранились следы ДТП, организуется объезд этого участка на время осмотра.

При осмотре проезжей части следует установить тип ее покрытия (асфальт, бетон, грунт), продольный и поперечный профили (уклон, подъем), ширину и число полос для движения, состояние дорожного покрытия (мокрое, обледенелое, заснеженное), дефекты покрытия, наличие и расположение дорожных знаков, светофоров, температуру воздуха и расстояние, на которое просматривается проезжая часть.

Важное значение в познании механизма ДТП имеет изучение следов, образующихся на проезжей части. Наиболее распространенными являются следы движения транспортного средства. Криминалистическая ценность следов заключается в том, что их изучение позволяет установить вид и тип транспортного средства, характерные особенности шин.

Исследование следов движения позволяет также установить направление движения транспортного средства, что необходимо для быстрого розыска скрывшегося водителя. Так, при движении автомобиля по грязи, пыли, снегу на дне следа образуются зубцы, пологие концы которых обращены в сторону его движения. Трава приминается в направлении движения транспортного средства. На вертикальной стенке глубокой колеи боковые части шины оставляют дугообразные трассы, обращенные незавершенной частью дуги в направлении движения транспортного средства. При соприкосновении боковой части шины грузового автомобиля с бордюрным камнем грунтозацепы ее оставляют следы в виде расположенных под острым углом друг к другу полос неодинаковой длины, острие которых обращено книзу. Более короткая часть полосы следа обращена в сторону, противоположную движению транспортного средства.

Определить направление движения транспортного средства можно по раздавленным колесом веткам, сухим листьям деревьев, следам разворота.

Другим видом следов движения являются следы торможения транспортного средства, по которым наряду с перечисленными обстоятельствами можно установить скорость движения, техническое состояние автомобиля, место наезда (столкновения), путь пешехода до места наезда и другие обстоятельства. Так, следы торможения имеют более четкое отображение в направлении движения транспортного средства, а их длина зависит от его скорости. Отклонение следов торможения от прямой может указывать на неисправность тормозной системы – на неправильную регулировку тормозов.

Кроме следов колес, на проезжей части могут быть и другие следы: осколки стекла, кровь, грязь и частицы краски, следы волочения потерпевшего и т.д.

Целям розыска скрывшегося с места происшествия водителя могут служить обнаруженные на месте происшествия принадлежащие ему предметы.

При осмотре транспортного средства фиксируются имеющиеся на нем следы ДТП (вмятины, царапины, разрушения деталей), их размеры и расположение, а также проверяется его техническое состояние- исправность тормозной, рулевой систем, светосигнальных устройств, состояние колес и шин; устанавливается также характер груза, его размещение и способ крепления.

Характер повреждений транспортного средства зависит от вида дорожно-транспортного происшествия. Так, для наездов на людей характерны вмятины овальной формы без повреждения слоя краски. Столкновения транспортных средств, опрокидывания, наезды на препятствия сопровождаются значительными повреждениями с разрывами металла и обширными отслоениями краски.

 

В целях наиболее полного выявления следов и предотвращения их порчи целесообразно осматривать транспортное средство в следующей последовательности: передняя часть, правая боковая, задняя, левая боковая части, крыша и низ.

Допрос свидетелей-очевидцев и потерпевшего. Круг обстоятельств, выясняемых при допросе свидетелей-очевидцев, можно разделить на четыре группы: об условиях восприятия события; о дорожных условиях и дорожной обстановке; об обстоятельствах совершения ДТП; о действиях водителя и других лиц после происшествия.

Правильной оценке показаний свидетелей-очевидцев и потерпевшего способствует выяснение условий восприятия случившегося. В этих целях выясняется состояние свидетеля или потерпевшего (не был ли болен, не находился ли в состоянии опьянения, что привлекло его внимание к дорожно-транспортному происшествию и т.д.). Кроме того, необходимо выяснить у них, каковы были погодные условия, видимость (освещенность), состояние проезжей части и т. п.

Если потерпевший двигался по проезжей части, то следует уточнить, двигался ли он по пешеходному переходу, какой сигнал был включен в светофоре, когда он увидел транспортное средство или услышал звук его двигателя, на каком расстоянии и какова была скорость его движения. Особое внимание следует уделить выяснению характера движения пешехода: в каком темпе он передвигался (медленным, спокойным или быстрым шагом, бегом); если менял темп движения, то какие отрезки и в каком темпе преодолел, какое расстояние прошел от тротуара до места наезда и под каким углом по отношению к проезжей части, каково было расположение транспортных средств на проезжей части.

При выяснении обстоятельств механизма наезда следует установить, в какую часть тела был нанесен первоначальный удар и какие телесные повреждения были причинены, в какой одежде находился и какие на ней образовались следы.

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, при допросе нужно выяснить, подходил ли водитель к потерпевшему, какие действия производил на месте происшествия, каковы его приметы и отличительные признаки транспортного средства.

У потерпевших от столкновения транспортных средств, опрокидывания и других видов ДТП выясняют: кто находился за рулем транспортного средства, на каком месте находился потерпевший, с какой скоростью вел водитель транспортное средство и как оно располагалось на проезжей части, время и место происшествия, какие следы образовались на проезжей части и транспортном средстве, как располагались транспортные средства после происшествия.

Допрос водителя. Важным источником информации о дорожно-транспортном происшествии на первоначальном этапе расследования являются показания водителя.

Независимо от вида ДТП и исходной следственной ситуации, при допросе водителя можно выделить четыре группы вопросов, по которым надлежит его допросить: о личности водителя и особенностях транспортного средства; о дорожных условиях и дорожной обстановке; об обстоятельствах совершения происшествия; о действиях водителя после ДТП.

При изучении личности водителя необходимо установить стаж его работы в качестве водителя, квалификацию, наличие нарушений правил дорожного движения, за которые он привлекался к административной или иной ответственности, судимости.

Транспортное средство является важным элементом системы обеспечения безопасности движения, поэтому нужно выяснить сведения о его техническом состоянии. Если при осмотре обнаружена неисправность транспортного средства, то следует выяснить, было ли оно исправно перед выездом на линию, когда и каким образом эта неисправность проявилась. Если неисправность возникла в пути следования, необходимо установить характер этой неисправности, ее проявление и причину продолжения движения. Одновременно нужно выяснить сведения о лицах, ответственных за техническое состояние транспортных средств, и кем был разрешен выезд из автопредприятия.

Познание дорожной обстановки и дорожных условий связано с установлением видимости, т.е. возможности различать водителем конкретные объекты (транспортные средства, пешеходов, повороты дороги) с определенного расстояния, а также освещенности проезжей части (уличное освещение, ближний или дальний свет фар), типа и состояния дорожного покрытия, профиля проезжей части.

Наиболее сложной является часть допроса об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия и центрального их элемента- механизма ДТП. Основное внимание уделяется выяснению характера движения транспортных средств, транспортного средства и пешехода непосредственно перед столкновением, наездом. При выяснении обстоятельств происшествия возникает задача получить точные данные о различных процессах (скорости транспортных средств, темпе движения пешехода, взаимном расположении движущихся объектов) на этапах развития происшествия, а также об обстановке происшествия.

Для обеспечения правильного анализа механизма ДТП важным является выяснение действий водителя, которые он предпринимал для его предотвращения (торможение, объезд, подача звукового или светового сигнала) и на каком расстоянии от пешехода. Кроме того, необходимо выяснить поведение пешехода в этой дорожной ситуации: смотрел ли он в сторону приближающегося транспортного средства, как передвигался, как реагировал на сигналы водителя. Нередко такой анализ действий водителя и потерпевшего позволяет уже в начале расследования установить правомерность действий одного из них.

Во время допроса водителя, скрывшегося после совершения ДТП, помимо уже изложенных обстоятельств, необходимо выяснить причину побега с места происшествия, куда он после этого прибыл, какие действия совершал по сокрытию следов происшествия, кому и что именно рассказывал об обстоятельствах совершенного им деяния.

Назначение судебно-медицинской экспертизы. При расследовании дорожно-транспортных происшествий судебно-медицинская экспертиза назначается для установления характера телесных повреждений, механизма их образования, для определения причины смерти.

Причиненные при ДТП телесные повреждения можно разделить на специфические, характерные и нехарактерные.

Специфические повреждения передают некоторые свойства деталей транспортного средства (размер, форму), например, отпечатки протектора шины, бампера, ободка фары на теле или одежде потерпевшего.

Характерные – возникают только в условиях конкретных обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (наезд на человека, столкновение транспортных средств, выпадение из транспортного средства).

Могут возникнуть и нехарактерные телесные повреждения, не имеющие присущих двум первым группам признаков. Они возникают от воздействия на тело человека любого тупого или острого предмета.

При выяснении механизма образования телесных повреждений, наряду с вопросами о характере, степени тяжести, расположении, времени и последовательности образования телесных повреждений, причине смерти, могут быть получены ответы на вопросы о процессах причинения телесных повреждений: являются ли они результатом удара, сдавления, трения; о положении потерпевшего в момент причинения телесных повреждений (поза потерпевшего, в какую часть тела был нанесен первоначальный удар, какие телесные повреждения возникли от удара транспортным средством, а какие от скольжения тела по проезжей части и т.д.).

Кроме того, эксперт может установить состояние потерпевшего в момент происшествия, например, наличие опьянения, физических недостатков (хромота, отсутствие отдельных органов).

По характеру телесных повреждений можно установить, кто конкретно из находившихся в транспортном средстве лиц управлял им.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: