Поликодовые педагогические технологии

Фишбоун

В основе Фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) – японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы – горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

· Голова – проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

· Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) – на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

· Нижние косточки (изображаются напротив) – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

· Хвост – ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения:

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий:

Ментальные карты

Инновационным методом обработки и усвоения информации считается метод ментальных карт, придуманный Тонни Бьюзеном. Ученый заявляет, что проблемная ситуация – это процессы, происходящие в мозгу человека. Логические операции, речь, цифры, линейное представление фактов обрабатывает левое полушарие мозга. А за ориентацию в пространстве, восприятие, различные абстрактные операции отвечает правое полушарие.Тони Бьюзен утверждает, что эффективная замена традиционных методов – это ментальная карта. Примеры этого способа показывают, что происходит запись информации, благодаря общей деятельности двух полушарий мозга и визуальному мышлению. Вместо записи перечня действий списком, в линейном, пошаговом формате, используется двумерная (часто цветная) диаграмма, которая представляет мысли, идеи и планы нелинейным образом. В целом, м ентальная карта — визуальное выражение взаимосвязанной информации, которую легко рассмотреть и вспомнить. Этот метод (mindmap) также переводится как называется интеллект карта, ментальная карта, карта ума, карта мыслей.

Этапы создания карты зависят от выделенного времени, места и цели ее создания:

Первый этап – начальный. Его называют еще режимом свободных ассоциаций или брейн-стормингом. Например, в проектной деятельности, взяв лист бумаги, следует записать все мысли и идеи, приходящие в голову, даже самые нелепые. В этом процессе нет места критике и ограничениям.

Второй этап – собственно создание ментальной карты. Можно взять цветные карандаши и в центре написать основную тему, от которой протянуть ветви и записать идеи, связанные с основной целью и сгенерированные вовремя брейн-сторминга. Основные идеи также могут разветвляться на несколько идей низшего порядка.

 Третий этап – фиксация сделанного рисунка. Следует отложить карту на какое-то время и затем вернуться к ней. Таким образом произойдет фиксация идей в сознании.

Четвертый этап – возвращение к ментальной карте. На этом этапе с использованием цветов можно эмоционально раскрасить свое творение: обозначить важное или опасное для автора карты, радостное и веселое. Каких-то строгих требований по оттенкам нет, можно создавать яркие образы, так как они помогут оживить рисунок и будут способствовать запоминанию.

Пятый этап – повторная фиксация карты. Снова отложить лист на время. Вернувшись опять к полотну, можно внести еще какие-то осмысленные изменения.

Кроме рукописных карт можно использовать компьютерные программы в Интернете или готовые примеры и образцы. Представленные ниже примеры можно использовать в процессе преподавания этических дисциплин в различных классах в классно-урочной форме:

1. Карта о роли ментальных карт.

2. Пример карты саморазвития

 

3.  Пример карты жизненных целей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: