Этические особенности учебной коммуникации

 

Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях. Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности (равноправия) – находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговора. Этические нормы воплощаются в специальных этикетных речевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансамблем разноуровневых средств.

Этикет – совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности (современные синонимы – регламентация, протокол). В социальной коммуникации принято ориентироваться на максимы вежливости (Дж. Н. Лич):

1. Максима такта – не следует затрагивать потенциально опасные темы (частная жизнь, индивидуальные предпочтения).

2. Максима великодушия – не обременять собеседника, не стараться доминировать.

3. Максима одобрения – не путать отношения между партнерами и отношение к миру (не судить, не осуждать).

4. Максима скромности – неприятие похвал в свой адрес.

5. Максима согласия – отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи (взаимная коррекция).

6. Максима симпатии – благожелательность для создания благоприятного фона общения.

Социально заданные и культурно-специфические правила поведения людей в ситуациях общения, разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения называются речевым этикетом. Владение речевым этикетом является профессиональной обязанностью специалиста и создает репутацию организации. Речевой этикет определяется особенностями партнеров, вступающих в профессиональные отношения (социальный статус, место в служебной иерархии, профессия, пол, возраст, национальность, характер), а также ситуацией общения. В каждом языке закреплены этикетные формулы – способы выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений. Так, при выражении просьбы в прощении, извинении принято употреблять прямую, буквальную форму, например, Извини(те). К незнакомому лицу при выражении просьбы лучше обращаться фразой «Будьте любезны,…будьте добры…»

В речи также приняты следующие этикетные формулы: благодарю, приношу извинения – извинения приняты, рад встрече, рад знакомству, всего доброго.

Национальная специфика русского этикета предполагает традиционные формулы обращения и приветствия:

1. Обращение по имени отчеству к старшему по возрасту или по служебному положению, в отличие от американской и европейской традиции. В деловой самопрезентации должно звучать полное имя: Галина, Александр. Как правило, в неофициальной обстановке обращаться к человеку нужно точно так, как он себя представил: «Георгий, можно Гоша».

2.Приветствие, обращение. Вне зависимости от социальной роли собеседников и степени их близости в деловом общении преобладает вы-общение и приветствие здравствуйте, добрый день (вечер, утро), приветствую, рад видеть т.п. Обращение выполняет контактоустанавливающую функцию, поэтому на протяжении всей речевой ситуации его следует произносить неоднократно; это свидетельствует и о добрых чувствах к собеседнику, и о внимании к его словам. Одни и те же участники общения в различных ситуациях могут употреблять местоимения «вы» и «ты» в неофициальной обстановке. Нарушение дистанции общения – переход с «вы» на «ты» – имеет противоположную коммуникативную цель: в среде интеллигенции это показатель доверительности отношений, а в примитивной среде – показатель намеренного снижения статуса собеседника.

 В общении учителя со школьниками старшего возраста (от 14 лет) желательно использовать полное имя и обращаться на «вы» (Вы, Александр). Представляя собеседника, принято начинать с имени: «У нас в гостях Александр Иванов» или «Слово предоставляется Владимиру Ивановичу Петрову, директору школы».

3. Национальные и культурные традиции предписывают определенные формы обращения к незнакомым людям. Если в начале ХХ века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине XX века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по гендерному признаку женщина, мужчина, что в наши дни многими воспринимается как сексизм (признак гендерной дискриминации) и нарушение политкорректности. В непринужденной разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине стали употреблять слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. В последние годы многими используется обращение к незнакомому лицу «уважаемый».

4. В традициях русского речевого этикета не принято о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они), так показывается уважительное отношение ко всем участникам общения. Типичная ошибка – обращение к человеку во множественном числе «Вы молодцы» (вместо «Вы молодец»).

Крайней формой нарушения языковой и речевой культуры является речевая (вербальная) агрессия – обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств, или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме. При этом достаточно прочное место для снятия эмоционального напряжения в национальных культурах занимают «ругательства» – инвективы – культурный феномен социальной дискредитации субъекта посредством адресованного ему текста, а также языковой оборот, воспринимаемый в той или иной культурной традиции в качестве оскорбительного для адресата. Инвективу в узком смысле слова можно определить как способ существования словесной агрессии. Другие названия языковой инвективы: ненормативная, некодифицированная, табуированная, неприличная, непечатная, нецензурная речь.

Исследователь В.И. Жельвис отмечает: «задача инвективы в ситуации эмоционального конфликта – просто оглушить в надежде, что оппонент не сможет оказать сопротивление. Такое оглушение работает на обе стороны, поражая и самого говорящего, который оказывается в том же искаженном мире перевернутых представлений, куда он поместил оппонента»[172].

По мнению филолога И.А. Стернина, неприличным (непристойным) может быть как языковое выражение, так и поступок или действие[173].

Неприличным (непристойным) может быть как форма языкового высказывания (использование неприличных, непристойных слов и выражений – ср.: неприличное выражение, непристойно выругаться), так и содержание высказывания (неприличный анекдот, говорить всякие неприличности, сказать непристойность). «Неприличие (непристойность) содержания – это нарушение тематических табу в общении, затрагивание и обсуждение тем, которые в обществе нравственно запрещены к общественному публичному обсуждению (секс, физиологические процессы организма, телесный низ и проч.)». «Неприличная форма высказывания – это облечение смысла в неприличные (непристойные) выражения, резко, то есть грубо нарушающие принятые в обществе нормы культуры речи и культуры общения».

Для преодоления конфликтоопасных ситуаций принято использовать э вфемизацию (смягчение) речи – исторически сложившиеся в языковой системе способы непрямой, смягчающей номинации всего, что оскорбляет вкус и нарушает культурные стереотипы общения. Эвфемизмы – эмоционально нейтральные слова, используемые в речевой ситуации вместо слов, которые кажутся говорящему грубыми и оскорбительными (прибавить в весе, бальзаковский возраст, женщина легкого поведения). Умер – нейтральное, ушел от нас – эвфемизм, откинул копыта – дисфемизм. В публичной речи часто используются перифразы (описательные обороты) относительно ухода из жизни, например: он покинул нас, ушел из жизни, ушел в мир иной.

Смягчающими приемами ведения разговора являются также косвенное информирование и аллюзии(намеки), которые дают понять адресату истинные причины подобной формы высказывания («места не столь отдаленные»).

В последние годы появился термин политкорректность, под которым понимаются социально-психологические самоограничения как важнейший цивилизационный инструмент, состоящий в том, чтобы избегать в речи всего, что могло бы быть оскорбительным для тех или иных категорий лиц по признаку расы, пола, вероисповедания, сексуальной ориентации, возраста и т. д. Проблема политкорректности была актуальна и в прошлом, достатьчно вспомнить фрагмент из эпиграммы А. Пушкина:

Иная брань, конечно, неприличность.

Нельзя сказать: такой-то де – старик,

Козел в очках, плюгавый клеветник,

И зол и подл: все это будет личность.

Но можете печатать, например,

Что господин парнасский старовер

В своих статьях бессмыслицы оратор,

Отменно вял, отменно скучноват,

Тяжеловат и даже глуповат.

Начиная с античности, области ораторской практики делятся на эристику, диалектику и софистику. Разделение это связано с тем, на каких условиях ведется речь. Искусство ведения спора получило название эристики. Эристика как искусство спора предполагает выигрывание его независимо от того, какими средствами ведется спор, а цель речи – утвердить свое право на поступок и оставить за собой окончательное суждение.

В целом, эристика – диалог вне диалектических правил, ведение спора ради победы, приемов эристики достаточно много, но принципы у них однородны не дать закономерно и последовательно развить мысль, чтобы дело полностью прояснилось, и утвердить свой интерес.

Правила диалектики противоположены правилам эристики. Они состоят в том, что участники диалога совместно ищут объективную истину.

Между противоположными этическими требованиями диалектики и эристики находится софистика. Смысл софистики как этики речи состоит в видимом следовании диалектике, но с эристической целью – добиться выигрыша спора. Софистика – поиск объективной истины с целью добиться выигрыша в споре. Для этой цели используется действие с объемом понятий. Всякое понятие расширено или сужено, если оно не определено строго предварительно. Прием сведения к абсурду – характерная черта софистики.

Эристика, диалектика, софистика различаются отношением к этосу. Так, эристика предполагает преследовать свою пользу (этос), презирать оппонента (пафос) и не считаться с силлогистикой (логос). Диалектика предполагает доказательство истины (этос), уважение к оппоненту (пафос) и применение силлогизмов (логос). Софистика предполагает, доказывая, решить в свою пользу (этос), ввести в обман и угодить (пафос) и применить силлогизмы и софизмы (логос). Демагогия – это подвид полемики, суть которого – ввод в заблуждение собеседника или масс слушателей.

Обратите внимание на общие рекомендации, повышающие плодотворность спора и помогающие нейтрализовать некорректные приемы воздействия (представлены в Таблице).

Таблица Действия собеседников в споре

Некорректное действиесобеседника Нейтрализующая защита собеседника
Раздувание проблемы, вывод ее за принятые в дискуссии границы Напомнить о рамках дискуссии, о ее цели. Попросить еще раз уточнить антитезис и вернуть разговор в прежнее русло, в установленные границы обсуждения
Выхватывание мелочи (факта), не затрагивающей основного тезиса Спросить оратора о цели дискуссии, цели его выступления. Спросить, какую мысль развивал и доказывал собеседник
Попытка перехватить инициативу в выборе направления разговора: -подмена положения ссылками на мелочи, -выдвижение вопроса не по существу проблемы, -контрвопрос, игнорирование мнения Предусмотреть возражения соперников, изучить мотивы, позиции: -указать на уход от спорного вопроса, -спросить, какую мысль он доказывал, попросить высказать отношение к аргументу
Намеки, компрометирующие собеседника, ставящие тем самым под сомнение его предложения Комплименты, доброжелательность, демонстрация объективности
-перенос критики на личность выступающего, -приписывание нелепых высказываний -не оправдываться, держать эмоции, -не поддаваться на провокацию
Намеренный увод к ложным выводам, подтасовка фактов, чтобы обвинить в дилетантстве Прекратить обмен мнениями, похвалить собеседника за глубину анализа и попросить сделать обобщающий вывод
Демонстрация некомпетентности соперника, демагогические рассуждения Не проявлять излишнюю деликатность, спросить, о чем шла речь, ради чего
Игра на ошибках, недоработках, игнорирование доводов “за” и “против”, тенденциозная подача материала Попросить высказать соображения, как выйти из затруднения
Постоянное изменение позиции, кружение вокруг проблемы Ваш соперник - марионетка; свернуть разговор, т.к. он безрезультатен
Грубое одергивание собеседника, попытка вывести из себя, провокация По возможности, использовать иронию, сатиру, сарказм, управлять чувствами

 

Анализируя современные техники манипулятивной коммуникации в обиходно-бытовом и неформальном профессиональном общении, мы выделили следующие деструктивные явления или «коммуникативные изъяны», модные у определенной части молодежи агрессивные формы общения: буллинг, моббинг, троллинг, пранк, стеб. Выясним специфику навязываемых российскому коммуникативному пространству моделей речевого поведения, основанных на «киническом комплексе».

Одним из некорректных стратегий является троллинг (англ. trolling – «ловля рыбы на блесну») – это современный подвид агрессивной полемики, в ходе которого спорщик (тролль) добивается от своей жертвы (еды) определённых эмоций (ненависти, агрессии) и получает от этого моральное удовлетворение.

Пранк (от англ. prank – проказа, выходка, шалость; шутка) – телефонное хулиганство, телефонный розыгрыш. Люди, практикующие пранк, называются пранкерами. Пранкеры совершают телефонные звонки (обычно анонимные) своим жертвам и путём провокаций и подшучиваний вынуждают жертву к яркой ответной реакции[174].

Бу́ллинг (bullying) – агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах.

В качестве особой формы травли выделяют моббинг, где в отличие от буллинга, когда травлю организует один (лидер) с сообщниками, а большинство остаются свидетелями, травля большинством или всеми членами коллектива (микросоциума)[175].

Стёб («дерзкая шутка», «прикол», «насмешка») – ерничество, шутка над собеседником с элементами иронии, сарказма; публичный интеллектуальный эпатаж, который состоит «в провокационном и агрессивном, на грани скандала, снижении любых символов других групп» (Б.В. Дубинин); «установка на эпатаж и культурный шок, которая имеет провокативный характер, направленный на дискредитацию адресата», «провокативность (склонность к издевательству, высмеиванию,) (А.О. Евграфова) [176].

Инновационное педагогическое сознание учителя как участника образовательного пространства включает культуру переживания мира (позитивное выражение эмоций, чувств), культуру целостного восприятия мира в единстве целеполагания, смысловыражения, формообразования, культуру отражения мира в единстве интеллектуально-дискурсивного и художественно-интуитивного, нравственное внутреннее убеждение в выбранной стратегии общения.

В творческой среде художественной интеллигенции конца девятнадцатого века сложился особый, эксцентричный стиль жизни боге́ма (фр. Bohème – букв. цыганщина), обычно ведущая образ жизни в условиях нестабильных доходов. Особенно ярко она проявилась в русской культуре конца XIX – начала XX веков, получившей название «Серебряный век» духовный и художественный ренессанс, величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества. Понятие «серебряный век» характеризует «дух эпохи»: ярких индивидуальностей. Сама духовная атмосфера времени провоцировала творческую личность на художественное своемыслие. Эта пограничная, переходная, кризисная эпоха: развитие капитализма, прокатившиеся по стране революции, участие России в первой мировой войне привела затем к внутреннему нравственному кризису деятелей художественной культуры.

Конечно, диалог с произведением искусства создает у читателя иллюзию самостоятельного открытия истины, формирует конкретную основу разнообразных нравственных представлений, накладывает на собственный опыт отдельные конфликтные ситуации, запечатлённые в художественном произведении, тем самым обогащает нравственное сознание и опыт сопереживания, сострадания. Но самое ценное, на наш взгляд, – учит наблюдать, описывать и анализировать логические (причинно-следственные) связи в мотивах и целях поведения людей на примере судеб героев произведений, формирует и развивает этическую, эмоциональную и коммуникативную культуру и учащихся, и учителя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: