Кристина Евгеньевна
Методы
Методика «Карты понятий»
Новая интересная методика, также опирающаяся на критериальное оценивание - это методика «Карты понятий». Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
«Карта понятий» – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих, к конкретным, специальным понятиям.
«Карта понятий» представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области, какой её видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:
|
|
1) проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;
2) проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;
3) оценить сложность установленных учеником структурных
взаимосвязей.
Карту может составлять ученик самостоятельно или в паре. Карта также может быть результатом общей работы группы учеников. Карта может составляться вместе со всем классом в ходе одного или нескольких уроков. Постепенно расширяется круг входящих в карту понятий и пристраиваются новые связи между понятиями.
Можно обозначать следующие основные цели использования данной методики в целях обучения:
· изучение терминов, фактов и понятий конкретного предмета;
· организация информации в точные категории;
· синтез и интеграция информации, понятий, идей;
· видение «широкой панорамы» и связей между отдельными понятиями;
· развитие креативного мышления в конкретном предмете;
· расширение возможностей долговременной памяти и усвоение новых знаний;
· развитие сложных мыслительных навыков, стратегий и привычек;
· эффективное использование графических иллюстраций.
Существует несколько вариантов использования данной методики в учебном процессе.
Составление карт в группе.
Это упражнение обычно дает детям весьма богатый и полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции. В результате они прикладывают очень серьезные, а иногда просто выдающиеся усилия, чтобы договориться о значении научных понятий, попытаться расширить свое понимание (как это делают учёные) или зафиксировать разные точки зрения. Результат этого процесса – обмен и взаимное обогащение идеями, которые к тому же становятся очевидными для учителя.
|
|
Пошаговая инструкция
Заполнение карт. преподаватель предварительно строит карту понятий, а затем убирает все подписи в рамках (т. е. собственно названия понятий), сохраняя подписанные связи-линки. Затем учеников просят подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображённая на карте, приобрела смысл.
Выборочное заполнение карты понятий. Возможно сделать карту и убрать часть понятий из рамок – примерно 1/3. Извлечённые из карты понятия надо поместить в пронумерованный список, приложенный к карте, для того чтобы ученики выбрали нужные и вставили их в соответствующие рамки. Оценивать выполнение этого задания можно по проценту правильных ответов.
Карта для выборочных понятий. Можно приготовить список из 10–20 понятий и попросить учеников построить карту, используя только эти термины. Акцент здесь делается на установлении взаимосвязей и постепенном усложнении тех структурных конструкций, которые могут построить ученики, опираясь на свои знания в данной области.
Картирование-выращивание. Рассмотрим вариант, известный как «микрокартирование». Учитель задает маленькую сеть, объединяющую всего 5–10 понятий, и предлагает ученикам построить карту, используя эти понятия плюс такое же число понятий, которые они добавят, опираясь на собственные знания данной темы.
Направленный выбор при составлении карт. Учитель предлагает ученикам список, включающий 20 понятий, из которого они должны выбрать 10 понятий и построить карту. Эта работа повторяется через какой-то период времени. преподаватель фокусирует внимание на том, какие понятия появились на карте, а какие исчезли. предполагается, что эти изменения репрезентируют реконструкцию понятийных связей учеников.
Анализируя результаты выполнения методики «Карта понятий», учитель может задать себе следующие вопросы:
· Зафиксированы ли наиболее важные понятия?
· соответствуют линки/связи между понятиями, представленными на карте, научному знанию?
· Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений?
· Есть ли свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочные понятия?
· Как выполненные учениками карты меняются через несколько дней или недель?
Оценивание составленной «Карты понятий» может осуществляться в баллах:
· 1 балл даётся за каждую правильно установленную связь (если связь установлена верно) между двумя соседними понятиями;
· 5 баллов – за каждый правильно установленный иерархический уровень;
· 10 баллов – за каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты (сквозной линк);
· дополнительно 1 балл начисляется за каждый пример.
Данное распределение баллов является ориентировочным. педагог вместе с учащимися может ввести свои «расценки», соответствующие контексту их работы и поставленным учебным целям. но общие критерии оценки «Карты понятий» для карт любого предметного содержания могут быть именно такими:
· полнота карты или количество включённых в неё правильных понятий;
· установленные и точно прописанные связи;
· выделенные уровни иерархии понятий;
· установление связей не между ближайшими, а отдалёнными в теме и пространстве карты понятиями;
· связь понятий с жизненными примерами.
Расчёт баллов
Соотнесение (13 × 1) = 13
Иерархия (4 × 5) = 20
Сквозные линки (2 × 10) = 20
Примеры (2 × 1) = 2
Итого: 55 баллов