На 23 марта
Тема урока: «Закономерности жизни. Многообразие и современная организация живого мира».
ссылка на учебник: https://newgdz.com/fullpage/?xZ5imoMyJFGiec/304/uchebniki-10-11-klass/11646-chitat-biologiia-10-11-klass-kamenskii-onlain
1.Прочитайте текст параграф 62, с. 227-229.
2.Ответьте на вопросы с. 229 №1, 2, 3.
3.Кем разработаны основы современной классификации организмов?
Задание для группы 2-19 на 23 марта
Тема урока: «Причины и профилактика наследственных заболеваний».
ссылка на учебник: https://newgdz.com/fullpage/?xZ5imoMyJFGiec/304/uchebniki-10-11-klass/11646-chitat-biologiia-10-11-klass-kamenskii-onlain
1.Прочитать текст учебника с. 181-182 и письменно ответить на вопросы:
- Основные причины наследственных заболеваний?
- Как снизить вероятность возникновения наследственных заболеваний?
Задание для группы 4-18
На 23 марта
Тема урока: «Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах».
1.Прочитать текст и выписать определения: круговорот веществ, поток энергии.
2.Зарисовать схему «Поток энергии и круговорот веществ в экосистеме».
|
|
3.Ответьте на вопросы:
- Напишите основные закономерности перехода энергии с одного трофического уровня на другой вместе с потребляемой пищей?
- Что является основным каналом переноса энергии в экосистеме?
- Как называется закономерность перехода всего 10% энергии, употребленной в пищу, с одного трофического уровня на другой?
Вне зависимости от величины и степени сложности экосистемы являются открытыми системами и в большей или меньшей степени требуют постоянного притока энергии и различных веществ. В процессе жизнедеятельности организмов происходит постоянный приток энергии и круговорот веществ, причем каждый вид использует лишь часть содержащейся в органических веществах энергии. Происходит этот процесс через цепи питания (трофические уровни), представляющие собой последовательность видов, извлекающих органические вещества и энергию из исходного пищевого вещества; при этом каждое предыдущее звено становится пищей для следующего (рис. 1).
Круговорот веществ — это перемещение вещества в форме химических элементов и их соединений от продуцентов к редуцентам, через консументы или без них и опять к продуцентам.
Рис. 1. Поток энергии и круговорот веществ в экосистеме
Итак, органическое вещество, образованное растениями, переходит в тело животных, а затем при участии бактерий вновь превращается в неорганические вещества, усваиваемые растениями. Таким образом, в экосистеме осуществляется круговорот веществ.
Поток энергии — переход энергии в виде химических связей органических соединений (пищи) по цепям питания от одного трофического уровня к другому (более высокому ).
|
|
Солнце является единственным источником энергии на Земле. Оно обеспечивает постоянный, непрерывный, незамкнутый приток энергии на Землю. В отличие от веществ, которые циркулируют по звеньям экосистемы и входят в круговорот, используясь многократно, энергия может быть использована только один раз.
Для понимания процессов потока энергии в экосистемах важно знать законы термодинамики. Первый закон термодинамики гласит, что энергия не может создаваться заново и не исчезает, а только переходит из одной формы в другую. Поэтому энергия в экосистеме не может появиться сама собой, а поступает в нее извне — от Солнца.
Второй закон термодинамики гласит, что процессы, связанные с превращениями энергии, могут протекать само произвольно лишь при условии, что энергия переходит из концентрированной формы в рассеянную. В соответствии с этим законом растениями используется лишь часть поступающей в экосистему солнечной энергии. Остальная энергия рассеивается и переходит в тепловую, которая расходуется на нагревание среды экосистемы. Небольшая часть солнечной энергии, поглощенная растением, расходуется на продукционный процесс, т. е. образование биомассы. Далее, переходя на следующие трофические уровни, вместе с пищей в виде химических связей, энергия также рассеивается и уменьшается в количестве, пока полностью не рассеется.
Пищевая цепь — основной канал переноса энергии в экосистеме. Растения являются первичными поставщиками энергии для всех других организмов в цепях питания. Существуют определенные закономерности перехода энергии с одного трофического уровня на другой вместе с потребляемой пищей.
Во-первых, основная часть энергии, усвоенная консументом с пищей, расходуется на его жизнеобеспечение (движение, поддержание температуры и т.п.). Эту часть энергии рассматривают как траты на дыхание.
Во-вторых, часть энергии переходит в тело организма потребителя «в запас».
В-третьих, некоторая доля пищи не усваивается организмом, следовательно, из нее не высвобождается энергия. В последующем она высвобождается из экскрементов, но другими организмами (деструкторами), которые потребляют их в пищу. Выделение энергии с экскрементами у хищников невелико, у травоядных оно более значительно. Например, гусеницы некоторых насекомых, питающиеся растениями, выделяют с экскрементами до 70% энергии.
В каждом звене пищевой цепи большая часть энергии расходуется в виде тепла, теряется, что ограничивает число звеньев. В среднем, максимальные траты на дыхание в сумме с неусвоенной пищей составляют около 90% от потребленной. Поэтому переход энергии с одного трофического уровня на другой составляет всего около 10% энергии, употребленной в пищу. Нетрудно подсчитать, что энергия, доходящая до 5 уровня, составляет всего 0,01% энергии, поглощенной продуцентами. Эта закономерность называется «правилом десяти процентов». Она показывает, что цепь питания имеет ограниченное число звеньев, обычно не более 4—5. Пройдя через них, практически вся энергия оказывается рассеянной. Поэтому необходим постоянный приток энергии, чтобы экосистема могла существовать.