Задание для группы ПК-19-1

На 23 марта

Тема урока: «Закономерности жизни. Многообразие и современная организация живого мира».

 

ссылка на учебник: https://newgdz.com/fullpage/?xZ5imoMyJFGiec/304/uchebniki-10-11-klass/11646-chitat-biologiia-10-11-klass-kamenskii-onlain

 

1.Прочитайте текст параграф 62, с. 227-229.

2.Ответьте на вопросы с. 229 №1, 2, 3.      

3.Кем разработаны основы современной классификации организмов?

 

 

Задание для группы 2-19 на 23 марта

Тема урока: «Причины и профилактика наследственных заболеваний».

 

ссылка на учебник: https://newgdz.com/fullpage/?xZ5imoMyJFGiec/304/uchebniki-10-11-klass/11646-chitat-biologiia-10-11-klass-kamenskii-onlain

1.Прочитать текст учебника с. 181-182 и письменно ответить на вопросы:

- Основные причины наследственных заболеваний?

- Как снизить вероятность возникновения наследственных заболеваний?

 

 

Задание для группы 4-18  

На 23 марта

 

Тема урока: «Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах».

1.Прочитать текст и выписать определения: круговорот веществ, поток энергии.

2.Зарисовать схему «Поток энергии и круговорот веществ в экосистеме».

3.Ответьте на вопросы:

- Напишите основные закономерности перехода энер­гии с одного трофического уровня на другой вместе с по­требляемой пищей?

- Что является основным каналом переноса энергии в экосистеме?

- Как называется закономерность перехода всего 10% энергии,  употребленной в пищу, с одного трофического уровня на другой?

 

Вне зависимости от величины и степени сложности эко­системы являются открытыми системами и в большей или меньшей степени требуют постоянного притока энергии и различных веществ. В процессе жизнедеятельности орга­низмов происходит постоянный приток энергии и кругово­рот веществ, причем каждый вид использует лишь часть со­держащейся в органических веществах энергии. Происхо­дит этот процесс через цепи питания (трофические уровни), представляющие собой последовательность видов, извлека­ющих органические вещества и энергию из исходного пище­вого вещества; при этом каждое предыдущее звено стано­вится пищей для следующего (рис. 1).

Круговорот веществ — это перемещение вещества в форме химических элементов и их соединений от проду­центов к редуцентам, через консументы или без них и опять к продуцентам.

                

Рис. 1. Поток энергии и круговорот веществ в экосистеме

Итак, органическое вещество, образованное растениями, переходит в тело животных, а затем при участии бактерий вновь превращается в неорганические вещества, усваивае­мые растениями. Таким образом, в экосистеме осуществля­ется круговорот веществ.

Поток энергии — переход энергии в виде химических свя­зей органических соединений (пищи) по цепям питания от одного трофического уровня к другому (более высокому ).

Солнце является единственным источником энер­гии на Земле. Оно обеспечивает постоянный, непрерывный, незамкнутый приток энергии на Землю. В отличие от ве­ществ, которые циркулируют по звеньям экосистемы и вхо­дят в круговорот, используясь многократно, энергия может быть использована только один раз.

Для понимания процессов потока энергии в экосистемах важно знать законы термодинамики. Первый закон термо­динамики гласит, что энергия не может создаваться заново и не исчезает, а только переходит из одной формы в другую. Поэтому энергия в экосистеме не может появиться сама со­бой, а поступает в нее извне — от Солнца.

Второй закон термодинамики гласит, что процессы, свя­занные с превращениями энергии, могут протекать само произвольно лишь при условии, что энергия переходит из концентрированной формы в рассеянную. В соответствии с этим законом растениями используется лишь часть посту­пающей в экосистему солнечной энергии. Остальная энер­гия рассеивается и переходит в тепловую, которая расходу­ется на нагревание среды экосистемы. Небольшая часть сол­нечной энергии, поглощенная растением, расходуется на продукционный процесс, т. е. образование биомассы. Далее, переходя на следующие трофические уровни, вместе с пи­щей в виде химических связей, энергия также рассеивается и уменьшается в количестве, пока полностью не рассеется.

Пищевая цепь — основной канал переноса энергии в экосистеме. Растения являются первичными поставщика­ми энергии для всех других организмов в цепях питания. Существуют определенные закономерности перехода энер­гии с одного трофического уровня на другой вместе с по­требляемой пищей.

Во-первых, основная часть энергии, усвоенная консументом с пищей, расходуется на его жиз­необеспечение (движение, поддержание температуры и т.п.). Эту часть энергии рассматривают как траты на дыха­ние.

Во-вторых, часть энергии переходит в тело организма потребителя «в запас».

В-третьих, некоторая доля пищи не усваивается организмом, следовательно, из нее не вы­свобождается энергия. В последующем она высвобождает­ся из экскрементов, но другими организмами (деструкто­рами), которые потребляют их в пищу. Выделение энергии с экскрементами у хищников невелико, у травоядных оно более значительно. Например, гусеницы некоторых насе­комых, питающиеся растениями, выделяют с экскремен­тами до 70% энергии.

В каждом звене пищевой цепи большая часть энергии расходуется в виде тепла, теряется, что ограничивает число звеньев. В среднем, максимальные траты на дыхание в сум­ме с неусвоенной пищей составляют около 90% от потреб­ленной. Поэтому переход энергии с одного трофического уровня на другой составляет всего около 10% энергии, употребленной в пищу. Нетрудно подсчитать, что энергия, доходящая до 5 уровня, составляет всего 0,01% энергии, поглощенной продуцентами. Эта закономерность называет­ся «правилом десяти процентов». Она показывает, что цепь питания имеет ограниченное число звеньев, обычно не бо­лее 4—5. Пройдя через них, практически вся энергия оказывается рассеянной. Поэтому необходим постоянный при­ток энергии, чтобы экосистема могла существовать.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: