Классификация электрооборудования автомобиля

Основное назначение электрооборудования автомобиля

В современных автомобилях количество электрической и электронной аппаратуры постоянно растет. Предполагается, что стоимость электрического и электронного обору­дования составит 25...30% стоимости автомобиля.

Для питания всех электрических приборов и аппаратуры необ­ходимы мощные источники электрической энергии. В систему элек­трооборудования автомобиля входит весь комплекс электричес­ких приборов и аппаратуры, в том числе источники тока.

По назначению все электрооборудование автомобиля подраз­деляется на две группы:

1. источники тока, обеспечивающие электроэнергией всех потре­бителей;

2. потребители тока, к которым относятся системы и устройства (топливоподачи, зажигания, пуска, освещения, сигнализации, безопасности и комфорта), управляющие перечисленными про­цессами.

Как правило, на легковых и средних грузовых автомобилях для питания электрооборудования используется постоянный ток на­пряжением 12 В, на тяжелых грузовых автомобилях – 24 В. В пер­спективе предполагается использование напряжений 36 и 48 В, что позволит при увеличении числа и мощности потребителей экономить медь для электропроводки, поскольку при повышении напряжения не нужно увеличивать сечение проводов.

Все приборы автомобильного электрооборудования подключают­ся параллельно источникам тока и друг другу. На автомобилях приме­няют однопроводную схему системы электрооборудования. Второй провод образуют металлические детали – корпус («масса»). Как пра­вило, с корпусом соединены отрицательные полюсы источников тока.

В комплекс автомобильного электрооборудования входят уст­ройства энергетического обеспечения, устройства обеспечения безопасности движения и облегчения труда водителя. Каждое уст­ройство содержит системы и группы элементов, органически свя­занные между собой рабочими процессами, а именно:

- систему электроснабжения – генератор, аккумуляторную ба­тарею и регулятор напряжения;

- систему пуска двигателя внутреннего сгорания – стартер, аккумуляторную батарею, реле автоматического управления процес­сом пуска, для специальных автомобилей – устройства предпус­кового подогрева для облегчения пуска двигателя в условиях низ­ких температур;

- систему зажигания – катушку зажигания, свечи, прерыватель распределитель, коммутатор, высоковольтные провода с наконечниками; для новых и перспективных систем – технические средства с использованием микропроцессорных цифровых эле­ментов, обеспечивающих снижение расхода топлива и токсично­сти отработавших газов;

- коммутационные устройства – выключатели, переключатели, реле, блоки предохранителей, разъемы, соединители и т.д.;

- систему информации и контроля режима движения, состояния автомобиля и его агрегатов – средства встроенной диагностики (датчики скорости, давления, температуры и датчики, обеспечи­вающие работу автоматических электромеханических исполнитель­ных элементов) и устройства отображения режимной информа­ции;

- систему освещения и сигнализации – фары, указатели поворо­тов, габаритные фонари, освещение номерного знака, щитки приборов салона автомобиля;

- систему электроприводов, отопитель, вентилятор, стеклоподъ­емники, стеклоочистители, опрыскиватели стекол, антенны, зер­кала заднего вида, блокировка дверей;

- систему обеспечения электромагнитной совместимости автомо­бильного электрооборудования с другими системами, в том числе системами связи;

- электронные системы управления агрегатами и механизмами – исполнительные механизмы приводов, топливоподачи, сцепления, тормозных механизмов, работающих в режиме антиблокировки или противобуксовки, локаторные системы предотвращения столкно­вений и развертывания средств пассивной защиты и др.

Классификация электрооборудования автомобиля

Электрооборудование автомобиля представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных электротехнических и электронных систем, приборов и уст­ройств, обеспечивающих надежное функционирование двигателя, трансмиссии и ходовой части, безопасность движения, автоматизацию рабочих процессов автомобиля и комфортные условия для водителя и пассажиров.

Автомобильное электрооборудование включает в себя следующие системы и устройства:

- электроснабжения;

- электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания; освещения, световой и звуковой сигнализации; электронные системы управления агрегатами автомобиля; информации и контроля технического состояния автомобиля и его аг­регатов;

- электропривода; подавления радиопомех;

- коммутационные, защитные устройства и электропроводку.

В систему электроснабжения входят генераторная установка и аккумуляторная батарея. К системе электростартерного пуска относят аккумуляторную батарею, электростартер, реле управления (дополнительные реле и реле блокировки) и электротехнические устройства для облегчения пуска двигателя. Система зажи­гания обеспечивает воспламенение рабочей смеси в цилиндрах бензинового дви­гателя искрой высокого напряжения, возникающей между электродами свечи за­жигания. Помимо свечей, к системе зажигания относятся катушка зажигания, прерыватель-распределитель, датчик-распределитель, транзисторный комму­татор, добавочный резистор, высоковольтные провода, наконечники и т.д. Сис­тема освещения и световой сигнализации объединяет осветительные приборы (фары головного освещения), светосигнальные фонари (габаритные огни, указа­тели поворота, стоп-сигналы, фонари заднего хода и др.) и различные реле уп­равления ими. Система информации и контроля включает в себя датчики и ука­затели давления, температуры, уровня топлива в баке, спидометр, тахометр, сигнальные (контрольные) лампы и пр. Электропривод (электродвигатели, мото­редукторы, мотонасосы) находит все большее применение в системах стекло- очистки, отопления, вентиляции, предпускового подогрева двигателя, подъема и опускания антенны, блокировки дверей и в стеклоподъемниках. Используется разнообразная коммутационная и защитная аппаратура: выключатели, пере­ключатели, реле различного назначения, контакторы, предохранители и блоки предохранителей, соединительные панели и разъемные соединения.

Автоэлектроника отечественных автомобилей и мотоциклов обозначается девяти- или десятизначными цифровыми номерами с точкой, проставляемой между вторым и третьим или третьим и четвертым знаками: 00.0000000 — полный номер базовой модели изделия в сборе, его узлов и де-талей;

000.0000000 — полный номер модификации изделия, его узлов и деталей, в которых:

· 00 — первые два знака обозначают порядковый номер модели агрегата или узла (первая модель начинается с 11);

· 0 — третий знак — модификацию изделия (при отсутствии модификации этот знак опускается);

· точка отделяет номер модели или модификации изделия от номера типовой группы или подгруппы и номера детали;

· 0000 — номер типовой группы или подгруппы (00 или 0000);

· 000 — порядковый номер детали в пределах типовой подгруппы, устанавливаемый в соответствии со спецификациями типовых деталей автомобилей и прицепов и номерными книгами по обозначению деталей на предприятиях.

Номера и наименование типовых деталей и узлов отдельных приборов электрооборудования устанавливает отраслевая нормаль ОН 025 215—69 — Спецификация типовых деталей электрооборудования.

Пример. Обозначение модели генератора мощностью 350 Вт, 12 В: 133.3701 — сокращенное обозначение третьей модели и третьей модификации генератора;

· 13 — порядковый номер третьей базовой модели генератора;

· 3 — третья модификация базовой модели;

·. — отделяет номер модели и ее модификации от номера типовой подгруппы;

· 3701 — типовая подгруппа «Генератор».

Полное обозначение деталей и узлов, составляющих данный генератор — 133.3701000, а его базовой комплектации — 133.3701010.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: