double arrow

ТО и текущий ремонт электрооборудования

11.1 ТО и ремонт системы зажигания и пуска двигателя

11.2 ТО и ремонт приборов освещения и сигнализации

11.3ТО и ремонт контрольно-измерительных приборов и дополнительного оборудования

На устранение неисправностей элементов электрооборудования автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями приходится от 11 до 17% от общего объема работ по ТО и ТР. Основное количество неисправностей приходится на аккумуляторную батарею, генератор с регулятором и стартер. Кроме того, особое внимание должно уделяться проверке и регулировке работы приборов освещения и сигнализации.

ТО и ремонт системы зажигания и пуска двигателя

Основные неисправности системы зажигания:

- система зажигания не обеспечивает достаточной мощности и бесперебойности искрообразования на свечах — при зтом наблюдается затрудненньїй запуск и неустойчивая работа даже прогретого двигателя, снижение его мощности и зкономичности, или ток високого напряжения вообще не поступает на свечи и происходит полньїй отказ в работе СЗ.

При диагностировании системи зажигания проверяют в основном следующие параметри:

- зазор между контактами прерывателя (при контактной системе
зажигания);

- начальний угол опережения зажигания;

- угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или
вакуумным автоматом;

- угол поворота колснчатого вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя;

- электрическая емкость конденсатора;

- форму осциллограмм напряжения первичной и вторичной цепей зажигания;

- пробивное напряжение на злектродах свечей зажигания.

Перед регулировкой зазора между контактами прерывателя проверяют состояние рабочей поверхности контактов. При существенном переносе металла с одного контакта на другой или при наличии нагара на контактах необходимо зачистить их плоским бархатным надфилем.

Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо, вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Проверить щупом зазор А (рис. 11.1) и, если он превышает заданную величину, ослабить стопорные винты 3 и 4 крепления контактной панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее, установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты.

Рис. 11.1. Регулировка зазора между контактами распределителя:

1 — отвертка; 2 — распределитель; 3, 4 — винты; А — зазор между контактами

Одним из распространенных методов проверки момента зажигания является стробоскопический, при котором импульс высокого напряжения на свече первого цилиндра дает вспышку стробоскопической лампы в момент начала зажигания. При использовании стробоскопа необходимо один его зажим соединить с выводом Б катушки зажигания, подсоединить выводы питания и надеть на провод первого цилиндра датчик импульсов, затем установить на двигателе обороты холостого хода и направить мигающий поток света стробоскопа на метку шкива коленчатого вала.

Рис. 11.2. Установка момента зажигания:

1 — люк в картере сцепления; 2 — шкала (одно деление — 1º ); 3 — метка на маховике

Практическую проверку правильности установки момента зажигания можно провести и непосредственно на автомобиле. Для этого необходимо запустить двигатель, прогреть его до нормальной температуры и, двигаясь со скоростью 50 км/ч на высшей передаче по ровной дороге, резко увеличить подачу топлива в двигатель резкого разгона. При этом в двигателе должны прослушиваться слабые непродолжительные металлические стуки; отсутствие стуков указывает на позднее зажигание, а не прекращающиеся стуки — на раннее зажигание.

Алгоритм действий принеисправности системы зажигания поедставлен на рисунке 11.3.

Рис. 11.3. Последовательность действий при поиске причины неисправности, если двигатель не пускается: I — направление поиска в топливной системе; II — направление поиска в системе зажиганий

В процессе эксплуатации в стартере возникают главным образом механические повреждения привода, связанные с пробуксовкой муфты свободного хода, износом или заклиниванием шестерни. Эти неисправности устраняются путем замены привода. Реже встречаются неисправности электрических цепей стартера, обусловленные окислением силовых контактов и контактов реле, обрывом обмоток, замасливанием коллектора, износом щеток. При этом ухудшается работа стартера, что вызывает необходимость его снятия и переборки.

У снятого стартера на специальном стенде проверяют развиваемый крутящий момент, потребляемый ток в рабочем режиме и в режиме полного торможения, частоту вращения якоря в рабочем режиме. Непосредственно на автомобиле у стартера также можно проверить потребляемый ток в режиме полного торможения, который увеличивается при замыкании цепей стартера на корпус и уменьшается при окислении контактов, щеток и коллектора. Однако указанный метод из-за его сложности на практике почти не применяется.

Техническое состояние электростартера оценивают по параметрам режимов холостого хода и полного торможения.

Испытание электростартера проводят на стендах. Схема для проверки стартера автомобиля ВАЗ дана на рис. 11.4.

Рис 11.4. Схема проверки стартера.

Текущий ремонт электрооборудования, системы зажигания и пуска автомобилей

При выполнении ТР автомобиля неисправные приборы электрооборудования снимают, очищают снаружи и диагностируют на специальных стендах, где проверяют их работоспособность и выявляют причину неисправности. Подлежащие ремонту агрегаты разбирают на узлы и детали, промывают в моющем растворе, заменяют или ремонтируют. После сборки агрегат проверяют на контрольном стенде. При этом выполняют следующие работы: устраняют замыкания, возникающие в результате повреждения изоляции катушек обмоток возбуждения и якоря, проверяют и перематывают обмотки, при задирах заменяют полюсные сердечники, протачивают коллектор.

Оборудование для ремонта электрооборудования:

- контрольно-испытательные стенды для проверки генераторов и стартеров;

- приборы системы зажигания;

- контрольно-измерительные приборы автомобилей;

- станки для проточки и фрезерования;

- сверлильные станки;

- ванны для мойки деталей;

- слесарные верстаки;

- вспомогательными приспособлениями (прессы, точило и пр.).

ТО и ремонт приборов освещения и сигнализации

Неисправности приборов освещения и сигнализации связаны чаще всего с
перегоранием ламп или выходом из строя выключателей, переключателей, реле.
Наиболее сложными работами являются проверка и регулировка положения фар на автомобилях и их силы света, силы света других световых приборов, а также частоты включения указателей поворотов, что связано с безопасностью движения.

Положение фары на практике считается отрегулированным, если ее луч направлен вдоль оси дороги с захватом обочины и обеспечивает освещение на расстоянии порядка 30 м при ближнем свете и порядка 100 м - при дальнем. (ГОСТ 25478-91 регламентирует углы наклона луча фар при проверке в стационаре передвижным прибором.) Указатели поворотов должны работать в проблесковом режиме с частотой следования проблесков (1,5 ±0,5) Гц. Суммарная сила света фар (при дальнем свете), измеренная в направлении оси отсчета, должна быть не менее 10 000 кд. ГОСТ 25478-91 регламентирует также диапазоны силы света габаритных огней, сигналов торможения и указателей поворота.

Установку фар проверяют и регулируют на отдельном посту или на линии ТО при помощи настенного или переносного экрана или передвижных оптических приборов (см. рис. 11.5). Проверку частоты включения указателей поворотов проводят при помощи секундомера путем измерения времени не менее чем по десяти проблескам.

Рис. 11.5. Регулировка фар и направлення светового потока для автомобилей:

а — «КамАЗ» с колесной формулой 6x4; б — марки «КамАЗ» с колесной формулой 6 х 6; в — марки «ЗИЛ» с колесной формулой 4 х 2; І — линия высоты центров фар от уровня земли; II, IV — линии центра левой и правом фар; III — ось автомобиля

ТО и ремонт контрольно-измерительных приборов и дополнительного оборудования

Проверяют их общую работоспособность и правильность показаний. При выявлении неработающего прибора или его явно неправильных показаний проверяют на обрыв электрические цепи самого прибора, связанного с ним датчика и соединительных приводов. Вышедшие из строя приборы и датчики, как правило,заменяют.

Для диагностирования системы электрооборудования двигателя, а также других приборов электрооборудования автомобиля используются мотор-тестеры различного типа, приборы для диагностики отдельных агрегатов

Таблица 11.1

Специальное оборудование для ТО и ремонта электрооборудования

Модель Оборудование Измеряемые диагностические параметры
Э-240 Контрольно-испытательный стснд для проверки генераторов, реле- регуляторов и стартеров Напряжение, сила тока, омическое сопротивление, частота вращения, тормозной момент в режиме плавного торможения
Э-102 Стробоскопический прибор Угол опережения зажигания
Э-203 Прибор для пескоструйной очистки и проверки свечей зажигания Искрообразованис и герметичность свечи
К-ЗОЗ, К-310, ПРАФ-3, НИИАТЭ-6, «ЕФЛЕ* Прибор для проверки фар Установка фар, сила света
ИЭ-1 Индикатор плотности Плотность электролита
Э-204 Прибор для проверки контрольно-измерительных приборов Показания контрольно-измерительных приборов автомобиля
ЛЭ-2 Нагрузочная вилка ЭДС и напряжение под нагрузкой
Э-107, Э-108 Пробник

Рис. 11.6. Схема подключения мотор-тсстера к системам автомобиля:

1 – мотор-тестер; 2 — стробоскопическая лампа; 3 — свсчи зажигания;

4 — распределитель зажигания; 5 — катушка зажигания; 6 — аккумуляторная батарея;

7 — зонд измерения СО

Контрольные вопросы

1. Каковы основные неисправности аккумуляторных батарей и их причины?

2. Как диагностируют техническое состояние аккумуляторных батарей?

3. Как приготовить электролит?

4. Как заряжают аккумуляторные батареи?

5. Какие работы выполняются при ТО генераторных установок и реле-
регуляторов?

6. Какие работы выполняются при ТО приборов зажигания?

7. Какие работы выполняются при ТО стартеров?

8. Какие работы выполняются при ТО приборов освещения, сигнализации и
контрольно-измерительных?

9. Каковы особенности ТО обслуживания контактно-транзисторных систем
зажигания?

10. Как установить зажигание?

Организация и управление производством технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.

Общая характеристика современных АТП (Государственного и частного подчинения).

Общая характеристика технологического процесса ТО и ремонта автомобилей в АТП.

Общая характеристика современных АТП

В зависимости от производственных функций предприятия автомобильного транспорта подразделяются наавтотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.

Автотранспортное предприятие (АТП) осуществляет перевозку грузов и пассажиров, а также все производственные функции по ТО, ремонту, хранению и снабжению подвижного состава.

По своему назначению АТП делятся на грузовые, пассажирские (автобусные и легковые), смешанные и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).

По организации производственной деятельности АТП, кроме автотранспортных служб колхозов, подразделяются на: комплексные, которые осуществляют транспортную работу, все виды ТО и TP и хранение подвижного состава, кооперированные, деятельность которых осуществляется с учетом централизации производства транспортной работы, а также централизации (полной или частичной) работ по ТО и ТР.

Наиболее распространены комплексные АТП с количеством автомобилей 200-400 единиц. К кооперированным АТП относятся автокомбинаты. Они насчитывают 700-1000 и более единиц подвижного состава и состоят из основного предприятия и нескольких филиалов (на 150-200 и более единиц), расположенных на других территориях – в районе обслуживания перевозками.

На основном предприятии выполняются наиболее трудоемкие и сложные виды технического обслуживания (ТО-2), диагностики и TP всего подвижного состава, а также все виды ТО, ремонт и хранение гой части подвижного состава, которая базируется на основном предприятии. В филиалах производятся хранение подвижного состава, техническое обслуживание в объеме EO и TO-1 и несложный ТР. Автокомбинаты способствуют приближению подвижного состава к потребителям, сокращению нулевых пробегов, а также ликвидации малоэффективных мелких предприятий.

Автообслуживающее предприятие является специализированнымАТП, выполняющим лишь производственные функции по ТО и ремонту подвижного состава.

К автообслуживающим предприятиям относятся базы централизованного обслуживания, станции технического обслуживания (СТО), гаражи-стоянки (гостиницы для автотуристовмотели, лагеря для автотуристов — кемпинги), а также автозаправочные станции.

Базы централизованного технического обслуживания

(БЦТО) предназначены для централизованного выполнения сложных видов ТО и крупного текущего ремонта подвижного состава, эксплуатируемого небольшими по размеру АТП.

В объем ремонтных работ, выполняемых базами, входит замена агрегатов, требующих капитального ремонта, на агрегаты, отремонтированные на авторемонтном предприятии и находящиеся в централизованном оборотном фонде базы. Кроме того, на базах может быть организован централизованный ремонт отдельных механизмов, узлов, агрегатов и приборов автомобилей.

Станции технического обслуживания (СТО) имеют своим назначением обслуживание автомобилей индивидуальных владельцев, выполнение как отдельных работ, так и всего объема (по видам) ТО, ремонт автомобилей и снабжение их запасными частями, принадлежностями и эксплуатационными материалами.

Гаражи-стоянки (Г-С) являются предприятиями для хранения автомобилей. Иногда они выполняют техническое обслуживание автомобилей и снабжение их эксплуатационными материалами.

Гаражи-стоянки общего пользования предназначены преимущественно для хранения автомобилей индивидуальных владельцев. Такие стоянки могут быть домовыми, квартальными и районными, устраиваемыми в виде специальных зданий или открытых площадок. Стоянки этого типа строят также для временного хранения автомобилей в местах большого их скопления и для разгрузки улиц и площадей города (например, у стадионов, вокзалов). К этому типу предприятий относятс автогостиницы (мотели) и кемпинги – гаражи-стоянки для временного хранения автомобилей туристов.

Автозаправочные станции (АЗС) являются предприятиями по снабжению автомобилей эксплуатационными материалами, преимущественно топливом, а также маслами, консистентными смазками, водой, антифризом и иногда воздухом для шин.

Обычно станции специализируются по роду автомобильного топлива: бензиновые, дизельные, газобаллонные.

Станции АЗС подразделяются на городские и придорожные. Величина заправочных станций измеряется максимальным суточным количеством заправок, соответствующим для городских станций от 500 до 2000 и для придорожных от 500 до 1000 заправок.

Авторемонтные предприятия являются также специализированными предприятиями, производящими ремонт (восстановление) автомобилей и агрегатов.

К ним относятся авторемонтные и агрегатно-ремонтные заводы и базы централизованного ремонта узлов агрегатов, авторемонтные мастерские, шиноремонтные мастерские или заводы, аккумуляторные зарядно-ремонтные станции и специализированные цехи.

Специализированные мастерские и цехи выполняют ремонт узлов и механизмов автомобиля, а также окрасочные, кузовные и другие работы, обслуживая эксплуатационные предприятия в централизованном порядке.

Структура комплексного АТП

Как уже было отмечено выше, комплексные автотранспортные предприятия (автобазы, автоколонны, легковые и автобусные парки) наряду с транспортной деятельностью осуществляют полностью или частично работы по заправке, хранению, материально-техническому снабжению, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. Для этого они имеют гаражи-стоянки, бензо- и маслозаправочные станции, материально-технические склады, профилактории и мастерские для технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Рис. 13.1. Структура комплексного автотранспортного предприятия.

Прибытие автомобилей с линии происходит, как правило, в течение относительно короткого времени. Так как пропускная способность EO рассчитывается на одну или две рабочие смены, то большая часть автомобилей после приема направляется в зону хранения, откуда в порядке очереди они поступают в зону EO и далее в соответствии с графиком (рис. 13.2).

По прибытии автомобилей в ATO водители сообщают механикам, принимающим автомобили с линии, о замеченных неисправностях. Механики ATO или автоколонны субъективно и при помоги средств диагностирования определяют техническое состояние автомобилей. По результатам диагностирования в ATO оформляют соответствующую документацию («Ремонтный листок»).

Рис. 13.2. Схема производственного процесса АТП.

При необходимости дальнейшего уточнения диагноза автомобили после проведения уборочно-моечных работ (УМР) направляют на посты диагностики Д-1 или Д-2. Для этой цели могут быть использованы эксперты (высококвалифицированные ремонтные рабочие). Исправные автомобили, не подлежащие плановому обслуживанию, направляют в зону хранения, а подлежащие TO-1 или ТО-2 — соответственно на Д-1 или Д-2.

Функции основных производственных подразделений по ТО и ремонту представлены в табл. 13.1.

Таблица 13.1.

Функции производственных подразделений по ТО и ТР автомобилей

Подразделение Производственные, информационные функции, принимаемые решения
Контрольно- технический пункт (КТП) Выявление из общего потока неисправных автомобилей и определение у них отклонений параметров технического состояния механизмов, обеспечивающих безопасность движения
Комплекс EO Проведение работ EO

Продолжение табл. 13.1.

Подразделение Производственные, информационные функции, принимаемые решения
Комплекс углубленной диагностики (Д-2) Проведение регулировочных работ и определение неисправностей в соответствии с перечнем работ комплекса Д-2. Уточнение причин отказов и отклонений от нормативных диагностических параметров технического состояния узлов, агрегатов и систем, эксплуатационных свойств автомобиля
Комплекс общей диагностики с TO-1 (Д-1 с ТО-1) Хранение автомобилей в ожидании ТО-1. Проведение работ по ТО-1. Определение при TO-1 отклонений от нормативных значений диагностических параметров
Комплекс ТО-2 с диагностикой Дто-2 (ТО-2 с Дто-2) Хранение автомобилей в ожидании ТО-2. Проведение работ по ТО-2. Уточнение при ТО-2 причин отказов и отклонений от нормативных диагностических параметров технического состояния автомобилей
Комплекс диагностики перед TP (Дтр) Уточнение при TP отклонений диагностических параметров технического состояния автомобилей. Уточнение выявленных на ТП причин отказов и отклонений от нормативных диагностических параметров технического состояния автомобилей
Комплекс TP с диагностикой TP, Дтр Хранение автомобилей в ожидании ТР. Проведение работ по TP автомобилей. Определение при TP отклонений от нормативных диагностических параметров технического состояния автомобилей
Комплекс технического контроля (Дот) Уточнение после TP, ТО-1, ТО-2 значений отклонений от нормативных диагностических параметров технического состояния и эксплуатационныхсвойств автомобилей

Общая характеристика технологического процесса ТО и ремонта автомобилей в АТП.

Техническое обслуживание представляет собой совокупность работ определенного назначения, каждая из которых, в свою очередь, состоит из операций, выполняемых в определенной технологической последовательности, составляющей в целом технологический процесс.

Операция — это комплекс последовательных действий по обслуживанию агрегата или группы агрегатов автомобиля (например, смена масла в картере двигателя, регулировка сцепления и др.). Таким образом, подтехнологическим процессом ТО автомобиля понимается определенная последовательность выполнения работ и операций, имеющих своей целью поддержание работоспособности автомобиля.

Основной задачей технологического процесса ТО является высокое качество выполняемых работ при наименьшей затрате рабочего времени, а следовательно, при наибольшей производительности труда рабочего.

Независимо от вида ТО, за исключением EO, оно содержит следующие основные работы: уборочно-моечные и обтирочные (внешний уход), контрольно-диагностические, контрольно-крепежные, регулировочные, электротехнические, смазочно-очистительные, шинные и заправочные. Кроме того, в комплекс работ по ТО входят: контрольно-осмотровые работы
перед EO, TO-1 и ТО-2 и работы по проверке автомобиля после выполнения обслуживания.

Уборочно-моечные и обтирочные работы заключаются во внутренней уборке кабины водителя, платформы грузового автомобиля или внутреннего салона кузова легкового автомобиля и автобуса; наружной мойке шасси и кузова автомобиля и протирке его наружных частей, боковых и передних стекол.

Контрольно-диагностические работы заключаются в контроле состояния или работоспособности агрегатов, механизмов, приборов, систем и автомобиля в целом по внешним признакам (выходным параметрам) без разборки или вскрытия механизмов (рис. 13.3.).

Рис. 13.3. Схема контрольно-диагностическихработ при ТО автомобиля.

Регулировочные работы включают регулировочные операции по восстановлению работоспособности агрегатов, механизмов и систем автомобиля с помощью предусмотренных в них регулировочных устройств, до уровня, требуемого правилами технической эксплуатации автомобиля или техническими условиями (например, частоты оборотов коленчатого вала двигателя на холостом ходу, свободного хода педали сцепления и др.).

Крепежные работы состоят из проверки состояния резьбовых соединений деталей (болтов, шпилек, шплинтов) и крепления их (подтяжки), постановки крепежных деталей взамен утерянных и замены негодных.

Электротехнические работы заключаются в проверке внешнего состояния источников электроэнергии (аккумуляторной батареи, генератора с реле-регулятором и выпрямителем переменного тока) и потребителей электроэнергии (приборов батарейной системы зажигания, стартера, приборов освещения и сигнализации и контрольных измерительных приборов), очистки от пыли, грязи и следов окисления контактных соединений, устранения неисправностей в результате диагностирования систем электрооборудования автомобиля.

Работы по системе питания двигателя включают проверку внешнего состояния приборов системы питания (карбюратора, топливного насоса, воздушного фильтра и др.), герметичности трубопроводов, устранение неисправностей и регулировку по результатам диагностики.

Смазочно-очистительные работы включают периодическое пополнение и смену масла в картерах агрегатов (двигателе, коробке перемены передач и др.), смазку подшипников и шарнирных соединений трансмиссии, ходовой части, рулевого управления и кузова, заправку автомобиля специальными жидкостями (тормозной, амортизаторной), очистку всех фильтров, замену фильтрующих элементов и отстойников системы смазки.

Шинные работы состоят из проверки внешнего состояния шин (покрышек) с целью установления необходимости ремонта, удаления из протектора покрышек застрявших острых предметов, проверки внутреннего давления и доведения его до необходимого. Кроме того, шинные работы при ТО могут включать перестановку и замену шин.

Контрольные работы после обслуживания состоят из проверки работы двигателя, действия тормозов управления и других агрегатов и механизмов.

Заправочные работы включают заправку топливного бака автомобиля и пополнение жидкостью системы охлаждения двигателя.

Такое подразделение основных работ ТО обусловливает, вопервых, использование рабочих соответствующей специальности и квалификации при выполнении каждого вида работ и, вовторых, применение специального оборудования приборов и инструмента на месте выполнения указанных работ. Кроме того, это необходимо для организации рационального, последовательного их выполнения.

Независимо от вида ТО первоочередными являются уборочно-моечные работы, одной из задач которых является подготовка автомобиля к последующим операциям ТО и придание ему надлежащего внешнего вида.

Заправка автомобиля топливом может производиться перед выездом на линию или перед постановкой его на стоянку.

Территория помещения, предназначенная для выполнения одной или нескольких однородных работ или операций процесса ТО или ремонта, оснащенная приборами, приспособлениями, инструментами и другим оборудованием, называетсярабочим постом.

Производственный участок на рабочем посту, обслуживаемый одним рабочим, называетсярабочим местом. Рабочий пост может состоять из одного или нескольких рабочих мест.

Производственно-техническая база АТП

Перед въездом на территорию АТП автомобиль проходит через контрольно-пропускной пункт (КПП), где его осматривает дежурный механик. Затем в зоне ЕО автомобиль убирают, моют и обтирают, т. е. готовят к эксплуатации на следующий день. Эти работы выполняют обычно на нескольких последовательно расположенных площадках- постах.

Отдельное помещение выделяется на АТП для проведения ТО-1. Одновременно в зоне обслуживают несколько автомобилей, распола­гают их обычно один за другим. Большую площадь занимают зоны ТО-2 и текущего ремонта, которые часто объединены в одном помеще­нии. В этих зонах автомобили стоят сравнительно долго, и поэтому их располагают так, чтобы автомобили не мешали друг другу при въез­де и выезде, а рабочим было удобно работать.

Техническое состояние автомобилей проверяют, как правило, перед направлением их в зоны ТО-1, ТО-2 или текущего ремонта. Эти работы проводят в пункте диагностики. Повторному контролю авто­мобиль может быть подвергнут и после обслуживания и ремонта, а поэ­тому пункт диагностики находится или вблизи технических зон, или в отдельном здании недалеко от производственного корпуса АТП.

В подсобных производственных отделениях (цехах) АТП произ­водят контроль и ремонт деталей и узлов, снятых с автомобилей. Одни отделения обслуживают только ремонтную зону предприятия, а дру­гие, кроме ремонтных работ, осуществляют профилактические работы. К последним отделениям относят электротехническое, аккумулятор­ное, шиномонтажное и отделение по уходу за системой питания.

Электротехническое отделение предназначено для тех­нического обслуживания и мелкого текущего ремонта приборов элект­рооборудования автомобиля (свечей зажигания, прерывателей-рас­пределителей, генераторов, стартеров, фар и т. п.). Основным оборудо­ванием являются стенды и приборы для проверки электрооборудо­вания. Электрики выполняют частичную разборку и сборку, замену неисправных деталей, проверку на стендах, регулировку и другие работы по приборам электрооборудования.

В аккумуляторном отделении выполняют профилакти­ческие работы по уходу за аккумуляторными батареями. По характеру труда этот цех является вредным. На крупных предприятиях отделе­ние может состоять из четырех технологически связанных между собой помещений. В основном помещении выполняют контроль и мел­кий ремонт аккумуляторов. Отсюда большая часть аккумуляторов поступает в зарядное помещение для подзарядки, где находятся выпря­мители и стеллажи для батарей с вытяжными устройствами. Отдель­ное помещение занимает кислотная. Здесь вырабатывается дистилли­рованная вода, разбавляется кислота и приготовляется электролит. В четвертом помещении — кладовой — могут храниться готовые и тре­бующие подзаряда аккумуляторные батареи, бутыли и некоторые детали.

Отделение по уходу за системой питания называют карбюраторным отделением или отделением топливной аппа­ратуры (для дизельных автомобилей). На специальных стендах проверяют работу карбюраторов, насосов, форсунок, топливных и воздушных фильтров. Кроме контрольных операций, здесь произво­дят очистку, регулировку приборов системы питания и замену мелких деталей.

Рабочие шиномонтажного отделения производят монтаж и демонтаж шин, контролируют их состояние, осуществляют баланси­ровку колес, ремонтируют и подкрашивают диски колес, ремонтируют камеры, следят за перестановкой шин, сдают в ремонт и получают от­ремонтированные шины. Все эти работы являются трудоемкими, а поэ­тому в отделении устанавливают различные приборы и стенды: для монтажа и демонтажа шин, компрессоры, борторасширители, вулканизаторы, стенд для балансировки, тельфер и др.

Другая большая часть отделений (цехов) предназначена только для текущего ремонта автомобиля. К ним относятся: агрегатное, слесарно-механическое, тепловое, арматурно-кузовное, обойное, маляр­ное и другие отделения. Наиболее трудоемкие и ответственные работы по текущему ремонту автомобилей выполняются в агрегатном и слесарно-механическом отделениях АТП.

В агрегатное отделение поступают снятые с ав­томобиля неисправные агрегаты, где они частично разбираются на стендах. Снятые детали ремонтируются в других цехах, заменяются новыми или ранее восстановленными (из оборотного фонда). При раз­борке и сборке применяют монтажно-демонтажный инструмент, а пос­ле мойки и обезжиривания деталей для определения величины износа используют контрольно-измерительный инструмент и приборы. От ка­чества работы слесарей этого отделения зависит надежность и долго­вечность агрегатов автомобиля.

Большинство деталей, требующих восстановления, передается из агрегатного отделения в слесарно-механическое. Сюда же поступают детали для механической обра­ботки из сварочного и других цехов. Отделение состоит из слесарного и механического участков. Слесарный участок предназначен для хо­лодной обработки деталей ручным инструментом. В качестве послед­него используют зубила, напильники, молотки, ножовки, дрели, зен­ковки, развертки, метчики, плашки, шаберы и другой инструмент.

Большинство работ слесари выполняют у верстаков с тисками и столов с правочными и разметочными плитами. В механическом участке обрабатывают детали при помощи токарных, фрезерных, шлифоваль­ных, строгальных, сверлильных и других станков.

Тепловой участок автотранспортного предприятия включает в себя отделения: кузнечно-рессорное, сварочное, медницкое и жестя­ницкое. Работы здесь выполняют с применением открытого огня, а поэ­тому их считают опасными в пожарном отношении. На крупных пред­приятиях каждое отделение занимает самостоятельное помещение.

Кузнечно-рессорное отделение предназначено для вос­становления металлических деталей путем их механической обработки на наковальне, плите или под прессом пневматического молота после нагрева металла в горне или термической печи. Кроме того, в этом от­делении закаливают, подвергают цементации и другим видам терми­ческой обработки восстанавливаемые детали. В этом цехе ремонтируют рессоры, пружины, рулевые тяги, балки, шатуны, цапфы, рычаги, поворотные стойки и т. п.

В сварочном отделении режут металл, сваривают поломан­ные детали, заваривают трещины, наплавляют слой металла на изно­шенную поверхность. Для восстановления деталей из тонколистового металла и серого чугуна, а также для наплавки применяют газовую (ацетилено-кислородную) сварку. Электродуговая сварка использу­ется для заварки трещин (рама, балки), соединения двух деталей из стали и чугуна сложной конфигурации и для ремонта деталей из алюминиевых сплавов. Ацетиленовый генератор для газовых работ размещается в отдельном помещении. Рабочие места сварщиков изо­лируют от остальной части теплового участка несгораемой занавесью или металлическим экраном. Сварочные работы являются вредными.

В медницком цехе ремонтируют детали автомобиля, изго­товленные из цветных металлов и сплавов (радиаторы, топливо- и маслопроводы, вкладыши подшипников и т. п.). Основным рабочим инструментом медников является паяльник. Здесь же радиаторы очищают, проверяют герметичность и целость трубок и полостей. Часть работ, например, пайку и расплавку выполняют на столах с вентиляционным вытяжным устройством.

Рабочие жестяницкого отделения выполняют текущий ремонт деталей, изготовленных из листовой стали (части кузова, каби­ны, оперения, капота, брызговиков, кожухов и др.). Инструмент жес­тянщика состоит из набора специальных оправок, болванок, растя­жек и молотков, при помощи которых выравнивают листовой металл и восстанавливают первоначальные формы деталей. В цехе можно производить газовую и точечную сварку металла.

Ряд отделений специализируется на восстановлении деталей кузо­ва автомобиля. Работы кузовного отделения имеют много об­щего с работами жестяницкого цеха, а поэтому в грузовых АТП эти отделения объединяют в одном месте. В крупных пассажирских пред­приятиях кузовное отделение существует самостоятельно, куда может вводиться автомобиль для выполнения текущего ремонта.

Если предприятие небольшое, то здесь же в кузовном отделении выполняют и арматурные работы. В этом отделении ремонти­руют арматуру автомобиля: декоративные накладки, петли, замки, стеклоподъемники, стеклоочистители, вставляют стекла. Работы вы­полняются в основном у автомобиля и сводятся к регулировке и за­мене отдельных неисправных деталей.

Столярное отделение организуют на АТП для ремонта дере­вянных платформ грузовых автомобилей. При большом объеме работ платформа кузова может размещаться в помещении отделения, для чего используют транспортные тележки, стенды, тельферы.

В обойном отделении рабочие восстанавливают подушки сидений и спинок, заменяют внутреннюю обивку салона кузова, а так­же могут изготавливать утеплительные чехлы. Основные работы в цехе выполняют на верстаках, а из механического оборудования ис­пользуют швейную машину и стенд-пресс для сборки подушек.

Малярное отделение состоит из трех самостоятельных в технологическом отношении участков: подготовительного, окрасочного и сушильного, На первом участке отдельные детали и кузов готовят к окраске, где удаляют старую краску, обезжиривают, грунтуют шпатлюют и шлифуют поверхность. Затем автомобиль окрашивают (иногда в специальных камерах) и подвергают сушке или при помощи передвижных терморадиационных установок, или в специальных су­шильных камерах. Малярный цех оборудуют мощной приточно-вытяжной вентиляцией с очисткой отсасываемого воздуха в гидрофильт­рах.

На крупных АТП имеются шиноремонтные (вулканизационные) отделения, в которых путем горячей вулканизации восста­навливают камеры и покрышки. Для этого цех оборудуют парогенера­тором, секторными мульдами, шероховальным станком, борторасширителем, подъемными устройствами и т. п.

Для снабжения всех отделений и зон автотранспортного предприя­тия материалами и запасными частями на его территории создают складские помещения. К ним относятся склады запасных частей, агре­гатов, шин, смазочных материалов, жидкого топлива, угля, инструмен­тов (инструментальная кладовая) и промежуточный.

Для обеспечения нормальной деятельности всех производственных отделений АТП в качестве самостоятельного подразделения действует отдел главного механика (ОГМ). Работники этого отдела следят за тех­ническим состоянием зданий, сооружений, оборудования, коммуника­ций и при необходимости выполняют их ремонт и профилактические осмотры.

На крупных предприятиях при ОГМ могут создаваться сле­дующие самостоятельные группы: механическая – ремонт техноло­гического оборудования и изготовление несложных нестандартных приспособлений; строительная – ремонт зданий и сооружений (сто­лярные, кровельные, стекольные, каменные, земляные, малярные и другие работы); электротехническая – ремонт силового и освети­тельного электрооборудования; сантехническая – ремонт и эксплуа­тация отопления, водопровода, канализации; внедрения новой техни­ки – монтаж, установка и пуск нового оборудования.

Рекомендованная к изучению литература:

Основная

1. Бернадский В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 456с.

2. Лудченко О. А. Технічне обслуговування і ремонт автомобілів:

Організація і управління:Підручник.

– К.: Знання – Прес, 2004.- 478с.

3. Несвитский Я. И. Техническая эксплуатация автомобилей.

– К.: „Вища школа”, 1971, 428 с.

4.Техническое обслуживание и ремонт автомобилей:Учебник для студ. сред.проф. образования / В.М.Власов,С.В.Жанказиев,С.М.Круглов

и др.; Под ред. В.М.Власова.

– М.: Издательский центр«Академия», 2004. – 480с.

5. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов /

Е.С.Кузнецов, В.П.Воронов, А.П.Болдин и др.; Под ред. Е.С.Кузнецова.

– М.:Транспорт, 1991. – 413с.

6. Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей.Книга 2.

Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта:Учебное пособие.

– М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2005. – 256с.

7. Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей зарубежного

производства: учебное пособие.

– М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА–М, 2007.–208с.

8. Чижков Ю. П., Акимов С. В. Электооборудование автомобилей. Учебник для ВУЗов. – М.:Издательство «За рулем»,1999. – 384 с.

Дополнительная

9. Газарян А.А. Техническое обслуживание автомобилей.

– М,:Транспорт,1989. – 255с.,ил.,табл.

10. Костів Б. І. Експлуатація автомобільного транспорту: Підручник.

– Львів: Світ, 2004. – 496с.; іл.

11. Лудченко А.А.,Сова И.П.Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. – Киев: В шк, 1977. – 285 с.

12. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. / А.А. Лудченко,

И.П. Сова. – Киев: Вища школа, 1977. – 312 с.

13. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов/ Под ред. Г.В. Крамаренко. – М.: Транспорт, 1983. – 488 с.


Сейчас читают про: