Объем дисциплины и виды учебной работы

М.В. Васильев

 

 

Историко-культурное наследие Псковского края

 

 

Учебное пособие для студентов

неисторических факультетов

 

 

 



ББК 63.3 (2Рос-4-Пс)

В 191

Васильев М.В. Историко-культурное наследие Псковского края. Учебное пособие для студентов неисторических факультетов. Псков, 2017. – 300 с.

 

Рецензенты:

 

Дормидонтова Н.В., преподаватель Псковского агротехнического колледжа, старший преподаватель кафедры отечественной истории Псковского государственного университета.

Везовитов С.М., начальник отдела образования Администрации Себежского района.

 

     

 

Учебное пособие предназначено для студентов неисторических факультетов, изучающих «Историко-культурное наследие Псковского края» в качестве дисциплины по выбору. Представленная в книге информация позволяет сформировать общее представление об основных памятниках культуры Псковского края и может быть любопытна всем интересующимся историей Псковского края. Пособие также может представлять интерес для школьных учителей и быть использовано при разработке уроков по предмету «История Псковского края», а также факультативных занятий и классных часов.

 

ВВЕДЕНИЕ

Пристальное и многогранное изучение истории родного края необходимо для всякого уважающего себя гражданина, поскольку понимание культурного наследия своих предков, является неотъемлемой частью уважения к малой Родине и своему Отечеству в целом. Это нравственный фундамент целостной и развитой личности. Академик Д.С. Лихачев говорил, что «любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему народу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей»[1]. Уважительное отношение к истории и культуре своих предков, является не только мощным интегрирующим фактором в деле консолидации народа, но и вопросом национальной безопасности. Президент РФ В.В. Путин в одном из интервью на вопросы журналиста отметил: «Чем человек проще и ближе к земле, тем больше у него ответственности за Родину... У него другой Родины нет.. Он знает, что останется жить здесь, на этой земле, тут будут его дети, внуки и правнуки. Он должен о них позаботиться... В этом основа государственности и патриотизма рядового русского человека. Да и человека любой национальности, живущего здесь… Нет ничего роднее, чем твоя земля, друзья, близкие, культура народа, в которой ты вырос»[2].

Для гостей Псковской земли, приезжающих из других городов России или зарубежья, знание истории народа, в среде которого они оказались, необходимо для формирования здорового социального микроклимата и конструктивной деятельности, что становится особенно важным в условиях усиливающихся миграционных процессов и глобализации современного мира.

Данное пособие предназначено помочь студентам высших учебных заведений неисторических направлений подготовки более детально рассмотреть основные аспекты историко-культурного наследия Псковщины, познакомиться с её прошлым. В пособие включен материал по комплексному изучению культурного наследия Псковской земли на протяжении всей его истории, с древнейших времен до ХХ столетия. Автор пособия делает акцент не только на истории и культуре Псковского края, но и обращается к различным вопросам военно-политического и историко-географического плана, народного характера и менталитета, административного управления и экономики, социально-политической и повседневной жизни псковичей.

Важной составляющей вузовского курса «Историко-культурное наследие Псковской области» является учет и использование в практике преподавания междисциплинарных связей. В данном случае речь идет о таких дисциплинах как, история России, история Псковского края и культурологя. Теоретико-методологические проблемы курса освещаются через изучение таких вопросов, как Псковский край в контексте общероссийской и европейской истории; общее и особенное в его развитии на различных этапах истории; вклад Псковского края в отечественную и мировую культуру, развитие российского права. Особое внимание обращается на изучение средневекового Пскова как выдающегося явления в истории Руси и Европы, служившего надёжным щитом Русского государства от внешних врагов и одновременно воротами, связывающими Русь с зарубежьем. В курсе изучаются также жизнь и деятельность выдающихся личностей, связанных своими судьбами с Псковским краем. Изучение дисциплины предполагает наличие у студентов знаний, умений и компетенций, как в объеме программы средней школы, так и знаний, полученных в процессе обучения на базе ВУЗа.

Дисциплина «Историко-культурное наследие Псковского края» относится к дисциплинам по выбору и изучается студентами на 1 или 2 курсах. Общая трудоемкость час / зачет. ед.: 72/2. Ряд вопросов лекционного курса рассматриваются достаточно обобщенно и выносятся на изучение в рамках практических занятий. Это связано с рядом объективных причин, главной из которых, является ограниченность учебного времени при обилии подлежащего изучению материала. В связи с этим, важной задачей практических занятий является не только расширение и углубление знаний по ключевым вопросам историко-культурного наследия Псковщины, но и развитие практических умений, необходимых студентам в процессе учебной и научно-исследовательской деятельности.

Содержание курса «Историко-культурное наследие Псковского края» позволяет содействовать развитию личностных и профессиональных качеств будущих специалистов, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования патриотизма и гражданской позиции, совершенствовать духовную культуру, содействовать развитию уважительного отношения к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям, сформировать уважительное отношение к историческому прошлому, достижениям человечества и достойному пути своего народа.

Пособие состоит из восьми разделов. В первом разделе определяются учебные, мировоззренческие и воспитательные цели и задачи курса, а также представлены требования к уровню освоения дисциплины «Историко-культурное наследие Псковского края» с точки зрения компетентностного подхода. Второй раздел включает в себя информацию об объеме дисциплины и видах учебной работы, а также технологическую карту изучаемого курса. Третий раздел дает общее представление о содержании лекционного курса. В четвертом разделе содержатся Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины. Пятый раздел включает в себя учебно-методическое и информационне обеспечение практических занятий, представленное списком источников и литературы по теме учебной дисциплины. Ряд рекомендованных изданий включены в фонды Электронно-библиотечной системы IPRbooks, что соответствует последним требованиям образовательных стандартов. Данный список литературы призван помочь студентам сориентироваться в увеличивающемся потоке информации, он не является исчерпывающим и не ограничивает познавательную активность студента. Допускается использование в своем научном поиске и других доступных научных изданий. Шестой раздел содержит планы семинарских занятий и творческие задания студентам для самостоятельной подготовки. В связи с тем, что одной из задач данного пособия является помощь студентам в проверке собственных знаний перед итоговой контрольной работой и зачетом, в седьмой раздел книги вошли «Вопросы для самопроверки», «Тестовые задания для самопроверки», «Вопросы на зачет», ответы на которые позволят студенту четко определить круг возможных информационных пробелов в собственных знаниях и устранить их накануне зачета. Раздел «Справочная информация» включен в пособие с целью обратить внимание студентов на знание основных дат, понятий и персоналий, связанных с историей и культурным наследием Псковской земли. Использование данного фактического материала должно существенно облегчить для студентов процесс подготовки к семинарским занятиям, сэкономить время и акцентировать внимание на ключевых проблемах и вопросах культурного наследия Псковской земли.

Учебное пособие содержит богатый иллюстративный материал, позволяющий читателю сформировать качественное представление о рассматриваемых образцах псковской культуры. Большинство фотографий псковской архитектуры выполнены автором настоящего учебного пособия.  

Цели и задачи курса

Курс «Историко-культурное наследие Псковского края» включает в себя материал по комплексному изучению истории и культуры Псковского края.

Целью изучаемой дисциплины является формирование у студента целостного представления о культурном наследии Псковщины как в контексте истории России, так и мирового исторического процесса.

Задачи изучения дисциплины:

§ Создать комплексное представление об истории и культуре Псковской земли.

§ Определить культурную специфику Псковщины на фоне единой русской истории.

§ Развить умение давать характеристику исторического деятеля на примере изучения жизни и деятельности выдающихся уроженцев Псковской земли: государственных и общественных деятелей, архитекторов, художников, писателей, музыкантов.

§ Сформировать умения и навыки в области поиска и обработки необходимой для учебной и научно-исследовательской деятельности информации.

§ Развить умение качественного выполнения заданий практикуемых в высшем учебном заведении.

§ Сформировать эмоционально-ценностное, уважительное отношение к истории и культуре «малой Родины», достижениям ее уроженцев в различных сферах культуры.

§ Овладеть методами научного анализа и научно-исследовательской работы.

   В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования процесс изучения дисциплины «Историко-культурное наследие Псковского края» направлен на развитие следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

· Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

· Способность использовать знания в области общегуманитарных социальных наук в контексте своей социальной и профессиональной деятельности.

· Способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

· Способность к самоорганизации и к самообразованию.

· Способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализаю

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине.   В результате изучения дисциплины студент должен: Планируемые результаты освоения ОПОП

Знать:

Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность региональной и отечественной истории. ОК-2, ОК-3,
Основные понятия, изученные в рамках дисциплины. ОК-2, ОК-3,
Историческую обусловленность культурных и общественных процессов изучаемого региона. ОК-3
Особенности и специфические черты историко-культурного наследия Псковской земли. ОК-3

Уметь:

Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа. ОК-2, ОК-8, ОКВ-1
Осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности). ОКВ-1, ОКВ-2
Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса. ОКВ-1, ОКВ-2
Подготовить устное выступление с изложением результатов учебной или научно-исследовательской деятельности. ОК-7, ОПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-14, ОКВ-1, ОКВ-2
Организовать маршрут и провести обзорную экскурсию по городу с кратким рассказом об основных памятниках историко-культурного наследия Псковщины. ОК-7, ПК-6, ПК-7, ПК-14, ОКВ-1, ОКВ-3

Владеть:

Специальным терминологическим аппаратом по изучаемому предмету. ПК-1
Способами получения и обработки эмпирического материала; ОКВ-3, ПК-1
Навыками выполнения научно-исследовательской работы. ОКВ-3, ПК-1


Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины и виды учебной работы для очного обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы:

 

Вид учебной работы Всего часов
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам занятий) 32
В том числе:  
Лекции, из них: 16
в инновационных формах (при наличии)
Практические / семинарские занятия, из них: 16
в инновационных формах (при наличии)
Лабораторные работы, из них:
в инновационных формах (при наличии)
Другие виды контактной работы (консультации по выполнению курсового проекта (работы), консультации и контроль выполнения самостоятельной работы студента и т.п.)
Самостоятельная работа (всего) 38
В том числе:  
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат
Другие виды самостоятельной работы (эссе, контрольные, домашние задания, и т.п.) 38
Промежуточная аттестация в форме зачета зачет
в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем: - консультации к зачету - зачет     ‒ 2

Общий объём дисциплины: часов

                                            зач. ед.

72
2
в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем в ходе освоения дисциплины 32

 

Объем дисциплины и виды учебной работы для заочного обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы:

 

Вид учебной работы

Всего часов
   
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам занятий) 10
В том числе:  
Лекции, из них: 4
в инновационных формах (при наличии)
Практические / семинарские занятия, из них: 6
в инновационных формах (при наличии)
Лабораторные работы, из них:
в инновационных формах (при наличии)
Другие виды контактной работы (консультации по выполнению курсового проекта (работы), консультации и контроль выполнения самостоятельной работы студента и т.п.)
Самостоятельная работа (всего) 60
В том числе:  
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат
Другие виды самостоятельной работы (эссе, контрольные, домашние задания, и т.п.) 60
Промежуточная аттестация в форме зачета зачет
в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем: ‒ консультации к зачету ‒ зачет     ‒ 2

Общий объём дисциплины: часов

                                           зач. ед.

72
2
в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем в ходе освоения дисциплины 12

 

Примерная тематика курсовых проектов (работ): курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.

Лабораторный практикум: лабораторные работы не предусмотрены

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: