Средневековый Псков в записках иностранцев

 

К первой половине и середине XVI века относятся первые последовательные сообщения иностранных писателей о Пскове и его округе. Эти люди, как правило, сами не были в городе на реке Великой, но писали о нем по рассказам очевидцев, запискам послов и даже расспросам пленных. К числу писателей, уделивших свое внимание Пскову, относятся известные ученые, дипломаты, духовные лица: Матвей Меховский, Альберт Кампензе, Иоанн Фабр, Сигизмунд Герберштейн, Себастьян Мюнстер, Рафаэль Барберини, Яков Ульфелдт. Они, подчас не зная о трудах друг друга, в своих сочинениях с удивительным единодушием создали величественный портрет Пскова, в основном объективный и доброжелательный.

Псков назван замечательным городом, единственным в России, поделенным на четыре укрепленные части. Он описан наполненным всеми жизненными благами, полным света, почти праздничным, сверкающим белыми кровлями колоколен и храмов. Отмечались общительность и радушие горожан. Разумеется, это общие внешние впечатления, но за ними определенно крылись определенные реальности, отражавшие экономическое благополучие местного населения.

Своеобразный итог развития города на реке Великой в течение первой половины XVI века подведен хорошо осведомленным в русских делах протестантским пастором Павлом Одерборном в его сочинении-памфлете «Жизнь великого московского государя Ивана Васильевича». Одерборн пишет, что «город [Псков] был знаменит великолепием построек, большим количеством населения, изобилием богатств, плодородием почвы, окружен неприступными стенами, укреплен башнями и вид города также очень красив. В него часто приезжали купцы из Персии, Татарии, Сарматии (в данном случае подразумевалась Московия) Ливонии, Германии, Британии и многих других стран, так как он был очень знаменит своим рынком»[44]. С небывалыми подробностями описан Псков в период его осады в 1581 – 1582 годах польско-литовским войском под предводительством короля Стефана Батория. Эти сообщения обладают качествами важного источника и нередко дополняют русские известия. Псков тех лет сравнивался с крупными польскими и итальянскими городами, также Данцигом. «Любуемся Псковом, – восклицал участник осады ксендз Ян Пиотровский. – Господи, какой большой город! Точно Париж. Помоги нам боже с ним справиться». Восторженные замечания о городе на реке Великой, свойственные сочинениям первой половины XVI века, в дальнейшем были вытеснены деловыми записями военного характера. Последние касались обороны города, стойкости и мужества его горожан, штурмов и стычек, а также вооружения и крепостных сооружений. О последних следует сказать особо. В сочинениях, дневниках и донесениях современников среди прочего сообщается о сооружении в Пскове непосредственно за каменными заполненных землей деревянных стен, иначе Тарас. а также дополнительных к прежним башням новых, названных иногда бастеями. Укрепление каменной крепости землей и деревом в XVII веке не означало возврата к архаическим приемам фортификации. Наоборот, это новое слово в в бастионной инженерии. Заполненные грунтом тарасы нередко лучше каменной преграды противостояли пробивной силе ядер. Ядра, не сокрушая деревянной конструкции, вязли в ее земляной сердцевине. Такого рода заграждения строились и в местах, где в каменных стенах были пробиты бреши. В ходе военных приготовлений защитники города освоили в большой мере новый тогда в Европе эффективный метод дерево-земляного усиления долговременных укреплений. В дальнейшем этот прием будет активно использован Петром I в годы Северной войны, о чем говорилось в предыдущих темах. Таким образом, Псков являлся местом, где в своеобразном виде использовались общеевропейские военно-инженерные новации.

Одни из наиболее подробных исторических зарисовок о Псковской земле принадлежат немецкому путешественнику Самуэль Кихелю. Путешествия Кихеля продолжались с 1587 по 1589 год. Он попал на Ближний Восток – видел Кипр, Родос, Сирию, Египет, Турцию. Всего за пять поездок он посетил более 110 городов и мест. В Пскове прожил путешественник не долго и отправился обратно в Европу. Соотечественники отсоветовали Кихелю продолжать путь, утверждая, что впереди трудный путь н кроме Новгорода якобы нечего смотреть. Таким образом, русское путешествие Кихеля оказалось кратковременным и замкнулось на Пскове. Сам автор подводя итог в своих записках написал: «Таким образом, я провел в Пскове 8 дней и был сыт по горло, потому что мало было примечательного, поэтому искал случая уехать». Фактически С. Кихель признавался в отсутствии желания познать глубинную Россию: «я не намеревался ехать дальше в эту страну» [45].  Однако, несмотря на краткосрочное пребывание путешественника в Пскове, ему удалось отразить в своих записках достаточно интересные моменты из бизни средневекового города.

Как следует из его дневника, путешественник приехал в Псков в августе 1586 из Дерпта водной дорогой по Чудскому озеру и реке Великой. Его походные записки посвящены преимущественно городским постройкам Пскова, положению иностранцев и торговле в городе, быту и обычаям псковичей, некоторым их обрядам. Подплывая к городу, Кихель увидел здесь по граничную досмотровую башню с гарнизоном. В описании немецкого путешественника можно узнать конкретное месть – это погост Устье, находящийся в 18 км. от Пскова на левом берегу реки Великой при ее впадении в озеро. Сообщение Кихеля единственное, указывающее на существование здесь отдельно стоящей укрепленной башни. В XVI – XVII веков такие башни в целях обзора и высотной стрельбы иногда ставились на господствующих высотах, например, в Полоцке и Смоленске. О пограничной башне такого рода на Псковщине мы узнаем впервые. Традиция возведения подобных сооружений на речных дорогах Восточной и Северной Европы, однако, весьма древняя. В средневековье, возможно, не менее пяти боевых башен новгородцы возвели на своих рубежах. Известно, что в XV веке здесь ставились против немцев заставы и, очевидно, находился досмотровый пункт, контролировавший торговое судоходство. Эта повышенная часть берега ныне возвышается над уровнем реки Великой примерно на 10 м. Отсюда хорошо просматривается дельта реки, водная даль и подплывающие по судоходному форватеру суда. Башня такой обзор естественно увеличивала.

Оказавшись в Пскове, Кихель, опасаясь, что его, человека без определенных занятий, сочтут за шпиона, представился купцом и даже получил «для отвода глаз» от знакомого купца несколько свертков камки. Соотечественники отсоветовали Кихелю продолжать путь, утверждая, что впереди трудный путь н кроме Новгорода якобы нечего смотреть. Таким образом, русское путешествие Кихеля оказалось кратковременным и замкнулось на Пскове. Кихель высокомерно отозвался о местных жителях как грубых и мало ездящих, но тут же вынужден был прибавить об их трудолюбии и развитом чувстве собственного достоинства. О городских домах Кихель пишет, что они деревянные, и «весьма плохой работы», а далее прибавляет, что знатные граждане не живут в каменных, считая их очень вредными для здоровья. Последние слова верны, с той поправкой, что дома богатых псковичей уже в конце XVI века нередко были каменными, но собственно жилыми были, только их верхние этажи, сделанные из дерева.

Кихель сетовал на подозрительность псковичей и отмечает, что ни один чужестранец даже по торговым делам без официальной надобности не имеет права проходить в город, то есть внутрь крепостных стен. Сведения Кихеля почти в тех же словах подтверждает пастор Павел Одерборн. «Когда-то, – писал он, – в Пскове кроме местных жителей проживало большое количество приезжих, теперь же (около 1584 года) чужестранцы совсем не допускаются внутрь городских стен». О причинах такого отношения к иностранцам говорилось ранее. Из записок Кихеля вырисовывается, что иностранному купцу, и то транзитному, разрешалось входить в город один или два раза. Первый раз, когда он регистрировал привезенные товары. Второй раз гость мог оказаться в городе и просить у наместника подорожную, если он намеревался ехать внутрь страны или из нее. Для получения такого документа необходимо было явиться во двор младшего наместника, который с 1510 располагался в здании бывшего Снетогорского подворья у стены Среднего города вблизи Рыбницких ворот и моста через реку Пскову. Таким образом, чтобы оформить дорожные документы, иностранцы, направляясь из Завеличья, пересекали мост, проходили Власьевскую башню и попадали на главную городскую площадь. Только в эти немногие часы, следуя по ограниченному маршруту, иноземцы что-то могли увидеть внутри города. Человек в таких условиях составлял о застройке Пскова лишь самое общее, далеко не полное представление.

Запреты на проезд и размещение в городе обычно не распространялись на дипломатов и посольства. Однако и они не оставались предоставленными сами себе. Так, по словам участника итальянской папской миссии Паоло Кампани, бывшего в России в 1581 году, «ни послам, ни купцам других народов, которые прибыли в Московию не дозволяется свободный проезд по всей стране, и пока они находятся в Московии, они содержатся как бы под почетным арестом. Назначаются особые люди которые следят за тем, что они делают и с кем разговаривают».

Как писал Кихель, в Пскове было разрешено торговать только англичанам и немцам (ганзейцам). Это было связано с тем, что псковская торговля в то времчя испытывала оживление и подъем. После захвата шведами Нарвы в 1581 году и приостановки «нарвского мореплавания», торговое значение Пскова стало возрастать. К этому прилагало усилия и русское правительство. Почти во всех дипломатических документах последних двух десятилетий XVI – начала XVII века, посвященных внешней торговле, Псков упоминалсяя обычно наряду с Новгородом, Ивангородом, Холмогорами, Москвой как город, открытый для иностранной коммерции. Для этой цели датчанам, шведам, представителям ганзейского союза было разрешено приезжать в Псков и иметь там торговые склады и конторы. Датчане и шведы не реализовали этого предложения, но им широко воспользовались прибалтийско-немецкие, восстановившие свои привилегии ганзейские, а также особо любекские купцы. Последние в 1587 году писали из Пскова грамоту царю Федору Ивановичу. О содержании недошедшего документа и результатах самой инициативы можно судить по тому, что, по-видимому, в 1588 году в Пскове в дополнение к Немецкому был открыт Любекокий Гостиный двор. Кихель привел ценные сведения об устройстве Немецкого Гостиного двора, в котором каждому владельческому покою соответствовала своя лавка. Это первые и наиболее подробные сведения XVI века о центре иностранной коммерции в Пскове, где одновременно и жили и производили купеческие операции. По отзыву одного наблюдателя XVII века, «туда ежедневно выходят множество горожан ради торговли и прогулки; там можно многое видеть и можно приобрести местные продукты и ежедневно происходит большая торговля с приезжающими соседними нациями». После пожара, происшедшего, в 1562, немецкий двор был вынесен за пределы крепости в Завеличье.

Немалый этнографический интерес представляют свидетельские показания оказавшегося в Пскове С. Кихеля о похоронных обрядах горожан. Его удивили захоронения в больших закрытых деревянной крышей ямах, которые засыпались только после наполнения несколькими тысячами мертвых. Любопытство привело немца к одной из таких ям, и он даже дал мзду, чтобы открыть дверцу ограждения, спуститься вниз и в полутьме, как он пишет, с трудом осмотреться кругом. В описанном Кихелем месте общих могил безошибочно узнается существующее и ныне в Завеличье кладбище, расположенное у церкви Жен-мироносиц. В литературе высказывается мнение, что подобные захоронения предназначались для самоубийц, разбойников, воров, пьяниц, погибших от болезней, голода, мороза – тех, кто погребался без отпевания. В действительности, как об этом точно пишет Кихель, общие могилы отводились также для захоронения всех неимущих и бедняков, «не имеющих денег на отпевание в церкви и погребение». Прогуливаясь по наплавному мосту через реку Великую, Кихель увидел похоронную процессию во главе со священником. Дело было летом, но покойника везли на санях. Немецкий путешественник зафиксировал в Пскове восходящий к глубокой индоевропейской древности обычай провожания умершего на санях[46]. Продолжая мысль о культовых памятниках, интересно и необычное известие иностранца И.Д. Вундерера, который побывал в Пскове и видел в его окрестностях «двух идолов, поставленных в давние времена жрецами, которые им поклонялись, а именно Услада, каменное изваяние которого в руке имело крест, и Хорса, который стоял на змее с мечом в одной руке и молнией в другой». Далее Вундерер описал заброшенное в XVI веке древнее языческое святилище.

Иностранные письменные и графические данные о Пскове – показатель огромного интереса к притягательной, грозной, иногда загадочной для современников России, ее людям, обычаям и городам. Крупнейший европейский город, каким был Псков, для русских является своеобразным «окном в Европу». Здесь происходил и углублялся многовековой плодотворный обмен техническими и культурными достижениями Запада и Востока.

 


Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины

 

Методические рекомендации предназначены обеспечить студенту оптимальную организацию процесса изучения дисциплины, а также выполнения различных форм самостоятельной работы.

Студентам необходимо ознакомиться: с содержанием рабочей программы дисциплины «Историко-культурное наследие Псковского края» с целями и задачами дисциплины, её связями с другими дисциплинами образовательной программы, методическими разработками и рекомендованной литературой по данной дисциплине. Важнейшим условием для качественного изучения дисциплины является постоянная самостоятельная работа с рекомендованной литературой, а также систематическая учебная деятельность в разнообразных формах (посещение лекций, работа на практических занятиях, участие в учебных экскурсиях, выполнение творческих заданий).

Сложность для изучения дисциплины представляет отсутствие достаточного количества обобщающих работ по историко-культурному наследию Псковского края. Настоящий учебник фактически является единственным учебным пособием теоретически обеспечивающим учебную дисциплину, поэтому студенту необходимо активно использовать дополнительную литературу. Однако самостоятельная работа с научной литературой должна сопровождаться посещением лекций по дисциплине «Историко-культурное наследие Псковского края». Во время лекционного занятия следует обращать основное внимание на ключевые моменты, важные факты, которые преподаватель называет студентам. Эти факты необходимо кратко и точно конспектировать. По всем темам предусмотрено использование наглядного материала (иллюстраций, слайдов, демонстраций видеофильмов, карт и схем), подготовка мультимедийных презентаций.  

При подготовке к зачету следует руководствоваться учебной программой и методическими рекомендациями преподавателя. При сдаче зачета студент может воспользоваться знаниями, полученными в ходе изучения других смежных дисциплин, например «Истории России» или «Культурологи».

На практических занятиях предусмотрены выступления студентов с докладами и краткими сообщениями о основных объектах историко-культурного наследия Псковщины, известных деятелях культуры и искусства. Помимо этого, в рамках внеаудиторной работы, предусмотрена возможность проведения учебных экскурсий по старинным улочкам города Пскова, разрабатываемых самими студентами. Могут быть предложены на выбор и творческие задания по темам изучаемой дисциплины. За активную, систематическую и качественную работу на практических занятиях и выполнение дополнительных заданий студенты набирают баллы, которые в рамках рейтинговой системы могут позволить студенту получить зачет досрочно.

Одной из форм итогового контроля знаний может быть тестирование, в связи с чем в данном пособии предусмотрен раздел «Диагностика результатов обучения по дисциплине». Тестовые задания и вопросы для самопроверки, помещенные в данном разделе, предназначены помочь подготовиться к итоговому тестированию более эффективно. Список видов работ и контроля, охарактеризованных в данном разделе не является исчерпывающим. Возможны и другие формы и методы организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, следовательно, пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.

Студентам необходимо:

Ø перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;

Ø на отдельные лекции приносить соответствующий материал на бумажных носителях, представленный лектором или присланный на «электронный почтовый ящик группы». Данный материал будет охарактеризован, прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;

Ø перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если разобраться в материале опять не удалось, то обратитесь к преподавателю. Не оставляйте «белых пятен» в освоении материала.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям.    

Студентам следует:

Ø приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;

Ø до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;

Ø при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только материал лекций, но и дополнительную учебную литературу;

Ø в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;

Ø в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;

Студентам, пропустившим занятия (независимо от причин) или не подготовившимся к практическому занятию, рекомендуется не позже чем в 2-х недельный срок явиться на консультацию к преподавателю и побеседовать по теме, изучавшейся на занятии. Студенты, не отчитавшиеся по каждой не проработанной ими на занятиях теме к началу зачетной сессии, упускают возможность получить положенные баллы за работу в соответствующем семестре.

Рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных домашних заданий.

Самостоятельная работа студентов включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:

Ø руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным рабочей программой дисциплины;

Ø выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;

Ø  при подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на итоговом занятии.

Рекомендации по подготовке научного доклада. Одной из форм самостоятельной работы студента является подготовка научного доклада, для обсуждения его на семинарском занятии. Цель научного доклада – развитие у студентов навыков аналитической работы с научной литературой, анализа дискуссионных научных позиций, аргументации собственных взглядов. Подготовка научных докладов также развивает творческий потенциал студентов. Научный доклад готовится под руководством преподавателя, который ведет семинарские занятия. Рекомендации студенту:

Ø перед началом работы по написанию научного доклада согласовать с преподавателем тему, структуру, литературу, а также обсудить ключевые вопросы, которые следует раскрыть в докладе;

Ø выступить на семинарском занятии с 10-минутной презентацией своего научного доклада, ответить на вопросы студентов группы.

Ø к структуре доклада - оглавление, введение (указывается актуальность, цель и задачи), основная часть, выводы автора, список литературы (не менее 5 позиций). Объем согласовывается с преподавателей. В конце работы ставится дата ее выполнения и подпись студента, выполнившего работу.

Общая оценка за доклад учитывает содержание доклада, его презентацию, а также ответы на вопросы.

Рекомендации по работе с рекомендованной литературой. Любая форма самостоятельной работы студента (подготовка к семинарскому занятию, написание эссе, курсовой работы, доклада и т.п.) начинается с изучения соответствующей литературы как в библиотеке, так и дома.

К каждой теме учебной дисциплины подобрана основная и дополнительная литература.

Основная литература – это учебники и учебные пособия.

Дополнительная литература – это монографии, сборники научных трудов, журнальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии, Интернет ресурсы. Рекомендации студенту:

Ø выбранную монографию или статью целесообразно внимательно просмотреть. В книгах следует ознакомиться с оглавлением и научно-справочным аппаратом, прочитать аннотацию и предисловие. Целесообразно ее пролистать, рассмотреть иллюстрации, таблицы, диаграммы, приложения. Такое поверхностное ознакомление позволит узнать, какие главы следует читать внимательно, а какие прочитать быстро;

Ø в книге или журнале, принадлежащие самому студенту, ключевые позиции можно выделять маркером или делать пометки на полях. При работе с Интернет -источником целесообразно также выделять важную информацию;

Ø если книга или журнал не являются собственностью студента, то целесообразно записывать номера страниц, которые привлекли внимание. Позже следует возвратиться к ним, перечитать или переписать нужную информацию. Физическое действие по записыванию помогает прочно заложить данную информацию в «банк памяти».

Выделяются следующие виды записей при работе с литературой:

Конспект – краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Целью является не переписывание произведения, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов. Хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью.

Цитата – точное воспроизведение текста. Заключается в кавычки. Точно

указывается страница источника.

Тезисы – концентрированное изложение основных положений прочитанного материала.

Аннотация – очень краткое изложение содержания прочитанной работы.

Резюме – наиболее общие выводы и положения работы, ее концептуальные итоги.

Записи в той или иной форме не только способствуют пониманию и усвоению изучаемого материала, но и помогают вырабатывать навыки ясного изложения в письменной форме тех или иных теоретических вопросов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: