Тема 5. Методы психодиагностического исследования конфликтов

План:

1. Описание методики «Тест на конфликтность».

2. Описание методики Томаса «Стили поведения в конфликтной ситуации».

Описание методики «Тест на конфликтность»

«Тест на конфликтность», достаточно широко распространенный в психодиагностической литературе, приводится, например, в «Большой книге тестов» Касьянова и других изданиях.

Тест состоит из десяти пар высказываний полярного значения, в которых характеризуются состояния и поведение личности с точки зрения ее конфликтности. Как это предусматривается тестом, выбрав одну из цифр, находящихся между полярными характеристиками и соединив их линиями сверху вниз для всех десяти пар, можно получить так называемый профиль конфликтности. Можно вычислить среднее значение индивидуальной степени конфликтности испытуемых путем сложения набранных баллов по каждой паре и деления полученной суммы на десять (по числу пар, представленных в тесте). Баллы, которые выбирал испытуемый, располагались в каждой паре между полярными высказываниями (от 1 - это самая слабая степень выраженности такого типа поведения до 7 – наиболее сильная степень выраженности).

Далее, для того чтобы охарактеризовать степень конфликтности группы опрошенных в целом, строят график на основе суммы индивидуальных показателей, деленных на число опрошенных. Как видно по тесту, показатели ниже четырех баллов оцениваются как более низкая степень конфликтности (конфликтность «ниже среднего»), т.е. отмечается отсутствие предрасположенности к конфликтам, а показатели выше четырех баллов расцениваются как конфликтность «выше среднего», т.е. выражают наличие предрасположенности к конфликтам. Большей наглядности в понимании степени конфликтности изучаемой группы способствует рисунок круга, в котором секторами можно обозначить процент членов данной группы с конфликтностью «ниже среднего», «средней» (набравшие ровно четыре балла) и «выше среднего».

 

Описание методики Томаса «Стили поведения в конфликтной ситуации»

Методика определяет типические способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях. Эта методика позволяет выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе, стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается их обострить. С помощью данной методики можно также оценить степень адаптации каждого члена того или иного коллектива к совместной деятельности (Бордовская, Реан). Опросник содержит тридцать пар утверждений, высказывания в каждой паре обозначены буквами «а» и «б», в зависимости от выбранной испытуемым буквы нужно приписать ему балл в одну из пяти рубрик, характеризующих его поведение в конфликтных ситуациях (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание (избежание), приспособление). В некоторых современных публикациях вместо традиционных формулировок появились другие, но с тем же смыслом. Так, вместо «соперничества» используется слово «противоборство», вместо «приспособление» - «уступка» (Ворожейкин и др.).

Сложив баллы по каждому типу поведения, можно по полученной сумме определить индивидуально для всех испытуемых, какие типы поведения они предпочитают, используют чаще или более редко. Некоторые типы поведения могут вообще ими не использоваться. Сумма баллов по всем типам поведения у каждого испытуемого должна составлять число тридцать.

Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Таким образом, результат оптимальной стратегии поведения попадает в своеобразный «коридор» и не должен быть ниже 5-и или выше 7-и баллов. Для оптимизации поведения индивидов в конфликте им рекомендуется «привести» значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, то есть реже прибегать к тактике, имеющей завышенные значения, и чаще использовать тактики, имеющие заниженные значения по результатам тестирования. Специалисты утверждают, что необходимо применение всех пяти тактик - противоборства, сотрудничества, компромисса, избегания и уступки - в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации (Ворожейкин и др.).

Однако не всегда возможно и нужно приводить каждого человека, его поведение к усреднённому типу. В организациях и вообще в жизни имеется потребность в разных характерах. Например, востребованы «борцы за справедливость» или люди, которые обычно стараются смягчить обстановку, найти компромисс.

Интерпретация результатов психодиагностического исследования не должна носить механистического характера. Предлагаемые методики важно дополнять методами наблюдения и анализа. В связи с этим необходимо более детально остановиться на пяти стратегиях (или стилях) поведения в конфликтной ситуации.

Контрольные вопросы к теме № 5

1. Опишите ситуацию, в которой можно было применить «Тест на конфликтность».

2. Перечислите и опишите стратегии поведения в конфликте, используемые в методике Томаса.

 



ТЕМА 6. МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ

План:

1. Методика Бабаяна как средство психодиагностического исследования конфликтов.

2. Стили (стратегии) конфликтного поведения и их диагностика.

Стили (стратегии) конфликтного поведения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: