Моральное развитие подростка

Одной из важнейших линий развития в отрочестве является моральное становление личности подростка, построение и переоценка системы ценностей. Влияние на моральный облик подростка оказывают такие факторы как родительская любовь и стиль семейного воспитания, когнитивное развитие, религиозные убеждения, волевое и эмоциональное становление личности. Традиционно формирование нравственных принципов у детей рассматривается как поступательный когнитивный процесс, в который с необходимостью включены отношения с окружающими людьми, особенно сверстниками.

Подростковый возраст, по мнению большинства исследователей, является сензитивным периодом для морального развития. Многие подростки достигают третьего постконвенционального уровня периодизации морального развития Л. Кольберга – этики самостоятельно выработанных нравственных принципов. Ориентация на нравственные императивы в этом случае исходит из осознания универсального значения этических принципов, которые превышают по своему весу любые гражданские законы.

Согласно Хоффману процесс морального развития идет тремя путями, пересекающимися, но не совпадающими друг с другом.

1) формирование сдерживания, основанного на тревоге и ведущего к интернализации запретов,

2) формирование заботы, основанной на эмпатии и ведущей к развитию альтруизма,

3) формирование моральных суждений, основывающееся на формальном мышлении и ведущее к развитию способности принимать решения в ситуации морального конфликта.

Моральное развитие подростка тесно связано с процессами социализации. Подростки, вступая в новые общественные отношения и расширяя социальные связи получают возможность нравственно расти, становясь самостоятельнее и обогащая личный опыт человеческих отношений. Развитие реальных социальных отношений, признание прав и потребностей других людей формирует уважение к этическим законам.

Характер поведения подростков в значительной степени зависит от моральных убеждений, хотя взаимосвязь здесь не всегда однозначна. В различных исследованиях в качестве значимых факторов, опосредующих связь между моральными суждениями и моральным поведением подростков назывались рефлексия, эмпатия, чувство вины, метапознание и конечно, семейные отношения подростков.

Гармоничные, доверительные семейные отношения влияют на нравственное развитие подростка не только путем эмоционального принятия и предоставления положительных образцов, но и путем создания благоприятных условий для развития отношений с социальным окружением, в первую очередь, со сверстниками. Подростки в дисгармоничных или неполных семьях вынуждены решать семейные проблемы, что ограничивает возможности их общественного развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: