Общение подростков со сверстниками

Центр общения в отрочестве переносится в группу сверстников. Подростки активно ищут общения, дружбы и доверительных контактов с другими подростками, прислушиваются к мнению сверстников и дорожат их расположением. Они надеются на поддержку, понимание и возможность обсудить происходящие с ними изменения с позиции «А все ли у меня так, как у других?».

Развитие межличностных отношений в отрочестве выходит на новый качественный уровень благодаря обогащению общения новыми актуальными задачами:

· расширение и углубление контактов с людьми разных возрастов и разных социальных взглядов и позиций;

· установление доверительных, содержательных отношений вне семьи;

· утверждение своего социального статуса;

· конкретизация гендерной роли в контексте полового созревания и расширения общения;

· переход от преимущественно гомосоциальных контактов к гетеросоциальным, а затем и к гетеросексуальным отношениям.

Приятельские отношения младших подростков, как правило, строятся на почве общих интересов. Многочасовые телефонные разговоры, совместные прогулки и досуг, - неотъемлемая часть подростковой дружбы. В течение отрочества количество друзей сначала резко возрастает, затем, примерно к пятнадцати годам стабилизируется, а потом снижается. Ценность количества и многообразия дружеских связей сменяется ценностью глубоких, исключительных, как правило, диадических отношений. Одновременно меняется и зависимость подростка от группы.

Расширение круга знакомств связано и со стремлением войти в какую-нибудь группу, которая могла бы обеспечить подростку определенный социальный статус. Это потребность защититься от критики, укрыться от ситуации неопределенности и получить отраженную информацию о себе. Используя скорее язык жестов и основываясь на чувстве сопричастности, молодые люди открывают в общении друг с другом самих себя и новые горизонты.

Статусные потребности, поиск идентичности и признания лежат в основе формирования молодежных групп, которые обеспечивают возможность социализации (не всегда благоприятной) для входящих туда подростков. В группе подросток пользуется уважением, с его мнением считаются. Очевидно, что средствами достижения статуса в группе сверстников иногда становится ненормативное поведение (воровство, насилие, наркотики и другие асоциальные проявления).

На фоне многочисленных, но бессодержательных контактов многие подростки могут испытывать чувство одиночества. Некоторые так и не выстраивают товарищеских отношений со сверстниками и испытывают разочарование в дружбе. Часто это связано с отсутствием доверительных отношений в семье, так как способность вверять себя другому человеку вырастает из близких отношений с родителями. Холодность и отчуждение, равно как зависимость и гиперопека препятствуют развитию у подростка способности находить себе друзей и доверять им свой внутренний мир.

Новые чувства в отношения со сверстниками привносит половое созревание. Характерная для младших школьников привязанность к детям того же пола, хотя и сохраняется в отрочестве, но начинает дополняться общением в смешанных группах. Главный социальный смысл возникновения компаний в младшем подростковом возрасте – обеспечить переход от однополого общения к разнополым группам, обрести гетеросоциальность.

Подростковая влюбленность чаще всего не связана с сексуальными потребностями, да и отношение к другому человеку не всегда оказывается приоритетным. Главным содержанием подростковой влюбленности становится общение – беседа, разговор о себе, своих интересах, увлечениях, мечтах и планах на будущее. Та страстность, с которой защищают подростки свою любовь от посягательств окружающих взрослых связана с серьезностью и значимостью для подростка этого общения. Через партнера, в интимной, доверительной беседе подросток познает себя и готов защищать от взрослых свое право на индивидуальность. Первая влюбленность чрезвычайно серьезна в том смысле, что обладает колоссальной важностью для подростка, а возможности найти другого доверительного собеседника ограничены.

Для общения современных подростков характерно сокращение периода однополой дружбы и все более раннее начало периода ухаживаний. Многие исследователи видят в этом серьезное ограничение в личностном развитии подростка, так как дружба объективно дает возможность развитию богатой палитры чувств, влияет на формирование мировоззрения и углубление межличностных отношений. В формировании самосознания, правильного представления о своих достоинствах и недостатках, в рефлексии собственных устремлений, неоценимую помощь оказывают однополые дружеские отношения.

Исследование поведения девочек подростков в возрасте от 11 до 14 лет, увлеченных ухаживаниями сверстников, показало их большую активность, энергичность и высокую самооценку. В то же время их рассуждения о жизни, по сравнению со сверстницами, не увлеченными мальчиками, были менее зрелыми, наивными и поверхностными. Авторы исследования рисуют портрет девушек с бедным воображением, не развитым общением, не способных устанавливать доверительные дружеские отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: