Особенности психического развития в период зрелости

Познавательное развитие и творчество в зрелости

Психологическая специфика взрослой фазы жизни человека изучена недостаточно. До сих пор нет согласия среди возрастных психологов в отношении психологии развития взрослого человека (И.С. Кон). Так, одни психологи считают возраст от 20 до 60 лет единым периодом устойчивого развития, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Другие различают в нем фазу подъема (приблизительно до 40-50 лет), за которой начинается постепенный спад. Например, во многих классификациях возраст 45 лет рассматривается как узловая точка развития, а период от 30 до 45 лет – как «вершина жизни», «акме» – наиболее полный расцвет человеческой личности. Третьи исследователи подчеркивают множественность и разнонаправленность возрастных изменений.

Концепция «акме» стимулировала появление акмеологии – науки о закономерностях психического развития взрослого человека и объективно-субъективных факторах, содействующих или препятствующих достижению личностных и профессиональных вершин творческой зрелости. Предметом акмеологии является изучение объективных и субъективных факторов развития взрослого человека, достижение вершин его зрелости в процессе самоактуализации личности. В акмеологических исследованиях наблюдается тенденция перехода от «психологии взрослости» (Б.Г. Ананьев; А.А. Бодалев) к психологии профессионального мастерства (Е.А. Климов). Становление профессионализма рассматривается как тесно взаимосвязанное с осознанием интерсубъектности человеческого бытия.

Познавательная сфера взрослого описывается как «социальный интеллект», «мудрость», «компетентность», «личностное познание». В познавательной деятельности взрослого главная роль принадлежит метакогнитивным (интегративным) процессам: управлению своим познанием, рефлексивному отношению к себе, специфике структурной организации индивидуального опыта, ценностному регулированию познавательных процессов. Развитие познавательных способностей взрослого тесно переплетается с его личностным развитием («синтезированный интеллект»), личностной и межличностной сферами.

Проблемы творческой продуктивности взрослых, в частности ученых, наиболее благоприятного возраста для творчества, возрастной динамики творчества занимают важное место в исследованиях, начиная с 40-50 гг. ХХ века. Изучение зрелости позволило обнаружить в ее рамках значительную стабилизацию психосоматических функций и разнообразное развертывание реконструктивных и эволюционных процессов в интеллектуальной и физической сферах. В рамках зрелости достигается максимальное развитие творческих способностей человека. Виды деятельности, связанные с вербальным интеллектом, не имеют возрастного предела. Писатели, переводчики, актеры сохраняют творческий потенциал до конца жизни (Т.В. Карсаевская).

Развитие интеллекта

Представления некоторых ранних исследователей о том, что интеллектуальный пик достигается в ранней взрослости и затем постепенно понижается течение всей жизни принято называть кривой классическогостарения. В отечественной литературе встречались такие цифры: например, считалось, что пик интеллектуального развития приходится на третье десятилетие жизни, затем начинает постепенно снижаться, и к 70 годам от него остается 70 и меньше процентов. Данные более поздних исследований опровергают эти представления. Так, исследование методом поперечныхсрезов, выполненное К. Шайе (Schaie), показало, что пик числовых вычислений и индуктивного рассуждения приходится на 30 лет, пространственной ориентации – на 40 лет, вербального интеллекта – 50 лет. Подобные исследования, проведенные отечественными авторами, также показали, что в развитии интеллекта во взрослом возрасте происходят непрерывные изменения с моментами спада и нового подъема. Исследование, направленное на изучение влияния образования на динамику и внутренние механизмы интеллектуального развития взрослых при использовании методики Векслера, показали, что в умственной деятельности взрослых людей в возрасте 18-50 лет не наблюдается стабилизации в развитии вербального и невербального интеллекта, а происходят непрерывные изменения(Л.Н. Борисова). На всем протяжении рассматриваемого периода выделяется четкая периодизация, характеризующая циклы нарастания интеллекта, моменты спада и нового подъема. Кроме того, анализ экспериментальных данных свидетельствует о неоднородности развития вербального и невербального интеллекта. Уровень развития вербального интеллекта для каждого года жизни выше, чем невербального, то есть развитие интеллекта взрослого человека происходит за счет преимущественного развития вербально-логических структур, с помощью языка и символов.

Обнаружено, что у взрослых особое значение приобретают событийные, а не собственно возрастные факторы личностного и когнитивного развития. Развивается способность к рефлексии и метапознанию происходящего, осмыслению и сознательному выбору «генетических задач» своего развития. Взрослый в большей степени, чем ребенок, имеет возможность выбирать, чем (и для чего) ему заниматься, определять ведущий тип деятельности. Таким образом, в период взрослости и взросления гетерохронность, неравномерность и индивидуальная специфичность развития увеличиваются. Возрастает и число вариантов «нормального» развития. Особую ценность приобретает способность осознания происходящего и самого себя, ценностно-смысловых предпосылок собственной активности.

Проблема развития личности в зрелом возрасте

Развитие личности

В отношении индивидуального развития человека под углом зрения диалектики природных и социокультурных составляющих существуют две точек зрения. Согласно одной из них, развитие личности, ее социализация происходят до периода зрелости (Н.В. Андреенкова, Т. Шибутани). По мнению ряда психологов, прекращение собственно развития сопровождается простым изменением отдельных психологических характеристик.

Согласно другой точке зрения, социализация и развитие длятся всю жизнь (Б.Г. Ананьев, А.И. Анцыферова, И.С. Кон, К.К. Платонов). Исходя из этого, исследователи обращаются к проблеме свободного и необходимого выбора личностью своего жизненного пути, места в жизни. Лишь овладевая необходимыми способами деятельности и системой нравственных норм и ценностей, человек определяет себя как ответственный субъект и неповторимую личность.

Особое значение занимает в отечественной научной литературе понятие ответственности, которая рассматривается как главный признак зрелости. Осознание своей ответственности и стремление к ней характеризует личность с точки зрения выполнения ею определенных социальных или нравственных требований. Ответственность – это необходимость отвечать за свои действия или поступки, когда индивид сам есть источник действия и полностью осознает их возможный исход. Основными компонентами ответственности считаются наличие способности к собственному суждению и умение выбирать линию поведения (А.В. Толстых). Взрослый человек, в отличие от юноши, не зависит от родителей, он должен сам обеспечивать свое существование, делать порой сложные выборы и жизнеопределяющие выборы.

Под ответственностью понимается способность к собственному обоснованному суждению и умение отвечать за результаты как в случае благоприятного, так и неблагоприятного исхода. Эти две характеристики можно считать признаком развитой человеческой индивидуальности. Недостаточно зрелые индивиды не просто не умеют, а боятся идти своим путем, особенно вопреки мнению окружающих. Они боятся ошибок, возможных неудач. И наоборот, психологически зрелым людям доставляет удовольствие думать, принимать решения, пробовать свои силы в разных областях, учитывать и исправлять ошибки, и тем самым подниматься на новый, более высокий уровень развития (Л.Б. Волынская).

Взрослость характеризуется как способность построения особых, децентрированных, диалогических отношений с другими людьми, зрелыми межличностными отношениями, способностью к контактам и принятию другого, умением входить в общение. В межличностной сфере существенным критерием зрелости выступает «паритетность», умение распределять ответственность.

В зрелом возрасте происходит стабилизация не только психосоматических функций, но и всего жизненного уклада индивида и его личностных особенностей. Изменения ценностей и ценностных ориентаций мало вероятны в этот период. Лонгитюдные и срезовые исследования не обнаруживают значимых вариаций в степени жизненной удовлетворенности; они показывают, что в группе лиц зрелого возраста преобладают ценности профессиональной самореализации (интересная работа, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь) и личные ценности (здоровье, жизненная мудрость, любовь, общественное признание) (А.И. Тащева). Все это позволяет рассматривать зрелость в качестве интервала относительной стабильности и «жизни настоящим».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: