Лекция 12. «Общая характеристика зрелого возраста»

12.1. Общее представление о зрелом возрасте

Зрелость в нормальном цикле жизни является самым длительным периодом, по сравнению с предыдущими и последующими периодами. Зрелость характеризует отдельные этапы развития, которое меняется в ходе онтогенеза до тех пор, пока не достигнет конечного уровня, т.е. уровня полной зрелости взрослого человека. Другими словами, это процесс роста или созревания до полностью развитого состояния. С понятием зрелости связан основной принцип возрастной физиологии – гетерохронности развития. При этом различают гетерохронность внутрисистемную, которая характеризует неодинаковую скорость формирования различных по сложности компонентов внутри одной функциональной системы, и гетерохронность межсистемную, которая характеризует разные сроки формирования отдельных функциональных систем на последовательных этапах онтогенеза.

Зрелость означает относительно стабильный в соматическом и психическом развитии возраст. В качестве критериев зрелого возраста выступают развитые способности личности, такие как: отвечать за свои поступки, к рефлексии и самосознанию, устанавливать зрелые межличностные отношения с другими людьми, к творчеству, самоактуализации.

В последнее десятилетие понятие зрелости обогатилось за счет новых моделей, в которых предложено различать разные виды зрелости. Так, когнитивная зрелость характеризуется развитием таких систем, которые зависят от опыта индивида в взрослой жизни, наличием стадии постформального мышления с пониманием диалектической природы аргументов и социальных изменений, а также того, что люди имеют разные точки зрения. Эмоциональная зрелость свидетельствует о том, что человек становится менее импульсивен и имеет больший комплекс реакций на какое-то событие, способен контролировать свое эмоциональное состояние (B. Knight). Зрелость предполагает реалистический взгляд на вещи, понимание того, что не любая цель достижима, а это способствует гибкости в выборе целей и адекватной замене их в случае необходимости. К зрелому возрасту формируются твердые моральные принципы, уверенность в своих силах и адекватная самооценка. Эмоциональная зрелость проявляется в собственной поддержке, аналогично финансовой зрелости (Ф. Перлз). То есть эмоционально зрелый индивид сам отвечает за свое психическое состояние. Те же, кто постоянно чувствует себя беспомощными и страдающими, стремятся переложить на других работу по саморегуляции.

Эти социально необходимые качества и умения необходимо развивать и вырабатывать. На практике это происходит не всегда и многие люди, будучи зрелыми по возрасту, не являются таковыми в психологическом и социальном отношении.

Периодизация зрелого возраста

В науке существуют разногласия по поводу начала периода взрослости и его окончания, т.к. хронологические рамки достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения. В целом, период взрослости начинается с момента окончания юности – 18-19 лет и заканчивается началом старости или дряхлости. В этом диапазоне жизни человека выделяются следующие стадии:

ранней взрослости (18-30 лет);

средней взрослости (30-45 лет);

поздней взрослости (45-55 лет);

предпенсионного возраста (50-55 лет для женщин, 55-60 лет – для мужчин).

Стадия ранней взрослости соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность: он овладевает ролью взрослого, получает юридическую и экономическую ответственность, возможность включиться во все виды социальной активности. В нормальном цикле жизни у большинства складывается собственная семья, рождается первый ребенок, завершается получение высшего образования. На работе осваиваются профессиональные роли, образуется круг общения, в основе которого – избранная профессия.

Средняя взрослость – это период достижения компетентности в выполнении профессиональных ролей, материальной независимости, формирования широкого круга социальных связей, появления и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности. Другими словами, это пора постановки четких и точных целей, позволяющих добиться стабильности в личной жизни и высоких результатов на профессиональном поприще.

Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальной активности.

В предпенсионный период жизни происходит снижение физических и умственных функций. В основной области труда наблюдается спад профессиональных притязаний и происходят существенные изменения всей мотивационной сферы в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни. Считается, что это период наиболее благоприятный для занятия наиболее видного положения в своем социальном кругу.

Это общее представление о периодизации жизни взрослого человека дополнено в теории структуры жизни Д.Дж. Левинсона и коллег, где выделяется серий периодов или фаз, которые определяют порядок развития взрослого человека. Развитие охватывает последовательность эр (до-взрослости – 0-22 лет, ранней взрослости – 17-45 лет, средней взрослости – 40-65 лет, поздней взрослости– 60 лет и старше), которые частично совпадают в психобиосоциальных переходах, означающие временной интервал (пять лет) перехода личности в «новую эру»: в 17-22 – переход к ранней взрослости, 40-45 лет – переход к средней взрослости, 60-65 лет – переход к поздней взрослости. Таким образом, периоды или фазы являются стабильными или переходными. Хотя каждая фаза включает биологическую, психологическую и социальную адаптацию, семья и работа рассматриваются как основные в структуре жизни в любое время, и индивидуальное развитие переплетается с изменениями в этих ролях (см. рис. 1).

Рис. 1. Схематичное изображение развития взрослого человека

Источник: Gross R. The Science of Mind and Behaviour (3td edition). – London: Hodder & Stroughton, 1996.

Переход ранней взрослости (17-22 года) представляет собой развитие между юношеским возрастом и взрослостью. Как правило, в этом периоде важны две составляющие: отделение (сепарация) и планирование дальнейшей жизни. Экстернальное отделение заключается в уходе или отъезде из дома, появлении финансовой независимости, социальных ролей, ответственности. Интернальное отделение проявляется в психологической дистанции от семьи и родителей, меньшей эмоциональной зависимостью от них и большем установлении различий между «Я» и родительской семьей. Несмотря на такое отделение, этот процесс никогда не завершается и длится всю жизнь.

Переход средней взрослости (40-45 лет) означает завершение одной жизненной фазы и начало другой. Это время поиска смысла жизни, возникновения множества вопросов, на которые человек пытается найти ответы, оценки реальных достижений и свершений жизни.

Переход поздней взрослости (60-65 лет) означает изменения физического состояния и приобретение нового статуса в связи с выходом на пенсию. В середине шестидесяти лет человек должен прийти к согласию с фактом, что он больше не играет первую роль в семье и на работе. Это не значит, что ему следует избегать обязанностей по отношению к семье, друзьям. При этом он должен прийти к принятию своего прошлого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: