Методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов

Цель выполнения самостоятельной творческой работы — приобретение опыта постановки психоаналитического диагноза, оценки процессов, происходящих при терапии в данном конкретном случае и собственных контрпереносных реакций, прогнозирования процнесса терапии и его результатов.

В процессе написания творческой работы студентам даются следующие рекомендации.

Прежде всего необходимо внимательно ознакомиться с материалом предложенного клинического случая. На основании чего требуется:

- точно определить запрос пациента, его жалобы,

- оценить ожидания пациента относительно длительности лечения и его результа-

тов,

- составить наиболее полное представление о личности пациента и его жизни (воз-

раст, образовательный и профессиональный уровень, наличие предыдущих обращений за психотерапией, ее результаты и причины прекращения, наличие травматических событий, их давность и последствия, соматические заболевания, наличие и состав семьи, качество объектных отношений, способы проявления агрессии, детские воспоминания, сновидения и т.д.),

- оценить адекватность используемого сеттинга,

- дать описание трансферных реакций пациента и обосновать свое мнение,

- указать виды сопротивлений и защит, которые использует данный пациент,

- дать развернутый анализ предложенного сновидения,

- описать собственные контртрансферные реакции и предполагаемый контрперенос

аналитика, ведущего случай,

- оценить в целом динамику психоаналитического лечения, указать стадию, на

которой находится процесс,

- оценить диагностическую категорию, к которой принадлежит пациент,

- представить свои соображения по дальнейшему ходу лечения.

 

Данная работа в окончательном варианте, который предоставляется преподавателю, должна быть иметь следующую структуру:

1. Социально-демографические характеристики обследуемого человека.

2. Психодиагностический запрос.

3. Анамнестические данные.

4. Сеттинг.

5. Трансферные реакции.

6. Сопротивление

7. Анализ сновидения.

8. Контрперенос.

9. Динамика терапии.

10. Диагноз пациента.

11. Дальнейший ход терапии.

12. Использованная литература.

 

Образец титульного листа самостоятельной творческой работы.

 

Восточно-Европейский институт психоанализа

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

 

По курсу «Клинический психоанализ»

 

 

На тему «Опыт применения теоретических знаний для анализирования клинического

случая»

 

 

Студента(ки) очного отделения ……………………                                                                                                                                  

                    (фамилия, имя, отчество полностью)

Руководитель курса: Шукова С.Р.

 

Санкт-Петербург

200..

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Конспект лекций к теоретической части курса

ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Предмет клинического психоанализа.             

 

     Психоанализ - 1. Вид лечения неврозов, изобретенный Фрейдом в 1890-х гг. и разрабатывавшийся далее им самим, его учениками и последователями. Ключевые определяющие понятия: свободная ассоциация, сменившая гипноз;

 интерпретация, сменившая внушение; трансфер. Сущность психоаналитической техники заключается в том, что пациенту предлагают свободно высказываться и помогают ему в этом; в том, что интерпретируют как ассоциации, так и те препятствия, с которыми пациент сталкивается, пытаясь ассоциировать, а также в том, что интерпретируют его

 чувства и отношения к аналитику. 2. Психологические теории развития неврозов и (позднее) общего психического развития, сформулированные Фрейдом, его учениками и последователями параллельно с открытием и разработкой психоаналитического лечения. Ключевыми определяющими понятиями являются: а) БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - представление о том, что существует психическая деятельность, которая субъектом не осознается, но которая тем не менее оказывает динамическое воздействие на его поведение; б) СОПРОТИВЛЕНИЕ - идея о том, что сознание сопротивляется

 проникновению бессознательных тенденций и делает это с помощью защитных механизмов; в) ТРАНСФЕР - понятие о том, что на отношение субъекта к объектам настоящего бессознательно влияет его отношение к прошлым объектам и что, в частности,

отношение пациента к своему аналитику повторяет его отношения с родителями в детском возрасте.(Ч.Райкрофт "Критический словарь психоанализа").

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: