4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:
знать:
- предмет клинического психоанализа;
- основные ключевые понятия клинического психоанализа;
- принципы и процедуры психоаналитической техники;
- отличия клинического психоанализа от других видов психотерапии;
- методику работы по созданию и поддержанию рабочего альянса
- методику анализирования материала пациента
- методику работы с сопротивлением и переносом в различных терапевтических
случаях;
- причины возникновения различного рода психопатологий с точки зрения психоана-
литической теории;
- психоаналитические техники работы с психопатологией различного уровня.
уметь:
- ориентироваться в различных теоретических концепциях и практических методах
клинического психоанализа;
- аналитически подходить к решению проблем постановки диагностической катего-
рии и выбора соответствующей техники лечения;
- творчески применять на практике полученные теоретические знания;
|
|
иметь представление:
- о психотерапевтическом психоаналитическом процессе;
- об особенностях психоаналитической терапии в разных конкретных случаях;
- о возможностях и ограничениях метода клинического психоанализа.
Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний
Форма промежуточного контроля знаний — обучающий тестовый контроль, самостоятельная творческая работа.
Форма итогового контроля знаний — экзамен.
Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
Промежуточная аттестация проводится в форме письменной контрольной работы (теста промежуточной аттестации — смотри в приложении 2).
К итоговой аттестации студент должен выполнить самостоятельную творческую работу, требования к которой изложены в приложении 1.
Итоговая аттестация (экзамен) проводится в виде письменных ответов на тестовые вопросы по всему курсу (список тестовых вопросов смотри в приложении 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Требования и методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов
В процессе изучения учебной дисциплины «Клинический психоанализ» студенты должны выполнить самостоятельную работу. При написании этой работы следует руководствоваться методическими рекомендациями, изложенными в методическом пособии «Методические указания к оформлению контрольных, курсовых проектов (работ) и рефератов», имеющемся в библиотеке института. Однако следует учесть, что самостоятельная работа по «Клиническому психоанализу» не является аналитическим реферативным обзором, а должна представлять собой творческую работу. Поэтому ее структура несколько изменяется.
|
|
Особенность самостоятельной творческой работы по клиническому психоанализу заключается в следующем. Студентам предлагается описание какого-либо клинического случая, в котором указываются следующие данные: причина обращения за лечением, история жизни пациента, содержание первичного интервью, динамика терапевтического процесса и ее особенности, материал сновидений пациента, содержание последней на момент лечения сессии. Используя полученную информацию и имеющиеся теоретические знания студенты должны изложить свое профессиональное видение данного случая.
Самостоятельная творческая работа состоит из следующих заданий:
1. Используя полученную информацию оценить уровень патологии пациента и его особенности.
2. Определить особенности переносных процессов в терапии данного случая:
- с точки зрения структуры психики,
- с точки зрения теории объектных отношений,
- с точки зрения теории драйвов.
3. Определить особенности проявления сопротивления описанного клинического случая:
- с точки зрения структуры психики,
- с точки зрения теории драйвов.
4. Проанализировать имеющееся в описании случая сновидение.
5. Описать возникающие контртрансферные реакции.
6. Оценить динамику психотерапии.
7. Дать предложения по продолжению лечения.