Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы

 

Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.

В рамках курса «Клинический психоанализ» используются такие виды самостоятельной работы как работа с тестами и вопросами для самопроверки; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе), выполнение самостоятельной творческой работы (методические указания и требования к ее выполнению изложены в приложении 1).

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

Для более успешного усвоения материала данного курса от студента требуется интерес к людям, к процессам, происходящим между ними и их внутренним психологическим процессам, доля любознательности, наблюдательность, способность одновременно к аналитическому и творческому мышлению, интуиция и эмпатические качества, а также определенный уровень рефлексии. Благодаря наличию этих способностей и качеств студент сможет глубже проникнуть в суть тех психологических процессов, которые происходят во время психоаналитической терапии, оценить степень патологии пациента, принять решение о наиболее оптимальной технике работы в данном конкретном случае.

При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая в полной мере обеспечена соответствующей литературой. Значительную помощь в подготовке к очередному занятию может оказать имеющееся в данном комплексе учебно-методическое пособие: Шукова С.Р. «Клинический психоанализ». Оно же может использоваться и для закрепления полученного в аудитории материала.

 

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

  1. Предмет клинического психоанализа.
  2. Клинический психоанализ как технический метод лечения психопатологии.
  3. История развития клинического психоанализа от катарсического метода до базисной модели.
  4. Развитие психоаналитического метода в современный период.
  5. Отличия клинического психоанализа от непсиходинамических видов психотерапии.
  6. Клинический психоанализ и психодинамические психотерапии.
  7. Основные понятия психоанализа.
  8. Основное правило психоанализа.
  9. Основные процессы и процедуры, принятые в психоанализе.
  10. Классический психоанализ и психоаналитическая терапия.
  11. Показания к психоаналитическому лечению.
  12. Противопоказания к лечению психоанализом.
  13. Требования, предъявляемые к психоаналитику.
  14. Способы первичного интервью.
  15. Обследование пациента и начало лечения.
  16. Особенности заключения сеттинга.
  17. Источники получения информации от пациента во время лечения.
  18. Конфронтация.
  19. Прояснение.
  20. Интерпретация.
  21. Проработка.
  22. Виды отношений между пациентом и аналитиком.
  23. Реакции переноса. История термина.
  24. Причины возникновения реакций переноса.
  25. Техника, способствующая развитию реакций переноса.
  26. Наиболее типичные проявления переноса.
  27. Классификация реакций переноса.
  28. Невроз переноса.
  29. Анализирование переноса.
  30. Рабочий альянс.
  31. Техника, способствующая развитию рабочего альянса.
  32. Реальные отношения.
  33. Контрперенос, история развития термина.
  34. Причины возникновения контрпереноса.
  35. Наиболее типичные признаки присутствия контрпереноса.
  36. Классификация реакций контрпереноса.
  37. Сопротивление, история термина.
  38. Наиболее типичные проявления сопротивления.
  39. Понятие границ в психоанализе.
  40. Взаимосвязь и взаимозависимость между внешними и внутренними границами в психоаналитическом процессе.
  41. .Роль сновидений в психоаналитической технике.
  42. Работа со сновидениями в клиническом психоанализе.
  43. Критерии окончания лечения.
  44. Техника работы при завершении лечения.
  45. Различия в технике завершения терапии в классическом психоанализе и психоаналитической терапии.

46. Основные характеристики нормальной оральной фазы.

47. Проблемы, возникающие в отношениях Мать-Ребенок во время прохождения оральной фазы.

  1. Основные характеристики патологии психотического уровня.
  2. Техника работы и контрперенос при работе с психотической патологией.
  3. Основные характеристики нормальной анальной фазы.
  4. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях пары Мать-Ребенок при прохождении анальной фазы.
  5. Основные характеристики патологии пограничного уровня.
  6. Техника работы и контрперенос при работе с пограничной патологией.
  7. Основные характеристики прохождения нормальных фаллически-нарциссической и эдипальной фаз равития.
  8. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях ребенка с окружением во время прохождения фаллически-нарциссической и эдипальной фаз развития.
  9. Основные характеристики невротической патологии.
  10. Техника работы и контрперенос при работе с невротическим уровнем патологии.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие клинического психоанализа и его место в среди других психотерапевтических методов.

2. История клинического психоанализа.

3. Базовые психотерапевтические техники.

4. Неаналитические виды психотерапий и их основные отличия от аналитических.

5. Классический психоанализ и психоаналитическая терапия.

6. Причины перехода от классического психоанализа к психоаналитической терапии.

7. Показания к психоанализу.

8. Противопоказания для лечения психоанализом.

9. Личность психоаналитика (умения, черты личности, мотивация).

 10. Задачи и цели первого интервью.

 11. Информация, получаемая в ходе обследования.

 12. Способы проведения первого интервью.

 13. Заключение договора. Сеттинг.

 14. Продуцирование материала в клиническом психоанализе.

 15. Анализирование материала: конфронтация.

 16. Анализирование материала: прояснение.

 17. Анализирование материала: интерпретация.

 18. Анализирование материала: проработка.

 19. Инсайт через прояснение и инсайт через интерпретацию.

 20. Рабочий альянс.

 21. Источники рабочего альянса.

 22. Реальные отношения между пациентом и аналитиком.

 23. Перенос. Общее понятие. История термина.

 24. Клинические проявления переноса.

 25. Невроз переноса.

 26. Классификация реакций переноса.

 27. Техника работы с переносом.

 28. Сопротивление. Общее понятие. История термина.

 29. Клинические проявления сопротивления.

 30. Классификация сопротивления.

 31. Техника работы с сопротивлением.

 32. Контрперенос. Общее понятие. История термина.

 33. Проявления контрпереноса в психотерапии.

 34. Виды контрпереноса.

 35. Полезный и препятствующий контрперенос.

 36. Границы в психоанализе.

 37. Нарушение границ в психоанализе.

 38. Зависимость границ от уровня патологии.

 39. Функции и роль сновидения в психоанализе.

 40. Работа со сновидением.

 41. Основные характеристики симбиотической стадии развития.

 42. Основные характеристики стадии сепарации-индивидуации.

 43. Основные характеристики эдипальной стадии развития.

 44. Механизм возникновения психотической патологии с точки зрения психоанализа.

 45. Механизм возникновения пограничной патологии с точки зрения психоанализа.

 46. Механизм возникновения невротической патологии с точки зрения психоанализа.

 47. Основные характеристики патологии психотического уровня.

 48. Основные характеристики патологии пограничного уровня.

 49. Основные характеристики патологии невротического уровня.

 50. Техника работы и контрперенос при лечении психотических расстройств.

 51. Техника работы и контрперенос при лечении пограничных расстройств.

 52. Техника работы и контрперенос при лечении невротических расстройств.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: