Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.
В рамках курса «Клинический психоанализ» используются такие виды самостоятельной работы как работа с тестами и вопросами для самопроверки; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе), выполнение самостоятельной творческой работы (методические указания и требования к ее выполнению изложены в приложении 1).
Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.
Для более успешного усвоения материала данного курса от студента требуется интерес к людям, к процессам, происходящим между ними и их внутренним психологическим процессам, доля любознательности, наблюдательность, способность одновременно к аналитическому и творческому мышлению, интуиция и эмпатические качества, а также определенный уровень рефлексии. Благодаря наличию этих способностей и качеств студент сможет глубже проникнуть в суть тех психологических процессов, которые происходят во время психоаналитической терапии, оценить степень патологии пациента, принять решение о наиболее оптимальной технике работы в данном конкретном случае.
|
|
При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая в полной мере обеспечена соответствующей литературой. Значительную помощь в подготовке к очередному занятию может оказать имеющееся в данном комплексе учебно-методическое пособие: Шукова С.Р. «Клинический психоанализ». Оно же может использоваться и для закрепления полученного в аудитории материала.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
- Предмет клинического психоанализа.
- Клинический психоанализ как технический метод лечения психопатологии.
- История развития клинического психоанализа от катарсического метода до базисной модели.
- Развитие психоаналитического метода в современный период.
- Отличия клинического психоанализа от непсиходинамических видов психотерапии.
- Клинический психоанализ и психодинамические психотерапии.
- Основные понятия психоанализа.
- Основное правило психоанализа.
- Основные процессы и процедуры, принятые в психоанализе.
- Классический психоанализ и психоаналитическая терапия.
- Показания к психоаналитическому лечению.
- Противопоказания к лечению психоанализом.
- Требования, предъявляемые к психоаналитику.
- Способы первичного интервью.
- Обследование пациента и начало лечения.
- Особенности заключения сеттинга.
- Источники получения информации от пациента во время лечения.
- Конфронтация.
- Прояснение.
- Интерпретация.
- Проработка.
- Виды отношений между пациентом и аналитиком.
- Реакции переноса. История термина.
- Причины возникновения реакций переноса.
- Техника, способствующая развитию реакций переноса.
- Наиболее типичные проявления переноса.
- Классификация реакций переноса.
- Невроз переноса.
- Анализирование переноса.
- Рабочий альянс.
- Техника, способствующая развитию рабочего альянса.
- Реальные отношения.
- Контрперенос, история развития термина.
- Причины возникновения контрпереноса.
- Наиболее типичные признаки присутствия контрпереноса.
- Классификация реакций контрпереноса.
- Сопротивление, история термина.
- Наиболее типичные проявления сопротивления.
- Понятие границ в психоанализе.
- Взаимосвязь и взаимозависимость между внешними и внутренними границами в психоаналитическом процессе.
- .Роль сновидений в психоаналитической технике.
- Работа со сновидениями в клиническом психоанализе.
- Критерии окончания лечения.
- Техника работы при завершении лечения.
- Различия в технике завершения терапии в классическом психоанализе и психоаналитической терапии.
46. Основные характеристики нормальной оральной фазы.
|
|
47. Проблемы, возникающие в отношениях Мать-Ребенок во время прохождения оральной фазы.
- Основные характеристики патологии психотического уровня.
- Техника работы и контрперенос при работе с психотической патологией.
- Основные характеристики нормальной анальной фазы.
- Проблемы, возникающие во взаимоотношениях пары Мать-Ребенок при прохождении анальной фазы.
- Основные характеристики патологии пограничного уровня.
- Техника работы и контрперенос при работе с пограничной патологией.
- Основные характеристики прохождения нормальных фаллически-нарциссической и эдипальной фаз равития.
- Проблемы, возникающие во взаимоотношениях ребенка с окружением во время прохождения фаллически-нарциссической и эдипальной фаз развития.
- Основные характеристики невротической патологии.
- Техника работы и контрперенос при работе с невротическим уровнем патологии.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие клинического психоанализа и его место в среди других психотерапевтических методов.
2. История клинического психоанализа.
3. Базовые психотерапевтические техники.
4. Неаналитические виды психотерапий и их основные отличия от аналитических.
5. Классический психоанализ и психоаналитическая терапия.
6. Причины перехода от классического психоанализа к психоаналитической терапии.
7. Показания к психоанализу.
8. Противопоказания для лечения психоанализом.
9. Личность психоаналитика (умения, черты личности, мотивация).
10. Задачи и цели первого интервью.
11. Информация, получаемая в ходе обследования.
12. Способы проведения первого интервью.
13. Заключение договора. Сеттинг.
14. Продуцирование материала в клиническом психоанализе.
15. Анализирование материала: конфронтация.
16. Анализирование материала: прояснение.
17. Анализирование материала: интерпретация.
18. Анализирование материала: проработка.
19. Инсайт через прояснение и инсайт через интерпретацию.
20. Рабочий альянс.
21. Источники рабочего альянса.
22. Реальные отношения между пациентом и аналитиком.
23. Перенос. Общее понятие. История термина.
24. Клинические проявления переноса.
25. Невроз переноса.
26. Классификация реакций переноса.
27. Техника работы с переносом.
28. Сопротивление. Общее понятие. История термина.
|
|
29. Клинические проявления сопротивления.
30. Классификация сопротивления.
31. Техника работы с сопротивлением.
32. Контрперенос. Общее понятие. История термина.
33. Проявления контрпереноса в психотерапии.
34. Виды контрпереноса.
35. Полезный и препятствующий контрперенос.
36. Границы в психоанализе.
37. Нарушение границ в психоанализе.
38. Зависимость границ от уровня патологии.
39. Функции и роль сновидения в психоанализе.
40. Работа со сновидением.
41. Основные характеристики симбиотической стадии развития.
42. Основные характеристики стадии сепарации-индивидуации.
43. Основные характеристики эдипальной стадии развития.
44. Механизм возникновения психотической патологии с точки зрения психоанализа.
45. Механизм возникновения пограничной патологии с точки зрения психоанализа.
46. Механизм возникновения невротической патологии с точки зрения психоанализа.
47. Основные характеристики патологии психотического уровня.
48. Основные характеристики патологии пограничного уровня.
49. Основные характеристики патологии невротического уровня.
50. Техника работы и контрперенос при лечении психотических расстройств.
51. Техника работы и контрперенос при лечении пограничных расстройств.
52. Техника работы и контрперенос при лечении невротических расстройств.