Криминологическая ситуация

Криминологическая ситуация включает в себя обстоятельства, которые зависят от формирования личности преступника, от предкриминальной жизненной ситуации, которая может предшествовать преступлению, от самой криминальной ситуации и др. Все вышеперечисленные обстоятельства представляют собой единый причинно-связанный процесс.

Многие авторы выделяют следующую классификацию видов криминологических ситуаций:

По развитию во времени:

а) однофактные – ситуация носит разовый характер;

б) многофактные – совокупность эпизодов поведения;

По характеру взаимодействия потерпевшего и преступника:

а) ситуации столкновения – потерпевший и преступник находятся в конфликтных отношениях, а их действия реализуются в одностороннем или обоюдном причинении вреда;

б) ситуации сотрудничества – действия потерпевшего и преступника направлены на достижение одного результата, и они не связаны с конфликтом (незаконное производство аборта, сожитьство с лицом, не достигшим половой зрелости);

По степени и характеру понимания потерпевшим перспективы развитияситуации:

а) закрытые – потерпевший не представляет, какой вред ему может быть причинен, и не допускает такой возможности;

б) относительно закрытые – потерпевший допускает возможность причинения ему вреда, но заблуждается относительно его характера или рассчитывает на причинение вреда, но не того, который в действительности оказался причиненным;

в) открытые – потерпевший предвидит возможность причинения ему вреда и понимает, каков этот вред;

г) открытые ситуации самонадеянности – потерпевший понимает, какой вред ему грозит, но необоснованно рассчитывает его предотвратить (попытка потерпевшего обезоружить преступника в расчете на знание приемов самбо, если переоценка своих возможностей привела к причинению вреда).

Социальная среда и ее роль в формировании личности преступника.

Социальная среда – это окружающие человека материальные и духовные обстоятельства, условия его существования и деятельности. Рассматривая факторы, порождающие индивидуальное преступное поведение, следует учитывать воздействие на личность социальной среды различных уровней и их взаимосвязь.

В формировании личности воздействие семьи на индивида происходит буквально с первых дней жизни, присутствует, как правило, в юношеские годы — период особой важности в процессе социального развития личности, сохраняется в течение всей жизни.

 На это влияют Господствующие в семье система ценностей, Общественное воспитание вне семейной среды. Важным звеном, опосредующим связь личности с обществом, является трудовой коллектив. Он не только играет существенную роль в формировании отношения членов коллектива к труду, в нем личность удовлетворяет потребность в общении, признании, уважении, самореализуется в процессе трудовой деятельности.

.Чрезвычайно важно отметить, что отчуждение личности весьма затрудняет усвоение ею позитивных ценностей общества и, напротив, способствует восприятию негативных норм и представлений антиобщественных малых групп, это может иметь существенные криминогенные последствия.

Конкретная жизненная ситуация и ее роль в формировании преступного поведения.

Применительно к рассматриваемому нами вопросу конкретная жизненная ситуация представляет собой совокупность таких обстоятельств жизни данного лица, которые влияют па принятие им решения о совершении преступления. Без учета особенностей данной ситуации во многих случаях невозможно попять причины и механизм совершения преступления.

В каждой жизненной ситуации следует различать объективное содержание, определяемое происшедшими в действительности событиями, и субъективное значение, которое придается ей субъектом в зависимости от его взглядов, опыта, наклонностей, характера и т.д

Ситуации могут не только вызывать временные изменения в поведении, но и стимулировать перестройку личности. К таким ситуациям относятся, например, эмоционально насыщенные события, затрагивающие интересы или совесть личности

Человек ведет себя по-разному и в обыденной обстановке, и в экстремальных, неординарных условиях. Поэтому, оценивая его действия, приведшие к преступному результату, следует выяснить, предвидел ли он заранее такое действие обстоятельств или оно явилось для него неожиданностью.

Ситуации постоянно влияют на личность, "предлагая" ей те или иные варианты поведения. Однако поступки людей не являются просто реакцией на воздействие ситуаций, равно как и вся деятельность человека не является лишь слепой реализацией предоставленных ему возможностей. Беспрерывно реагируя на влияния внешней среды, разновидностью которой является ситуация, он в свою очередь активно воздействует на нее, создавая благоприятные для себя ситуации, поступая так, как ему представляется полезным или правильным, выгодным или должным. Люди — не пассивные существа, находящиеся во власти внешних стимулов; они в значительной мере создают мир, в котором сами живут и действуют.

Необходимо различать роль ситуации в совершении преступлений в зависимости от того, является ли преступление длительным поведением или отдельным поведенческим актом. Последний обычно более ограничен во времени и может быть иногда нехарактерен для данной личности. Длительное поведение, в том числе преступное, больше выражает внутренний мир человека, его ценностные ориентации и потребности, чем отдельный поступок. Конфликтные, экстремальные ситуации чаще играют криминогенную роль именно в генезисе отдельных актов поведения (поступков).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: