(по Афанасьеву С. П., Коморину С. В.)
1. Формы воспитательной работы типа «представление»
В типе «представление» выделяются три группы форм:
- представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа — представление);
- представления-ритуалы (линейка);
- представления-коммуникации (митинг, дискуссия, фронтальная беседа, диспут).
Краткая характеристика форм
1. Линейка (торжественная церемония) — представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Функции субъектов взаимодействия следующие:
- ведущий линейки (находится в центре внимания);
- выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания);
- зрители;
- исполнители действий.
Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации.
2. Спектакль — представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. Разновидностями спектакля являются Устный журнал (газета), выступление агитбригады, т. е. демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме. Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители.
|
|
3. Концерт — «публичное исполнение музыкальных произведений, возможно в сочетании с хореографией, декламацией и другими номерами».
4. Просмотр кино-, видео -, телефильма, спектакля - представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами.
5. Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) - представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо.
6. Лекция (публичное выступление) — представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу.
7. Фронтальная беседа («Встреча с интересным человеком», «Орлятский огонек») - специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры.
8. Диспут — специально организованное представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).
9. Дискуссия - специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Разновидности дискуссии: «круглый стол», «форум».
10. Защита проектов — представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты.
|
|
2. Формы воспитательной работы типа «созидание-гуляние»
Формы воспитательной работы типа «созидание-гуляние» может быть разделены на три группы:
- развлечение — демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа);
- совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);
- развлечение - коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).
Краткая характеристика форм
1. Ярмарка (народное гуляние) — развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.
2. Представление в кругу — ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, пионерский костер и т. п.), предполагающее перемещение участников по кругу.
3. Танцевальная программа (дискотека) — специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. Существует разновидность танцевальной программы включающая соревновательность — это, так называемый «Стартинейджер».
4. Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы — это специально организованное мероприятие в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.
5. Продуктивная (инновационная) игра — совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы). Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение
правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов).
3.Формы воспитательной работы типа «путешествие»
В типе «путешествия» три группы форм:
- путешествие - демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие);
- путешествие - развлечение (поход, прогулка);
- путешествие - исследование (экскурсия, экспедиция).
Краткая характеристика форм
1. Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Назначение игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться:
- для информирования учащихся;
- служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);
- предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;
- способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций.
Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.
Алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:
- подготовку участников к восприятию игры-путешествия;
- сбор – старт;
- движение команд по маршруту;
- участие команд в организуемой на площадках деятельности;
- сбор - финиш.
2. Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции.
А. Е. Сейтенский так определяет функции участников экскурсии: с одной стороны - организация наблюдений, консультирование, сообщение необходимых сведений, с другой - самостоятельное наблюдение, ведение записей, фото и видеосъемки.
Наиболее часто организуются учебные и краеведческие экскурсии.
Экскурсия может быть и шутливо-ироничной («Закоулочная экскурсия»).
3. Экспедиция - коллективное путешествие куда-либо, посещение каких либо объектов с исследовательской целью. Родство экспедиции с экскурсией и походом несомненно, экспедиция занимает среднее положение между этими двумя формами.
|
|
4. Поход -дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы).
Поход как форма воспитательной работы, обладает рядом педагогических потенциалов:
- использование похода позволяет осуществлять диагностику личности и коллектива;
- совместное путешествие может привести к улучшению межличностных отношений в группе;
- при определенном педагогическом обеспечении в результате похода происходит расширение кругозора его участников;
- формирование ценностного отношения к природе и историческому наследию пространства, охваченного движением группы.
Поход, как форма воспитательной работы, может быть «заочным» и иметь также большой педагогический потенциал.
5. Парад (карнавальное шествие)- красочное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т. п.