Типы форм воспитательной работы

(по Афанасьеву С. П., Коморину С. В.)

1. Формы воспитательной работы типа «представление»

В типе «представление» выделяются три группы форм:

- представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа — представление);

- представления-ритуалы (линейка);

- представления-коммуникации (митинг, дискуссия, фронтальная беседа, диспут).

Краткая характеристика форм

1. Линейка (торжественная церемония) — представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Функции субъектов взаимодействия следующие:

- ведущий линейки (находится в центре внимания);

- выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания);

- зрители;

- исполнители действий.

Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации.

2. Спектакльпредставление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. Разновидностями спектакля являются Устный журнал (газета), выступление агитбригады, т. е. демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме. Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители.

3. Концерт — «публичное исполнение музыкальных произведений, возможно в сочетании с хореографией, декламацией и другими номерами».

4. Просмотр кино-, видео -, телефильма, спектакля - представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами.

5. Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) - представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо.

6. Лекция (публичное выступление) — представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу.

7. Фронтальная беседа («Встреча с интересным человеком», «Орлятский огонек») - специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры.

8. Диспут — специально организованное представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

9. Дискуссия - специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Разновидности дискуссии: «круглый стол», «форум».

10. Защита проектов — представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты.

2. Формы воспитательной работы типа «созидание-гуляние»

Формы воспитательной работы типа «созидание-гуляние» может быть разделены на три группы:

- развлечение — демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа);

- совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);

- развлечение - коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).

Краткая характеристика форм

1. Ярмарка (народное гуляние) — развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.

2. Представление в кругу — ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, пионерский костер и т. п.), предполагающее перемещение участников по кругу.

3. Танцевальная программа (дискотека) — специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. Существует разновидность танцевальной программы включающая соревновательность — это, так называемый «Стартинейджер».

4. Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы — это специально организованное мероприятие в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

5. Продуктивная (инновационная) игра — совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы). Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение

правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов).

3.Формы воспитательной работы типа «путешествие»

В типе «путешествия» три группы форм:

- путешествие - демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие);

- путешествие - развлечение (поход, прогулка);

- путешествие - исследование (экскурсия, экспедиция).

Краткая характеристика форм

1. Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Назначение игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться:

- для информирования учащихся;

- служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);

- предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;

- способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций.

Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.

Алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:

- подготовку участников к восприятию игры-путешествия;

- сбор – старт;

- движение команд по маршруту;

- участие команд в организуемой на площадках деятельности;

- сбор - финиш.

2. Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции.

А. Е. Сейтенский так определяет функции участников экскурсии: с одной стороны - организация наблюдений, консультирование, сообщение необходимых сведений, с другой - самостоятельное наблюдение, ведение записей, фото и видеосъемки.

Наиболее часто организуются учебные и краеведческие экскурсии.

Экскурсия может быть и шутливо-ироничной («Закоулочная экскурсия»).

3. Экспедиция - коллективное путешествие куда-либо, посещение каких либо объектов с исследовательской целью. Родство экспедиции с экскурсией и походом несомненно, экспедиция занимает среднее положение между этими двумя формами.

4. Поход -дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы).

Поход как форма воспитательной работы, обладает рядом педагогических потенциалов:

- использование похода позволяет осуществлять диагностику личности и коллектива;

- совместное путешествие может привести к улучшению межличностных отношений в группе;

- при определенном педагогическом обеспечении в результате похода происходит расширение кругозора его участников;

- формирование ценностного отношения к природе и историческому наследию пространства, охваченного движением группы.

Поход, как форма воспитательной работы, может быть «заочным» и иметь также большой педагогический потенциал.

5. Парад (карнавальное шествие)- красочное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: