Влияние внешнеэкономической деятельности на таможенную политику

Внешнеэкономическая деятельность, осуществлялась при посредстве постоянного законодательного регулирования и являлась существенным источником пополнения казны государства. Практически в большинстве экономически развитых стран только за счет таможенных поступлений от ведения внешнеэкономической деятельности формировалась значительная часть доходов государственного бюджета. Поэтому важнейшей задачей внешней экономической политики всякого государства была и остается задача всемерного развития и расширения внешней торговли, а также защита и укрепление внешнеэкономических интересов. Причем решение этих задач во многом зависит не только от успешного проведения таких преобразований, но и от надежного правового обеспечения деятельности государства и других хозяйствующих субъектов в области внешнеэкономических связей.

В течение многих десятилетий господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительно право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы. Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее – Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты – через Внешэкономбанк СССР.

Либерализация внешнеэкономической деятельности, начатая в СССР в середине 80-х годов, создала объективные условия для свободного перемещения через государственную границу юридическими и физическими лицами большого количества товарно-материальных ценностей, но одновременно породила благоприятную среду для контрабандной и иной преступной деятельности многих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические связи с другими странами. Либерализация внешнеэкономической деятельности, привела к росту контрабанды. Важным шагом в борьбе с наркобизнесом явилась договоренность о совместных действиях руководителей таможенных органов Европы, достигнутая во время последней сессии Совета таможенного сотрудничества.

К середине 80-х годов сложилась ситуация, при которой экспорт приобрел преимущественно топливно-сырьевую направленность, а импорт стал во многом потребительским. Начавшийся в конце 80-х — начале 90-х годов экономический кризис который был обусловлен падением цен на нефть и газ, отразился на результатах внешнеэкономической деятельности. Спад производства, разрыв хозяйственных связей со странами — бывшими членами СЭВ, а также между бывшими республиками СССР, торгово-политические и организационные просчеты в центре и регионах привели к резкому сокращению товарооборота. Предпринимавшиеся правительством попытки реформирования внешнеэкономической деятельности не дали положительных результатов.

В государственных планах определялись производство и распределение продукции, включая экспорт и импорт. Поставки товаров на экспорт производились по ценам, устанавливаемым государственными органами ценообразования для внутреннего рынка. Они могли существенно отличаться от мировых - быть значительно выше или ниже их. Доход от реализации различной продукции приносил прибыль, которая поступала в бюджет государства, а также убытки, которые покрывались за счет государства.

В связи с увеличением экспорта и импорта возросла роль таможенной службы. Таможенные пошлины и сборы использовались как вспомогательное средство регулирования внешнеторгового обмена. Проблема экономического обоснования их уровня не считалась актуальной. Экономическая эффективность экспорта и импорта определялась по суммарному доходу, получаемому государством от внешней торговли. При этом во внимание принимались не только общий доход в денежном выражении, но и влияние внешней торговли на социально-экономическое развитие страны, значимость экспортируемой и импортируемой продукции.

Так, в структуре импорта приоритетом пользовались передовая техника, лекарства, бытовая электроника и предметы роскоши. Экспортировались, как правило, товары, которыми был насыщен внутренний рынок, а также в значительных количествах сырье и энергоносители. Эффективно решалась проблема контроля за качеством импортируемых товаров, защиты отечественного рынка от вредных и опасных товаров, борьбы с контрабандой.

На дальнейшее развитие торгово-политических отношений СССР с зарубежными государствами был направлен таможенный тариф, утвержденный в апреле 1981 г. Он расширил ввоз товаров на преференциальной и беспошлинной основе, а также ужесточил правила ввоза в страну наркотических и психотропных веществ. Развитие внешнеторгового товарооборота, пассажирских и туристических потоков сопровождалось увеличением объемов работ таможенных органов.

Вместе с тем, таможенный тариф 1981 г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч. Тарифу образца 1981г. было присуще несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары, сложившимся на внутреннем и внешних рынках.

С приходом к власти М.С. Горбачева произошли кардинальные изменения во всех сферах государства. Особое внимание уделяется экономической деятельности как основе регулирования внешнеэкономических связей и развитием внешней торговли с другими странами. Экономические реформы, проводимые в тот период, имели два направления: развитие самостоятельности предприятий и развитие частной инициативы. Первое направление определяло переход на новые принципы: хозрасчет и самофинансирование. Предприятия получили устанавливать связи с другими предприятиями напрямую, а также налаживать контакты с иностранными фирмами. Второе направление состояло в расширении сферы деятельности для частной инициативы, а именно предоставлялось право желавшим на ведение собственного дела. Также государство решало различные трудности, возникающие на этапах развития кооперации. Внешнеэкономическая деятельность формировала значительную часть доходов государственного бюджета, что способствовало укреплению деятельности государства в области внешнеэкономических связей.  

Отмена монополии привезла к либерализации внешнеэкономической деятельности. Расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность привели к росту контрабанды.

В целом развитие внешней торговли страны в тот период способствовало наращиванию экономического потенциала, повышению уровня благосостояния всего населения, укреплению экономической безопасности государства. При определении экспорта и импорта учитывалась в первую очередь народнохозяйственная значимость продукции, важность ее с точки зрения перспектив развития страны, а не сиюминутная коммерческая выгода того или иного импортера или экспортера.

 

 


 


ГЛАВА 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: