Реорганизация таможенной службы на основе экономических реформ

Во второй половине 1980-х гг., в условиях перестройки внешнеэкономических связей, радикально пересматриваются структура и управление таможенного дела. Это ознаменовалось началом реформы системы таможенных органов. Перестройка таможенного дела была неразрывно связана с общими экономическими реформами в стране, провозглашенными на апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 года, разработкой новой стратегии внешнеэкономических связей СССР.

Стало очевидно, что ведомственная подчиненность Главного таможенного управления Министерству внешней торговли СССР (до 1946 г. – НКВТ) не могла обеспечить эффективный контроль за внешнеторговыми операциями, досмотр пассажиров и борьбу с контрабандой.

    Важной основой для деятельности таможенных учреждений стал принятый 24 ноября 1982 года Закон о государственной границе СССР. Этот Закон подчеркнул роль таможенных учреждений и закрепил факт их участия в охране границы, в том числе в борьбе с незаконным перемещением через границу взрывчатых средств, оружия, боеприпасов и других предметов, а также контрабанды.

Реформа органов внешнеэкономических связей СССР потребовала приведения таможенной системы в соответствие новым условиям. Поэтому решением от 12 февраля 1986 г. №222 ГТУ было преобразовано в самостоятельный орган государственного управления – Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров СССР на базе Главного таможенного управления Министерства внешней торговли. С этого времени началась реорганизация управления таможенным делом. Таможенная служба получила определенную самостоятельность.

    13 июля 1987 года Советом Министров СССР было утверждено Положение о ГУ ГТК, в котором говорилось, что Главное управление является общесоюзным органом государственного таможенного контроля и руководствуется законами Советского государства, решением высших законодательных органов СССР и другими нормативно-правовыми актами. На управление возлагалась обязанность по осуществлению правовой работы и руководству таможенными учреждениями, таможенными уполномоченными, подведомственными предприятиями и организациями.

Впервые за всю историю СССР таможенная служба выделилась организационно. Однако функции таможенных органов остались прежними: из-за «пробуксовки» реформ новый механизм регулирования ВЭД на деле практически не действовал. Функциональной обязанностью нового таможенного органа явилась борьба с контрабандой и нарушением таможенных правил, обеспечение в пределах своей компетенции выполнения обязательств по международным договором СССР в части, касающейся таможенного дела.

Началась реорганизация управления таможенным делом. Существовавшие ранее отделы ГТУ в составе ГУ ГТК были преобразованы в управления, расширялась сеть местных таможенных управлений, началась переподготовка кадров. В 1989 году, в связи с отходом советского руководства от государственной монополии внешней торговли, начали формироваться новая таможенная политика и механизм таможенного контроля, изменялись функции таможенных органов, соответствовавшие новым стандартам. На повестку дня были поставлены такие задачи, как разработка нового таможенного законодательства, отвечающего либерализации внешней торговли; создание новых таможен в местах сырьевых источников и производства товаров и пунктов пропуска на путях движения экспортных и импортных товаров; использование мирового опыта применения гармонизированной системы описания и кодирования товаров; координация действий ГУ ГТК с таможенными службами зарубежных стран по пресечению наркобизнеса и организации более тесного взаимодействия с правоохранительными органами.

    В это время в качестве постоянного органа Совмина СССР была создана и Государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВЭК). В ее функции входила разработка и реализация внешнеэкономической стратегии, руководство деятельностью Министерства внешнеэкономических связей СССР, Внешэкономбанка СССР, ГУ ГТК и других министерств.

    С 1987 года стали создаваться совместные предприятия, с 1988 года государственным, кооперативным и иными общественными предприятиям предоставлялось право самостоятельного выхода на внешний рынок. В общем комплексе мероприятий начавшейся перестройки таможенного дела важным моментом явилось введение с 1 сентября 1989 года грузовой таможенной декларации (ГТД). Это позволило поставить под контроль регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД), создать систему статистического учета.

    Эти и другие мероприятия поднимали авторитет и роль таможенной службы, восстанавливали в правах таможенную систему, обеспечивающую жизнедеятельность механизма регулирования внешней торговли.

Происходящие изменения затронули таможенные учреждения и на территории Беларуси. Так, 6 апреля 1987 года приказом ГУ ГТК №44 Минская таможня была преобразована в Белорусскую территориальную таможню (БТТ). Зона ее деятельности распространялась на всю БССР, кроме Гродненской и Брестской областей. В 1988 году приказом ГУ ГТК был утвержден порядок создания специальных досмотровых комиссий, осуществлявших контроль на предприятиях, получавших импортную и отправлявших экспортную продукцию. 8 февраля 1989 года приказом №26 была создан авиационный таможенный пост БТТ «Минск-2».

Важным событием в истории советской таможенной службы на территории Беларуси было создание приказом ГУ ГТК от 27 апреля 1990 года №95 на основании постановления Совета министров от 21 апреля 1990 года №399 «О мерах по совершенствованию управления таможенным делом в СССР, укреплению материально-технической базы таможенной системы, развитию ее социальной сферы» Белорусского управления ГТК СССР, начальником которого был назначен Кречко Петр Васильевич. Так, почти через 60 лет после ликвидации Белорусского отделения ГТУ на территории БССР вновь была сформирована территориальная таможенная структура.

Приказом от 15 июня 1990 года №132 БТТ преобразовывается в Минскую таможню. 24 октября того же года создаются Витебский и Могилевский таможенные посты Минской таможни, а 30 сентября 1990 года была открыт таможенный пост «Брузги» Гродненской таможни.

В условиях перестройки внешнеторговых связей Советского Союза требовались кардинальные изменения и в таможенном законодательстве. В результате 26 марта 1991 года был принят новый Таможенный кодекс СССР, проект которого рассматривался в Совете Таможенного Сотрудничества.

В последний год существования СССР активно происходили изменения в таможенной инфраструктуре. Так, 15 марта 1991 года на базе ПТО «Варшавский мост» и «Козловичи» создается таможня «Западный Буг», для которой из Бреста было направлено 158 таможенников.

Серьезные изменения во всех отраслях таможенного дела начали происходить после принятия в 1991 г. нового Таможенного кодекса СССР и Закона о таможенном тарифе. Таможенный кодекс юридически закреплял сложившуюся к этому времени структуру таможенных органов: таможни – региональные таможенные управления – Таможенный комитет. В то же время кодекс и Закон не были полностью свободны от элементов командно-административного стиля в управлении таможенным делом.

С 1986 г. по 1991 г. происходило организационно-правовое развитие таможенной системы. Была закреплен отход от принципа государственной монополии внешней торговли. Вместе с тем новый механизм регулирования внешнеэкономических связей не начал действовать. Отсутствовала законодательная база для радикального реформирования организации таможенного дела. В связи со стремлением модернизации таможенной службы СССР и таможенной политики в период перестройки, требовалось создание нового Таможенного кодекса для регулирования общественных отношений в таможенной сфере, который был принят в 1991 г.

Принципиальные изменения в сфере внешнеэкономической деятельности СССР и ее таможенного обеспечения, ликвидация государственной монополии на внешнюю торговлю; модернизация таможенной службы привели к созданию самостоятельного таможенного ведомства в БССР.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: