Общая характеристика и правовая оценка таможенного кодекса СССР 1991 г

В условиях перестройки внешнеторговых связей Советского Союза, Таможенный кодекс СССР 1964 г. Был уже не в состоянии адекватно регулировать общественные отношения в таможенной сфере. Его модернизация также не дала бы необходимых результатов, требовались кардинальные изменения в таможенном законодательстве и принятие нового Таможенного кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе. В результате Верховным Советом СССР 26 марта 1991 г. был принят новый Таможенный кодекс СССР, который существенно изменил организацию таможенного управления. Предусматривалось создание двух координационных органов – Таможенного-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Проект таможенного кодекса прошел экспертное апробирование в Совете таможенного сотрудничества, проект Закона о Таможенном тарифе – штаб-квартире Генерального соглашения о тарифах и торговле.

Таможенный кодекс 1991 г. Состоял из 138 статей и был поделен на 9 разделов. По своей структуре кодекс сильно отличался от предыдущего многочисленными новыми нормами и положениями и напоминал принятые в 1990-х гг. в странах СНГ таможенные кодексы [смотреть приложение А].

Общие положения. ТК СССР включал в себя 12 статей. Глава 1. В ней говорилось о таможенной политике, таможенном деле, таможенной территории и таможенной границе СССР. Согласно ее положениям в СССР осуществлялась единая таможенная политика на основе принципов федерализма, экономической самостоятельности и взаимной ответственности Союза СССР и республик. Кроме того, новые понятия «таможенная территория» и «таможенная граница» давались в сочетании с также принципиально новым термином «свободные таможенные зоны».

Глава 2. Управление таможенными делом в СССР. Включала в себя принципы руководства таможенным делом, непосредственное осуществление и главные задачи таможенного дела, должностные лица таможенных органов СССР, а также флаг и опознавательные знаки. При Таможенном комитете СССР действовал Таможенно-тарифный совет. Для обеспечения взаимодействия правоохранительных органов Союза ССР и республик в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ действовал Союзный координационный совет. Непосредственное осуществление таможенного дела возлагалось на таможенные органы СССР. Таможенные органы СССР составляли единую общесоюзную систему, которая включала: Таможенный комитет СССР; региональные таможенные управления СССР; таможни СССР. Наряду с прежними задачами перед таможенными органами были поставлены и новые: ведение таможенной статистики; содействие развитию внешнеэкономических связей СССР, республик, регионов СССР; оказание содействия в борьбе с международным терроризмом; проведение научно-исследовательских работ и консультирование в области таможенного дела.

Глава 3 ТК СССР. Отношения таможенных органов СССР и их должностных лиц с иными органами, предприятиями, организациями и гражданами. Данная глава состояла из 5 статей и содержала такие вопросы как ответственность таможенных органов СССР и их должностных лиц перед гражданами, предприятиями и организациями; обжалование неправомерных действий таможенных органов и их должностных лиц, нарушающих права граждан; обжалование предприятиями и организациями неправомерных таможенных действий таможенных органов и их должностных лиц, а также сотрудничество таможенных органов СССР с организациями зарубежных государств и международными организациями. Таможенные органы СССР в целях решения задач таможенного дела взаимодействовали с иными государственными органами (включая правоохранительные), предприятиями, организациями и гражданами. Таможенные органы СССР и их должностные лица, допускающие неправомерные действия по отношению к гражданам, предприятиям и организациям, несли ответственность перед ними в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Союза ССР и республик.

Раздел 2. Перемещение и пропуск через таможенную границу СССР товаров и иных предметов. Глава 1. Правовые и организационные основы перемещения через таможенную границу СССР товаров и иных предметов. Состояла из 3 статей. Данная глава включала в себя термины используемые в данном кодексе. Положения о перемещении через таможенную границу товаров и иных предметов описывала статья 14. В соответствии с законом СССР «О таможенном тарифе» и иными законодательствами СССР, могли перемещаться любые товары и предметы ввоз в СССР и вывоз из СССР которых не был запрещен и ограничен. Также глава содержала информацию о расположении таможен, которые могли располагаться на таможенной границе СССР, совпадающей с государственной границей СССР, а также в пунктах, расположенных на таможенной границе СССР, являющейся пределами свободных таможенных зон и в районах таможенных зон.

Глава 2. Порядок перемещения через таможенную границу СССР товаров и иных предметов. В данной главе устанавливался порядок перемещения через таможенную границу СССР товаров и иных предметов. Товары участников ВЭД беспрепятственно пропускались через таможенную границу при условии декларирования товаров; предоставления оснований, в случае лицензирования товара; предоставления разрешения иных государственных органов, в случае если товар подлежит контролю с их стороны. Данная глава также раскрывала порядок ввоза на таможенную территорию СССР и вывоза за пределы этой территории товаров; порядок транзита; порядок перемещения через таможенную границу СССР валюты, ценностей и наследственного имущества.

Глава 3. Пропуск через таможенную границу СССР. Содержала положения об пропуске товаров и иных предметов через таможенную границу СССР. На тот момент было всего 3 положения, определяющих статус товаров и иных предметов: 1) для свободного обращения на таможенной территории СССР и за пределами этой территории; 2) в целях временного ввоза на таможенную территорию СССР или временного вывоза за пределы этой территории; 3) для транзита через территорию СССР.

Раздел 3. Таможенный контроль. Включала в себя статьи, в которых определялись зоны таможенного контроля; документы необходимые для таможенного контроля; досмотр вещей; освобождение от таможенного контроля. В данном кодексе устанавливался принцип не сплошного, а выборочного таможенного досмотра. Досмотр проводился лишь при наличии оснований предполагать, что гражданин перемещает через таможенную границу СССР товары, подлежащие контролю иных государственных органов или обложению таможенной пошлиной. Особое внимание в разделе было уделено новому понятию – личный досмотр.

Раздел 4. Таможенная пошлина и таможенные сборы. Состояла из статей, устанавливающих обложение таможенной пошлиной товаров и иных предметов; валюту, в которой уплачиваются таможенные сборы; условия отсрочки и рассрочки уплаты таможенных сборов. Таможенные сборы, согласно 44 статье, использовались в целях развитии таможенного дела.

Раздел 5. Таможенное оформление. Разъяснял такие важные вопросы как язык оформления декларации; взятие проб и образцов; обязанности декларанта; права и обязанности перевозчика; сроки хранения товаров под таможенным контролем.

Глава 1. Общие положения определяла порядок таможенного оформления: место и время производства таможенного оформления; язык на котором производится таможенное оформление; таможенное оформление и контроль других государственных органов; взятие проб и образцов и иное.

Глава 2. Декларирование товаров и иных предметов указывала товары и иные предметы, подлежащие декларированию, формы декларирования, обязанности декларанта и иные аспекты, не имевшиеся в кодексе 1964 г.

Глава 3. Перевозка товаров и иных предметов между таможнями. Поясняла права и обязанности перевозчика.

Глава 4. Хранение товаров и иных предметов под таможенным контролем регламентировала сроки хранения товаров, возмещение расходов по хранению, таможенный контроль при хранении, операции с товарами и иными предметами, производимые при хранении предприятиями и организациями.

Раздел 6. Порядок перемещения через таможенную границу СССР предметов международных, иностранных организаций, представительств и лиц, пользующихся на территории СССР таможенными льготами. В данном разделе устанавливались таможенные льготы для дипломатических представительств иностранных государств.

Раздел 7. Контрабанда и нарушения таможенных правил. Производство по делам о контрабанде и нарушениях таможенных правил. Раздел включал в себя 82-132 статьи и состоял из 6 глав. По сравнению с прежним кодексом, эта часть была увеличена более чем на 23 статьи, что свидетельствовала о большем внимании правительства СССР к значительно усилившейся в этот период контрабанде. Принципиально отличалась и сама внутренняя структура разделов, введены новые нормы и понятия. Была увеличена ответственность граждан на основе увеличения штрафов.

Глава 1. Контрабанда. Раскрывалось понятие «контрабанда»: перемещение предметов через таможенную границу СССР помимо или с сокрытием от таможенного контроля, совершенное в крупных размерах либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, а равно такое перемещение наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых отравляющих, радиоактивных, взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему) является контрабандой и наказывается в соответствии с уголовным законодательством.

Глава 2. Нарушение таможенных правил и ответственность за эти нарушения. В ней определялись все возможные таможенные правонарушения и ответственность за них. За неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица таможенного органа при исполнении им своих служебных обязанностей влекло наложение штрафа на граждан, а также и на должностных лиц. Имели место такие нарушения как: неостановка транспортного средства, следующего через таможенную границу СССР; повреждение либо утрата пломб, печатей или иного обеспечения, наложенного таможенным органом; перемещение предметов через таможенную границу СССР помимо таможеного контроля; недекларирование предметов или декларирование их не своим наименованием. Все эти нарушения влеки за собой наложения штрафов в различных размерах, имело место также и конфискация имущества.

Глава 3. Дознание по делам о контрабанде. Согласно данной главе, таможенные органы наделялись правом дознания по делам о контрабанде.

Глава 4. Контролируемые поставки наркотических средств и психотропных веществ. Являлась одной из новых проявлений в международной борьбе с наркотиками и психотропными веществами.

Глава 5. Производство по делам о нарушении таможенных правил. Посвящена формальным действиям таможенных органов в указанной сфере (составление протокола; опрос лиц по делу о нарушении таможенных правил; административное задержание; производство таможенных обследований; изъятие предметов и документов; экспертиза; прекращения производства; сроки рассмотрения дела и иное).

Глава 6. Исполнение постановлений суда либо таможенного органа СССР о наложении административного взыскания. Регламентировалось исполнение постановлений суда либо таможенного органа СССР о наложении административного взыскания.

Раздел 8. Распоряжение товарами и иными предметами. Устанавливался порядок реализации товаров и иных предметов невостребованных владельцами; шла речь о таможенных аукционах; о порядке распоряжения товарами и иными предметами, не подлежащими реализации.

Раздел 9. Международные договоры СССР. Появился в Таможенном Кодексе благодаря перестройке во внешней политике Советского Союза и был направлен на гармонизацию таможенных процедур и формальностей на основе международных договоренностей над национальным законодательством.

Таким образом, новый Таможенный кодекс закрепил принципиально иную систему функционирования таможенных органов СССР. Новый Кодекс узаконил фактически сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган – региональные таможенные управления – таможни. Центральным таможенным органов, который заменил ГУ ГТК стал Таможенный комитет СССР, функции которого теперь были ориентированы на экономическую модель регулирования ВЭД. Наличие региональных таможенных управлений, стало важным шагом к восстановлению многоступенчатости таможенной системы. Предусматривалось вхождение РТУ в единую систему таможенных органов и осуществление им руководства таможенным делом на территории зоны ответственности. Были и другие новинки, но срок действия данного Кодекса оказался непродолжительным из-за распада СССР.

Впервые в Кодексе был использован международный опыт и стандарты правовых норм, применяемые Советом таможенного сотрудничества. Принципиальной новизной отмечались положения об ответственности за таможенные правонарушения.

Большая гибкость была придана системе санкций, обеспечивавшей дифференцированный подход к определению коллективной и индивидуальной ответственности. Кодекс предоставил право таможенным органам вести дознание, принимать неотложные следственные действия лиц в вопросах нарушения таможенных правил.

Срок действия Таможенного кодекса 1991 г. оказался непродолжительным. Он был прерван распадом СССР. Прекращение существования СССР и привело к обновлению таможенного законодательства и перестройке работы таможенных органов. Однако кодекс продолжал действовать в Беларуси и большинстве бывших республик СССР. В Республике Беларусь он утратил силу лишь 3 февраля 1993 г. - в день вступления в действие национального Таможенного кодекса.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значимость таможенной службы в годы СССР, а также периода перестройки, действовавшим на протяжении 1985-1991 гг. играла важную роль при развитии внешней торговли СССР с другими странами и расширением внешнеэкономической деятельности. Увеличение экспорта и импорта способствовало преобразованиям в таможенной политике. Ряд проблем, таких как контрабанда, требовали ужесточения таможенного законодательства, появлению штрафов и взысканий. Установление таможенных пошлин способствовало пополнению казны государства в последствии чего формировалась значительная часть доходов государственного бюджета.

    Таможенная служба прошла различные этапы преобразований и реорганизации её структуры, вплоть до появления различных министерств и ведомств, влияющих на таможенное дело государства и таможенную политику. Все это было связано с проводимой политикой в государстве на каждом сроке действия. 

    В ходе проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. История широкомасштабных преобразований в СССР началась с 1985 г. с приходом к власти М.С. Горбачева. Преобразования затронули все области деятельности государства как внутренние, так и внешние. Наиболее важные изменения произошли в экономической сфере, которым способствовала экономическая реформа. Постепенно был принят отказ от монополии внешней торговли, что содействовало предприятиям в налаживании прямых контактов с иностранными партнерами.

2. Развитие и расширение внешней торговли, а также защита и укрепление внешнеэкономических интересов являлись важнейшими задачами внешнеэкономической деятельности. Все это во многом зависело от надежного правового обеспечения деятельности государства и других хозяйствующих субъектов в области внешнеэкономических связей.

Либерализация привела к свободному перемещению товаров для юридических и физических лиц, что в последующем привело к росту контрабанды. Экономических кризис привел к снижению цен на нефть и газ. Увеличение экспорта и импорта привело к увеличению роли таможенной службы. Таможенный тариф 1981 г. расширил ввоз товаров на беспошлинной основе, а также ужесточил права ввоза в страну запрещенных товаров.

 3. Проведение экономических реформ привели к изменениям в таможенной политике. В связи с увеличением контрабанды был принят Закон о государственной границе СССР, который подчеркнул роль таможенных учреждений. Был образован ГУ ГТК при Совете Министров СССР. С этого времени началась реорганизация управления таможенным делом. Таможенная служба получила определенную самостоятельность. Функциональной обязанностью нового таможенного органа явилась борьба с контрабандой. Существующие отделы ГТУ в составе ГУ ГТК были преобразованы в управления, происходила переподготовка кадров. В 1989 году началась формироваться новая таможенная политика, изменились функции таможенных органов. Изменения затронули таможенные учреждения и на территории Беларуси. В условиях перестройки внешнеторговых связей был принят новый Таможенный кодекс СССР 1991 года.

4. Таможенный кодекс СССР 1991 г., сделавший лишь первый шаг навстречу рыночной экономике и либерализации внешнеэкономической деятельности, не в полной мере отвечал новым реалиям и обстановке, сложившейся во внешней торговле, в решении задач создания действенного механизма тарифного регулирования и осуществления таможенного контроля. Он был ориентирован на монополию внешней торговли. И новый Таможенный кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 г. были ориентированы на административно-командную экономику. Крайне ограниченный набор средств таможенного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений. Таможенный кодекс базировался на принципах единства таможенной территории и таможенного законодательства, создания необходимых экономических условий для формирования единого экономического пространства, охватывающего все регионы. Таможенный кодекс 1991 г. вносил принципы децентрализации и стал основой принятым в 1990-е гг. в странах СНГ таможенным кодексам.

Итоги периода перестройки неоднозначны. М.С. Горбачев и его сподвижники не достигли поставленных в 1985 г. целей. Им не удалось построить демократический социализм и достичь эффективности в сфере экономики. Главными результатами перестройки стали распад СССР т прекращение построения социалистического общества. Перестройка сопровождалась сокращением производства, понижением цен на нефть и газ, распадом хозяйственных связей и понижением уровня жизни большинства граждан СССР.

Хотела бы продолжить дальнейшее исследование таможенной политики на более детальном уровне, а именно расширить диапазон изучения реформ проводимых в период 1985-1991 гг.; влияние процессов, происходивших в это время и влияние их на развитие таможенной службы на данном этапе. Детально рассмотреть организационную структуру таможенной службы и взаимосвязь её развития периода перестройки с развитием в настоящее время. Влияние процессов того времени на действующую политику на основе правовых актов и постановлений. Охарактеризовать и провести сравнительный анализ организации таможенной службы в период перестройки с организацией на современном этапе развития.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. История Отечества: Учебник для вузов / Скворцова Е.М., Маркова А.Н. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»).

2. История Советского государства. 1990-1991 / Н. Верт: Пер. с фр. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, Издательство «Весь Мир», 1998. – 544 с.

3. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг.: Курс лекций. – М.:Аспект Пресс, 2002. – 367 с.

4. История России. 1917—2004: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. — М.: Аспект Пресс, 2005. – 816 с.

5. История таможенного дела и таможенной политики России: Учебное пособие / Старовойтова Е.Н., Долидович О.М. – СПб.: Троицкий мост, 2012. – 176 с.

6. Из истории таможенного дела: материалы и документы (Учебное пособие). / Составитель Соловьева А.К. – Мн.: «ФРИП», 1997. – 157 с.

7. Государственная служба Республики Беларусь. История и современность / Под. общ. ред. А.Ф. Шпилевского. – Минск: Белтаможсервис, 2006.

8. История таможенного дела Беларуси: Уч. метод. Пособие. / В.А. Острога. – Мн.:,2005. 85 с.

9. Из истории таможенной службы А.К. Соловьев Минск 1998

10.  Таможенная служба. В 2 кн. Кн.2. Борьба с контрабандой / В.Ю. Саяпин.-Гродно: Гродн.тип., 2005. – 616 с., [32] л. ил.: ил.

11.  Таможенное дело: учеб. Пособие / Т.В. Сорокина, Л.И. Тарарышкина, И.В. Цыкунков [и др.]; под ред. Т.В. Сорокиной. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 159 с.

12.  История таможенного дела и таможенного права Беларуси: учеб. Пособие / В.А. Острога. – Минск: Бип – С, 2005.

13.  Основы таможенной службы: практическое пособие / И.И. Дубик, Ю.Н. Дарман, В.А. Острога, В.М. Патара, В.М. Сантарцевич. – Минск: Белтаможсервич.2011. – 296 с.: ил.

14.  Таможенное дело: практикум / И.В. Цыкунов [и др.]; под ред. И.В. Цыкунова. – Минск: БГЭУ, 2013. – 116 с.

15.  Основы таможенной службы: практическое пособие / И.И. Дубик, Ю.Н. Дырман, В.А. Острога, В.М. Патара, В.М. Сантарович. – Минск: Белтаможсервис,2011. – 296 с.: ил.

16.  Основы таможенного дела: Учебник / В.А. Гошин, А.Н. Сиротский, Н.А. Дубинский и др.; Под ред. А.Н. Сиротского, В.А. Гошина. – Мн.: БГУ, 2003. – 475 с.

17.  Моя профессия – таможенник / И.И. Дубик, В.А. Отрога, В.М. Сантарович. – Минск: Белтаможсервис, 2011. – 68 с.

18.  На страже культурного наследия: Таможенная служба Беларуси в борьбе с контрабандой культурных ценностей / В.П. Шостак [и др.]; под общ. ред. А.Ф. Шпилевского. – 2-е изд. – Минск: Белтаможсервис, 2009. – 256 с.: ил.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: