На четвертом году обучения главным критерием восприятия является способность ребенка оценить выразительность и оригинальность каждого задания. С этой целью школьникам предлагается одно и то же задание выполнять различными составами, выявляя при этом разницу исполнения. Театрально-исполнительская деятельность школьников в IV классе разворачивается на материале исполнения роли по драматургическому заданию. Осваивается взаимосвязь образа, текста, задачи, действия. Раскрывается значение импровизации-игры в театральном искусстве, без которой оно не существует, но которую можно оценить. Ученики знакомятся с влиянием истории, среды, характера, ситуации, на логику поведения персонажа.
Работа строится на упражнениях, связанных с игровым воплощением драматургического задания:
- Шумы по ремаркам,
- Монологи,
- Логика действия в диалоге,
- Обыгрывание элементов костюма,
- Логика поведения и костюм,
- Этюды по пьесе,
- Импровизация при заданных обстоятельствах.
В четвертом классе закладываются практические навыки для подготовки детей к восприятию целостного образа спектакля, как коллективного творчества; посильное участие во всех этапах подготовки, включая оформление. Дети подбирают и создают костюм, декорацию, реквизит, шумовое оформление к спектаклю, к своим эскизным постановкам.
|
|
Формируются навыки творческой дисциплины: чувство «боли» за коллективный труд и осознание необходимости своего участия в нем; знание текста роли (не только своей, но и партнеров), готовность в любой момент помочь своему товарищу, а при необходимости и заменить его.
В 4 классе с успехом проходят упражнения: "Превращение комнаты", "Превратился сам", "Иллюстрация", озвучивание иллюстраций, диафильмов, чтение басен по ролям, "Скажи так же", "Ключики", сказочные персонажи.
В конце 4 класса дети приобретают возможность пользоваться в речи терминами: словесные действия, подтекст, ассоциации, событие, сценическая задача, замысел, характер, амплуа, тираж, трагедия, комедия, драма.
Заключительным этапам занятий является подготовка целого спектакля, в котором дети демонстрируют полученные навыки.
По результатам театрального обучения в начальной школе поводится экзамен-экспром концерт.
Класс делится на группы (по принципу случайности) в присутствии комиссии, экзаменаторов. В подготовку концерта входят подбор номеров (их сочинение) и оформление концерта, начиная с монтировки, костюмирования, освещения и декорационного оформления из подручных средств (что оценивается особо). Исполнительские достижения фиксируются оценкой «отлично». Групповая оценка за сочинение и организацию ставится всем участникам одинаковая.
|
|
В течение четырех лет обучения по театральной программе происходит развитие психологических особенностей личности (характера, способностей), формирование эмоционально-волевых качеств и познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления, воображения).
Заключение:
По ходу раскрытия темы и всех вопросов касательно ее мы узнали, что все техники, методы и приемы, присущие школьной театральной педагогике, здесь обедняются за счет главной составляющей - за счет целостной личностной включенности ученика и учителя в образовательный процесс. Я попытался показать, что все передовые современные модели образования обращены к разуму ученика.
Школьная театральная педагогика может таким образом восполнить тот самый главный дефицит развития Человеческого в Человеке, который убережет его от превращения в умную машину. Но это, разумеется, только в том случае, если театральная педагогика, как отдельная ячейка не продолжит свое развитие и приспособление сфере образования. Что конкретно касается развития выразительной речи у детей, то можно сказать, что это часть становления школьника как личности является одной из главных, потому как богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи: выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Вопрос, который был задан раскрыт в полной мере, материал данный в работе взят из методических пособий по Театральной педагогиек.
1. https://infourok.ru/ispolzovanie-elementov-teatralnoy-pedagogiki-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-s-celyu-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-580596.htmlhttps://infourok.ru/ispolzovanie-elementov-teatralnoy-pedagogiki-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-s-celyu-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-580596.html
2. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/eliemienty-tieatral-noi-piedaghoghiki-v-obrazovatiel-nom-protsiessie
3. http://www.ug.ru/archive/54176
4. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/eliemienty-tieatral-noi-piedaghoghiki-v-obrazovatiel-nom-protsiessie
5. https://infourok.ru/uchebnometodicheskoe-posobie-po-kursu-teatralnoe-iskusstvo-v-shkole-metodic
6. https://heskie-ukazaniya-osnovnaya-literatura-383739.html
7. https://ciur.ru/izh/izh_ulsut/DocLib3/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B%20%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0.pdf
8. https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2015/02/15/vneurochnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole
9. https://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-detei-sredstvami-teatralnogo-iskustva-574937.html
10. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/675533/
11. http://www.ug.ru/archive/54176
12. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologiya_teatralnoj_pedagogiki_na_urokah_anglij_225755.html
13. Программы по художественному творчеству. - М,
14. Речевой этикет./ Под ред. В.А. Москвиной. - Екатеринбург, 1995.
15. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. - М, 1983.
16. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе. Раздел: С Клубков. Уроки